СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии на тему "Химические свойства оксидов " 11 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по химии на тему "Химические свойства оксидов " 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии на тему "Химические свойства оксидов " 11 класс»



ПЛАН КОНСПЕКТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ХИМИИ НА ТЕМУ «Химические свойства оксидов » 11 класс

Подготовила учитель химии Ахмедова З.С.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные: обобщить знания учащихся о составе оксидов и их классификацию, изучить свойства основных и кислотных оксидов

Развивающие: расширить имеющиеся знания по теме, развивать умение работать с лабораторным оборудованием, анализировать информацию учебника, работать над развитием речи, продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся, развивать мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов

Воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; рефлексии учебной деятельности

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор, презентация

  • лабораторная посуда;

  • реактивы: соляная кислота, карбонат кальция, индикаторы – метиловый оранжевый, фенолфталеин.

  • рисунки, схемы и текст учебника.


Структура урока

1. Организационный момент 
2. План урока:

  1. Определение оксидов.

А) Классификация,

  1. Химические свойства:

А) Солеобразующих оксидов:

Основных оксидов

Кислотных оксидов

Амфотерных оксидов



3. Закрепление полученных знаний 
4. Домашнее задание 
5. Рефлексия

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствует обучающихся и определяем готовность к уроку

«Куда ни глянь –

Кругом оксиды,

Оксидам слава и хвала».



Вступительное слово учителя:


Кислород есть на планете,

Он находится везде,

Помогает всюду людям

И в работе, и в труде.

Кислород – он двухвалентен,

Есть он в море, на земле.

Кислородом люди дышат,

Птицы тоже – в вышине.

Он горенью помогает,

К окисленью приведет,

Всюду всем везде поможет,

Жить без него нельзя.

Ребята, какие соединения образует кислород с

другими элементами?

Дайте определение классу оксиды.


Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, со степенью окисления -2.


Оксиды: 1. Кислотные

2. Основные (солеобразующие)

3. Амфотерные

4. Безразличные (несолеобразующие)

Как определить характер оксида:

1. Определяем с.о. элемента, образующего оксид.

1) Если с.о. элемента = +4 или более, то оксид - кислотный

2) Если с.о. элемента = +3, и элемент – металл,- то оксид амфотерный

Если с.о. элемента = +3, и элемент – неметалл,- то оксид кислотный

3) Если с.о. элемента = +1 или +2 , и элемент – металл,- то оксид - основный

Если с.о. элемента = +1 или +2 , и элемент – неметалл,- то оксид безразличный (несолеобразующий)

( в каждом правиле есть свои исключения, например:

  • ZnO, BeO – амфотерные оксиды,

  • оксиды галогенов – кислотные,

  • N2O – несолеобразующий)

Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. Например: CO2 – H2CO3 ; SO3 – H2SO4; SO2 – H2SO3

Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. Например: Na2O – NaOH; BaO – Ba(OH)2

Амфотерные оксиды – эти оксиды обладают двойственным характером (кислотных и основных оксидов). Им соответствуют амфотерные гидроксиды.

Например: Al2O3 – Al(OH)3; Fe2O3 – Fe(OH)3; ZnO – Zn(OH)2 ( тоже амфотерный, несмотря на то, что Zn – с.о. +2)

Несолеобразующие оксиды – оксиды, которым не соответствуют ни кислоты, ни основания.

Например: CO; N2O и др.


ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ

1. С ВОДОЙ = КИСЛОТА

Тут следим за степенью окисления неметалла.

SO2 + H2O → H2SO3

Исключение: SiO2, он нерастворим в воде.

Для NO2 и СlO2 нет кислот с такими же степенями окисления. Поэтому при

реакции с водой происходит реакция диспропорционирования.

2NO2 +H2O → HNO3 + HNO2

3NO2+ H2O → 2HNO3 + NO (при нагревании)

2ClO2 + H2O → HClO3 + HClO2

6СlO2 + 3H2O → 5HClO3 + HCl (при нагревании)

Углекислый газ CO2 и сернистый газ SO2 реагируют с водой обратимо.

2. С ОСНОВАНИЯМИ = СОЛЬ + ВОДА

Растворимые кислотные оксиды реагируют с основаниями при обычных

условиях.

Образуется соль соответствующей кислоты (С.О. неметалла должна быть

одинаковой в соли и в оксиде).

SiO2 - нерастворимый оксид, поэтому реагирует с основаниями при

нагревании.

N2O5 + 2NaOH → 2NaNO3 + H2O

Если оксиду соответсвует многоосновная кислота (несколько водородов

H2SO4, H3PO4), то при реакции с основанием можно получить кислую соль.

Для этого кислотный оксид берем в избытке.

CO2 (изб) + NaOH → NaHCO3

Так как у NO2 и СlO2 нет соответствующих кислот, при взаимодействии с

щелочами протекает реакция диспропорционирования

2NO2 + 2NaOH → NaNO2 + NaNO3 + H2O

2ClO2 + 2NaOH → NaClO2 + NaClO3 + H2O

8ClO2 + 8NaOH → 3NaCl + 5NaClO4 + 4H2O (при нагревании)

3. С ОСНОВНЫМИ ИЛИ АМФОТЕРНЫМИ ОКСИДАМИ = СОЛЬ

Здесь важно запомнить:

а) Если один из оксидов твёрдый, то реакция идёт при нагревании.

б) Если амфотерный или основный оксид нерастворимый, то реакция пойдёт

только с жидким или с твёрдым кислотным оксидом (с летучими не пойдёт).

3SO3 + Al2O3 → Al2(SO4)3

Оксид алюминия нерастворимый, поэтому реакция пойдет

1. При нагревании,

2.С жидким оксидом серы IV

SiO2 + Na2O → Na2SiO3

Оксид натрия растворимый, но оксид кремния - нет, поэтому реакция пойдет

при нагревании.

CO2 + Na2O → Na2CO3

Оксид натрия растворим, поэтому он сможет прореагировать с углекислым

газом, и поэтому же не нужно ничего нагревать.

4. НЕЛЕТУЧИЙ ОКСИД + СОЛЬ = НОВАЯ СОЛЬ + ЛЕТУЧИЙ ОКСИД

Менее летучие кислотные оксиды выталкивают из солей более летучие

кислотные оксиды при нагревании.

P2O5 + 3Na2CO3 → 2Na3PO4 + 3CO2

3SiO2 + 2K3PO4 → 3K2SiO3 + P2O5

5. МАГИЯ ФОСФОРНОГО АНГИДРИДА

P2O5 - очень хорошо отнимает воду.

По-умному он сильный дегидратирующий агент.

Есть правило, что противоположности притягиваются, а одинаковые

отталкиваются. Кислоты не будут реагировать с кислотными оксидами,

основания с основными оксидами и тд.

Но наш агент P2O5 хитёр и силён, поэтому у него есть особенные свойства.

Если мы его смешаем с раствором кислоты, то он сразу соединится с водой.

И получится 2 кислоты в одной колбе

А если воды не будет? Правильно, он отнимет эту воду у кислоты!

То есть P2O5 будет реагировать с кислотами, если рядом нет воды.

То есть с безводными кислородсодержащими кислотами.

P2O5 + 2HNO3 (безводн) → 2HPO3 + N2O5

ОСНОВНЫЕ ОКСИДЫ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

К основным оксидам относятся оксиды металлов в СО +1 и +2 (Na2O, CaO)

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ZnO, BeO, PbO - амфотерные оксиды, хотя их СО +2.

Основные оксиды делятся на два типа: активные и малоактивные.

Активные: оксиды щелочных и щелочноземельных металлов.

Малоактивные: все остальные.

1. С ВОДОЙ = ОСНОВАНИЯ

Реагируют только активные оксиды. Образуются щёлочи.

И исключение MgO. Оксид магния реагирует с водой при нагревании.

Образуется нерастворимое основание.

Na2O + H2O → 2NaOH

MgO + H2O → Mg(OH)2

2. С КИСЛОТНЫМИ ОКСИДАМИ

См. в кислотных оксидах.

3. С АМФОТЕРНЫМИ ОКСИДАМИ

Реакции протекают при высоких температурах.

Образуются соли.

Рассмотрим на амфотерности.

4. С КИСЛОТАМИ = СОЛЬ И ВОДА

CaO + 2HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O


АМФОТЕРНЫЕ ОКСИДЫ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

1. С КИСЛОТНЫМИ ОКСИДАМИ

Всегда при нагревании.

Не реагируют с CO2 и SO2.

Образуются соли.

ZnO + SO3 → ZnSO4

2. С ОКСИДАМИ ЩМ И ЩЗМ

Всегда при нагревании.

Образуются цинкаты, алюминаты и тд.

ZnO + Na2O → Na2ZnO2

3. С КИСЛОТАМИ

Al2O3 + 2H3PO4 → 2AlPO4 + 3H2O

4. С ЩЕЛОЧАМИ ПРИ СПЛАВЛЕНИИ

Всегда при нагревании.

ZnO + 2NaOH(тв) → Na2ZnO2 + H2O

5. С ЩЕЛОЧАМИ В РАСТВОРЕ

Образуются комплексные соединения.

Al2O3 + 2NaOH + 3H2O → Na[Al(OH)4]

6. С СОЛЯМИ

При нагревании.

Реагируют с карбонатами и сульфитами.

Нелетучие амфотерные оксиды выталкивают углекислый и сернистый газы

из солей.

Al2O3 + Na2CO3 → 2NaAlO2 + CO2↑


4.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися. Выполнений заданий.

Вариант 1

С какими из следующих веществ будет реагировать ВаО:

ВаО + SO3

ВаО + P2O5

ВаО + NaOH→

ВаО + Na2SO4

ВаО + HNO3


С какими из следующих веществ будет реагировать AI2О3:

AI2О3+ SO3

AI2О3 + P2O5

AI2О3 + NaOH→

AI2О3 + Na2SO4

AI2О3 + HNO3


С какими из следующих веществ будет реагировать N2О5:

N2О5 + SO3

N2О5 + P2O5

N2О5 + NaOH→

N2О5 + Na2SO4

N2О5 + HNO3




5.Итоги урока.

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.


6.Домашнее задание.

§18 с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради

Задание 1.

Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5

Задание 2.

Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?

Задание 3.

При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.


5. Рефлексия

С помощь смайликов показывают

-настроение

- отношение к материалу







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!