СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии 8 класс "Оксиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по химии по теме: "Оксиды".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии 8 класс "Оксиды"»

Урок по теме «Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.».


Тип:

урок изучения нового материала.


Цели урока:

образовательные:

– формирование представлений об оксидах;

- выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.

воспитательные:

– воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания;

развивающие:

– развивать коммуникативные умения через работу в парах, развивать самостоятельность;

– формировать умения выделять главное, логически излагать материал;

– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.


Планируемые результаты:


  1. Личностные:

Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.

  1. Метапредметные:

Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом,

оценивать свои учебные достижения.

  1. Предметные:

Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, описывать свойства оксидов с помощью уравнений

химических реакций.


Методы обучения:

беседа, объяснение, постановка и решение учебных проблем.

Ресурсы:

ЭОР, мультимедиа средства.



Ход урока


I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя.


II. Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.


Провожу «мозговой штурм» для самостоятельного определения темы урока.

Тема сегодняшнего урока .... А вот это вы узнаете, когда отгадаете кроссворд. На работу вам отводится 2 мин. Работая парами, впишите химические термины в бланк и найдите ключевое слово.



По горизонтали:

  1. Коль хлор в конце формулы стоит, то перед нами вещество - …

  2. Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 28 а.е.м.

  3. Он бесцветный, но тяжелый,

В нем огонь всегда веселый.

Он в крови у нас живет,

Ну, конечно …

  1. Назовите науку о веществах и их превращениях

5. Он с морской капустой дружит,

И лекарством людям служит,

Знает млад и стар народ –

Коль ушиб, то нужен …

  1. Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных


Молодцы! Правильно - оксиды. Это тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради (слайд №1).


III. Изучение нового материала


С кислородом ходит парой,

То металл, то неметалл он,

Дружбу связями скрепит

Всем известный класс… (ОКСИД).


Вспомните, пожалуйста, определение класса ОКСИДОВ и запишите его в тетрадь (слайд №2)

А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом.

На экране формулы (H2O; KI; HCI; HNO3) (слайд № 2)

Например:

водород кислородович;

калий йодович;

водород хлорович;

водород азотович трехкислов

Задание

Попробуйте составить формулы веществ, названных по этому принципу и которые приведены на экране (слайд №2)


- А как сейчас будут звучать названия этих веществ?

Запишите в тетрадь рядом с формулой вещества его название по современной номенклатуре.

Назовите приведённые ниже формулы оксидов (слайд №2) по международной номенклатуре:

CO2, FeO, CO, SO3, N2O5, K2O, SO2, CaO, Fe 2O3


Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении названий для каждого оксида? (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия: CO2 и CO).

Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того же химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения" названий для каждого из веществ необходимо в конце указать валентность этого химического элемента. Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности.

CO - оксид углерода (II)

CO2 - оксид углерода (IV)

Задание

Назовите другие пары оксидов, образованные элементами с переменной валентностью- Fe и S.

(FeO - оксид железа (II), Fe2O3 - оксид железа (III), SO2 - оксид серы (IV), SO3 - оксид серы (VI)).


Давайте познакомимся с современной классификацией оксидов.

(слайд №3)

Обратите внимание и запомните: неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы с валентностью I и II, преимущественно образуют основные оксиды. Металлы с валентностью V, VI, VII - кислотные оксиды. А металлы с валентностью III и VI – амфотерные оксиды. Запомнить это правило вам помогут четверостишия:


Неметаллы, знай, мой друг,

Строго все себя ведут:

Коль в оксиды он подался -

Так "кислотным" и назвался!


Металл хотел запутать нас,

Но я найду опору:

Если валентность меньше трех -

Оксид зову "основным".


Ну, а уж если повезло,

Валентность пять и выше –

Я буду помнить, всем назло,

Оксид "кислотным" кличут.

Вывод:  характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента. Например, CrO (II - основный); Cr2O3 (III  - амфотерный); CrO3 (VI - кислотный)

Задание

Распределите приведённые формулы оксидов по группам, приведённым на экране:

К2O, Al2O3, Сl2O7, FeO, Mn2O, NO, CrO3, CrO,P2O5, Mn2O7, CO, Fe2O3, , Cr2O3, N2O.

А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать (слайд № 5)

Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 , НNО3, PbO, Н2О2

Следующая цель нашего урока - физические свойства оксидов. Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном стихотворении.


Широка натура у оксидов,

Камнем вниз, а то рекой течет,

А захочет - газ различных видов,

И веществ создаст круговорот.


Может черным быть, и белым,

Может с запахом и без,

Не оставит вас без дела:

"Изучайте - мир чудес!"


Задание

Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить эти свойства (оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха). На места пропусков в задании вставьте соответствующие формулы оксидов (слайд № 6)

Сверьте свои ответы с правильными ответами на экране (слайд № 7)


IV. Закрепление материала

А сейчас вам предстоит творческая работа– составление синквейна. Для тех, кто забыл, напомним, что синквейн – это….(слайды №8,9)

Вам предлагается тема, на которую вы с соседом по парте в течение 2-х минут должны будете составить синквейн и прочитать всему классу.

(Вода, углекислый газ, известь негашёная, песок, угарный газ, сернистый газ, оксид железа (II), оксид железа (III), оксид серы (VI), оксид алюминия). (Слайде № 10)


V. Рефлексия

Урок подошёл к концу. Обратите внимание, что на экране записаны следующие фразы:

  1. Меня удивило….

  2. Я задумался…

  3. У меня возник вопрос…

Пожалуйста, закончите эти фразы в ваших тетрадях.

VI. Домашнее задание

Прочесть &30 и написать небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни человека».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!