ПЛАН КОНСПЕКТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ХИМИИ НА ТЕМУ «Химические свойства оксидов » 11 класс
Подготовила учитель химии Ахмедова З.С.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные: обобщить знания учащихся о составе оксидов и их классификацию, изучить свойства основных и кислотных оксидов
Развивающие: расширить имеющиеся знания по теме, развивать умение работать с лабораторным оборудованием, анализировать информацию учебника, работать над развитием речи, продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся, развивать мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов
Воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; рефлексии учебной деятельности
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор, презентация
лабораторная посуда;
реактивы: соляная кислота, карбонат кальция, индикаторы – метиловый оранжевый, фенолфталеин.
рисунки, схемы и текст учебника.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. План урока:
Определение оксидов.
А) Классификация,
Химические свойства:
А) Солеобразующих оксидов:
Основных оксидов
Кислотных оксидов
Амфотерных оксидов
3. Закрепление полученных знаний
4. Домашнее задание
5. Рефлексия
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствует обучающихся и определяем готовность к уроку
«Куда ни глянь –
Кругом оксиды,
Оксидам слава и хвала».
Вступительное слово учителя:
Кислород есть на планете,
Он находится везде,
Помогает всюду людям
И в работе, и в труде.
Кислород – он двухвалентен,
Есть он в море, на земле.
Кислородом люди дышат,
Птицы тоже – в вышине.
Он горенью помогает,
К окисленью приведет,
Всюду всем везде поможет,
Жить без него нельзя.
Ребята, какие соединения образует кислород с
другими элементами?
Дайте определение классу оксиды.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, со степенью окисления -2.
Оксиды: 1. Кислотные
2. Основные (солеобразующие)
3. Амфотерные
4. Безразличные (несолеобразующие)
Как определить характер оксида:
1. Определяем с.о. элемента, образующего оксид.
1) Если с.о. элемента = +4 или более, то оксид - кислотный
2) Если с.о. элемента = +3, и элемент – металл,- то оксид амфотерный
Если с.о. элемента = +3, и элемент – неметалл,- то оксид кислотный
3) Если с.о. элемента = +1 или +2 , и элемент – металл,- то оксид - основный
Если с.о. элемента = +1 или +2 , и элемент – неметалл,- то оксид безразличный (несолеобразующий)
( в каждом правиле есть свои исключения, например:
ZnO, BeO – амфотерные оксиды,
оксиды галогенов – кислотные,
N2O – несолеобразующий)
Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. Например: CO2 – H2CO3 ; SO3 – H2SO4; SO2 – H2SO3
Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. Например: Na2O – NaOH; BaO – Ba(OH)2
Амфотерные оксиды – эти оксиды обладают двойственным характером (кислотных и основных оксидов). Им соответствуют амфотерные гидроксиды.
Например: Al2O3 – Al(OH)3; Fe2O3 – Fe(OH)3; ZnO – Zn(OH)2 ( тоже амфотерный, несмотря на то, что Zn – с.о. +2)
Несолеобразующие оксиды – оксиды, которым не соответствуют ни кислоты, ни основания.
Например: CO; N2O и др.
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ
1. С ВОДОЙ = КИСЛОТА
Тут следим за степенью окисления неметалла.
SO2 + H2O → H2SO3
Исключение: SiO2, он нерастворим в воде.
Для NO2 и СlO2 нет кислот с такими же степенями окисления. Поэтому при
реакции с водой происходит реакция диспропорционирования.
2NO2 +H2O → HNO3 + HNO2
3NO2+ H2O → 2HNO3 + NO (при нагревании)
2ClO2 + H2O → HClO3 + HClO2
6СlO2 + 3H2O → 5HClO3 + HCl (при нагревании)
Углекислый газ CO2 и сернистый газ SO2 реагируют с водой обратимо.
2. С ОСНОВАНИЯМИ = СОЛЬ + ВОДА
Растворимые кислотные оксиды реагируют с основаниями при обычных
условиях.
Образуется соль соответствующей кислоты (С.О. неметалла должна быть
одинаковой в соли и в оксиде).
SiO2 - нерастворимый оксид, поэтому реагирует с основаниями при
нагревании.
N2O5 + 2NaOH → 2NaNO3 + H2O
Если оксиду соответсвует многоосновная кислота (несколько водородов
H2SO4, H3PO4), то при реакции с основанием можно получить кислую соль.
Для этого кислотный оксид берем в избытке.
CO2 (изб) + NaOH → NaHCO3
Так как у NO2 и СlO2 нет соответствующих кислот, при взаимодействии с
щелочами протекает реакция диспропорционирования
2NO2 + 2NaOH → NaNO2 + NaNO3 + H2O
2ClO2 + 2NaOH → NaClO2 + NaClO3 + H2O
8ClO2 + 8NaOH → 3NaCl + 5NaClO4 + 4H2O (при нагревании)
3. С ОСНОВНЫМИ ИЛИ АМФОТЕРНЫМИ ОКСИДАМИ = СОЛЬ
Здесь важно запомнить:
а) Если один из оксидов твёрдый, то реакция идёт при нагревании.
б) Если амфотерный или основный оксид нерастворимый, то реакция пойдёт
только с жидким или с твёрдым кислотным оксидом (с летучими не пойдёт).
3SO3 + Al2O3 → Al2(SO4)3
Оксид алюминия нерастворимый, поэтому реакция пойдет
1. При нагревании,
2.С жидким оксидом серы IV
SiO2 + Na2O → Na2SiO3
Оксид натрия растворимый, но оксид кремния - нет, поэтому реакция пойдет
при нагревании.
CO2 + Na2O → Na2CO3
Оксид натрия растворим, поэтому он сможет прореагировать с углекислым
газом, и поэтому же не нужно ничего нагревать.
4. НЕЛЕТУЧИЙ ОКСИД + СОЛЬ = НОВАЯ СОЛЬ + ЛЕТУЧИЙ ОКСИД
Менее летучие кислотные оксиды выталкивают из солей более летучие
кислотные оксиды при нагревании.
P2O5 + 3Na2CO3 → 2Na3PO4 + 3CO2
3SiO2 + 2K3PO4 → 3K2SiO3 + P2O5
5. МАГИЯ ФОСФОРНОГО АНГИДРИДА
P2O5 - очень хорошо отнимает воду.
По-умному он сильный дегидратирующий агент.
Есть правило, что противоположности притягиваются, а одинаковые
отталкиваются. Кислоты не будут реагировать с кислотными оксидами,
основания с основными оксидами и тд.
Но наш агент P2O5 хитёр и силён, поэтому у него есть особенные свойства.
Если мы его смешаем с раствором кислоты, то он сразу соединится с водой.
И получится 2 кислоты в одной колбе
А если воды не будет? Правильно, он отнимет эту воду у кислоты!
То есть P2O5 будет реагировать с кислотами, если рядом нет воды.
То есть с безводными кислородсодержащими кислотами.
P2O5 + 2HNO3 (безводн) → 2HPO3 + N2O5
ОСНОВНЫЕ ОКСИДЫ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
К основным оксидам относятся оксиды металлов в СО +1 и +2 (Na2O, CaO)
ИСКЛЮЧЕНИЯ: ZnO, BeO, PbO - амфотерные оксиды, хотя их СО +2.
Основные оксиды делятся на два типа: активные и малоактивные.
Активные: оксиды щелочных и щелочноземельных металлов.
Малоактивные: все остальные.
1. С ВОДОЙ = ОСНОВАНИЯ
Реагируют только активные оксиды. Образуются щёлочи.
И исключение MgO. Оксид магния реагирует с водой при нагревании.
Образуется нерастворимое основание.
Na2O + H2O → 2NaOH
MgO + H2O → Mg(OH)2
2. С КИСЛОТНЫМИ ОКСИДАМИ
См. в кислотных оксидах.
3. С АМФОТЕРНЫМИ ОКСИДАМИ
Реакции протекают при высоких температурах.
Образуются соли.
Рассмотрим на амфотерности.
4. С КИСЛОТАМИ = СОЛЬ И ВОДА
CaO + 2HNO3 → Ca(NO3)2 + H2O
АМФОТЕРНЫЕ ОКСИДЫ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
1. С КИСЛОТНЫМИ ОКСИДАМИ
Всегда при нагревании.
Не реагируют с CO2 и SO2.
Образуются соли.
ZnO + SO3 → ZnSO4
2. С ОКСИДАМИ ЩМ И ЩЗМ
Всегда при нагревании.
Образуются цинкаты, алюминаты и тд.
ZnO + Na2O → Na2ZnO2
3. С КИСЛОТАМИ
Al2O3 + 2H3PO4 → 2AlPO4 + 3H2O
4. С ЩЕЛОЧАМИ ПРИ СПЛАВЛЕНИИ
Всегда при нагревании.
ZnO + 2NaOH(тв) → Na2ZnO2 + H2O
5. С ЩЕЛОЧАМИ В РАСТВОРЕ
Образуются комплексные соединения.
Al2O3 + 2NaOH + 3H2O → Na[Al(OH)4]
6. С СОЛЯМИ
При нагревании.
Реагируют с карбонатами и сульфитами.
Нелетучие амфотерные оксиды выталкивают углекислый и сернистый газы
из солей.
Al2O3 + Na2CO3 → 2NaAlO2 + CO2↑
4.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися. Выполнений заданий.
Вариант 1
С какими из следующих веществ будет реагировать ВаО:
ВаО + SO3 → |
ВаО + P2O5 → |
ВаО + NaOH→ |
ВаО + Na2SO4 → |
ВаО + HNO3→ |
С какими из следующих веществ будет реагировать AI2О3:
AI2О3+ SO3 → |
AI2О3 + P2O5 → |
AI2О3 + NaOH→ |
AI2О3 + Na2SO4 → |
AI2О3 + HNO3→ |
С какими из следующих веществ будет реагировать N2О5:
N2О5 + SO3 → |
N2О5 + P2O5 → |
N2О5 + NaOH→ |
N2О5 + Na2SO4 → |
N2О5 + HNO3→ |
5.Итоги урока.
Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.
6.Домашнее задание.
§18 с. 207 и §19 с. 238. Записи в тетради
Задание 1.
Составьте уравнения реакций, подтверждающие свойства оксидов Li2O, BeO, P2O5
Задание 2.
Вычислите массовую долю элемента, образовавшего оксиды: оксид марганца (II), оксид марганца (IV), оксид марганца (VII). В каком оксиде наибольшая массовая доля элемента (Mn)?
Задание 3.
При пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция получили кислую соль – гидрокарбонат кальция массой 8,1 г. Определите объем оксида углерода(IV), который был пропущен через раствор.
5. Рефлексия
С помощь смайликов показывают
-настроение
- отношение к материалу