Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция; Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее; Коммуникативные: владение монологической речью; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации. Личностные: умение высказывать свою точку зрения; | Откройте учебник на страницу 160. Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете? Как вы думаете, о чем будет данное произведение? Что означает слово “прыжок”? А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых слов. Что такое мачта? Что такое перекладина? Что такое палуба? Что такое каюта? Что такое аршин? Что такое два аршина? Что значит вдребезги? Начинаем читать. Читает до слов «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...». Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? Предположите, что будет дальше? Продолжаем читать Оправдались ли наши предположения? Почему мальчик залез на мачту корабля? Какие чувства при этом испытал мальчик? Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент. Что мы знаем про мальчика? Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик - сын капитана, а, например, не назвал его имя? Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? Сознавал ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину? Какие чувства овладели мальчиком? Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? Какая опасность подстерегала мальчика? Кто же спас его? Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок. О какой черте характера говорит поступок капитана? Как вы думаете, почему капитан заплакал? Переживали ли вы за мальчика? В какой момент? Какие черты характера присущи мальчику? Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? | Быль – то, что было, рассказ о действительном происшествии. Высказывают предположения. Значит прыгнуть. Не всегда, ведь прыжки бывают разные. Стоячее бревно на судне для подъёма парусов. Доска, положенная поперёк для перехода. Пол на корабле Комната на корабле Старорусская мера длины, равная 71 см. Около полутора метров. Разлететься на мелкие осколки. Чтение рассказа. Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе. Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял. Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д Предположения детей Чтение рассказ Ответы детей Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться. Он обиделся на смех матросов Покраснел, скинул куртку… Он сын капитана, ему 12 лет. Его отец был главным на корабле, и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением. Мальчик и матросы Задор Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться. Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха" Разбиться Отец – капитан Читают отрывок. О решительности, находчивости Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына. Ответы детей Смелость, обидчивость Она не главный герой, она только причина случившегося | 10минут |
Регулятивные: контроль, коррекция; самостоятельно контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные: умение оценивать свою работу на уроке; Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. | Я раздаю вам листы вам необходимо выполнить тест. Тест по произведению Л.Н.Толстого «Прыжок» 1. Произведение «Прыжок» - это… А) быль Б) басня В) былина 2. События происходят на … А) яхте Б) корабле В) лодке 3. Мальчику герою произведения было… А) 15 лет Б) 10 лет В) 12 лет 4. Мальчик – герой произведения был сыном… А) матроса Б) капитана В) дрессировщика обезьяны 5. Обезьяна отняла у мальчика … А) шляпу Б) панаму В) матросскую бескозырку 6. Обезьяна повесила шляпу на… А) край палубы Б) край мачты В) край перекладины 7. Что заставило мальчика полезть на мачту за обезьяной? А) ему было жалко шляпу, потому что обезьяна её трепала Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись В) он просто хотел похвастаться своей ловкостью 8. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы… А) стрелять чаек Б) спасти мальчика В) стрелять акул 9. Что закричал отец? Продолжи фразу. «- Прыгай, или _____________________» 10. Почему капитан заплакал? А) от счастья Б) от горя В) от сильного потрясения Сейчас мы с вами разберем тест. Называем букву, которую обвели. Что ответили в первом вопросе? А что такое быль? Во втором что ответили? В третьем? В четвертом? В пятом? В шестом? В седьмом? Кто в седьмом обвел не только букву, а? Какую еще букву можно обвести? В восьмом? В девятом? В десятом? Только одну букву обвели? А почему решили что два ответа подходят? | 1.А 2.Б 3.В 4.Б 5.А 6.В 7.А,Б 8.Б 9.Застрелю 10.А,В. А То, что было на самом деле. Б В Б А В А Б В Застелю А А, В Потому что он был потрясен всей этой ситуацией и счастлив что сын выжил. | 7минут |
Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; Коммуникативные: владение монологической речью; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации. | Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»? Какое твоё отношение к герою? Можно ли было избежать этой ситуации? Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит? Над чем заставило нас задуматься это произведение? | Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца. Ответы детей, самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика. Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации. Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций. Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться и совершить свой «прыжок», найти правильное решение | 2 минуты |