СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Л.Н. Толстой «Прыжок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Л.Н. Толстой «Прыжок»»

Конспекта урока «открытия новых знаний»

Используемый учебно-методический комплект: Школа России

Учебный предмет (дисциплина): литературное чтение

Тема урока: Л.Н. Толстой «Прыжок»

Цель урока: Познакомиться с произведением Л.Н. Толстого «Прыжок»

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: содержание рассказа.

Умения: Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Метапредметные:

  1. Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция; самостоятельно формировать тему и цель урока; самостоятельно контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  2. Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее; оценка процесса и результатов деятельности.

  3. Коммуникативные: владение монологической речью; планирование учебного материала в сотрудничестве с учителем; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.

Личностные: умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свою работу на уроке; формировать интерес к изучаемому предмету; действие самообразования.

Межпредметные связи: окружающий мир

Ресурсы:

- для учителя: учебник, презентация, раздаточный материал.

- для ученика: учебник, ручка








Ход урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Личностные: формировать интерес к изучаемому предмету;


Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

Кто пришел с хорошим настроением, улыбнитесь.

Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!

Кто не любит ссориться, хлопните в ладони!

Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.

Проверьте готовность к уроку. На парте лежат учебник, тетрадь, пенал.

Теперь можно начинать работу.



Улыбаются

Поднимают руку

Хлопают в ладоши


Пожимают руки

Проверяют готовность

1 минута

II. Актуализация знаний.

Познавательные: обобщение ранее изученных знаний; умение структурировать знания;


Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.


Личностные: умение высказывать свою точку зрения; формировать интерес к изучаемому предмету;

С каким рассказом вы знакомились на прошлых двух уроках?

Кто автор это рассказа?

Какое было домашнее задание?

Проверка планов.

Акула


Л.Н.Толстой.

Составить план рассказа.



7 минуты

III. Постановка учебной задачи.

Регулятивные: самостоятельно формировать тему и цель урока.


Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний;


Коммуникативные: владение монологической речью; планирование учебного материала в сотрудничестве с учителем; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.


Личностные: умение высказывать свою точку зрения; формировать интерес к изучаемому предмету;

Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. На слайде написаны английский буквы вперемешку с русскими вам надо найти все русские буквы и составить из них одно слово.

JRПZUРLVЫYGSЖWОVNК 

Верно.

Какую цель поставим перед собой?






Прыжок


Познакомится с произведением Л.Н. Толстого «Прыжок».



5 минут

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция;



Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее;


Коммуникативные: владение монологической речью; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.


Личностные: умение высказывать свою точку зрения;






Откройте учебник на страницу 160.

Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?


Как вы думаете, о чем будет данное произведение?

Что означает слово “прыжок”?

А как вы думаете, легко ли совершить прыжок?

Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых слов.


Что такое мачта?


Что такое перекладина?


Что такое палуба?


Что такое каюта?


Что такое аршин?


Что такое два аршина?


Что значит вдребезги?


Начинаем читать.

Читает до слов «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...».


Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?




Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна?

Как понимаете выражение «еще больше расходилась»?

Предположите, что будет дальше?


Продолжаем читать


Оправдались ли наши предположения?

Почему мальчик залез на мачту корабля?


Какие чувства при этом испытал мальчик?


Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент.

Что мы знаем про мальчика?

Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик - сын капитана, а, например, не назвал его имя?



Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?

Сознавал ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину? Какие чувства овладели мальчиком?

Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?


Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему?

Какая опасность подстерегала мальчика?

Кто же спас его?

Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

О какой черте характера говорит поступок капитана?

Как вы думаете, почему капитан заплакал? 


Переживали ли вы за мальчика? В какой момент?

Какие черты характера присущи мальчику?

Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне?



Быль – то, что было, рассказ о действительном происшествии.


Высказывают предположения.

Значит прыгнуть.

Не всегда, ведь прыжки бывают разные.




Стоячее бревно на судне для подъёма парусов.


Доска, положенная поперёк для перехода.


Пол на корабле


Комната на корабле


Старорусская мера длины, равная 71 см.


Около полутора метров.


Разлететься на мелкие осколки.


Чтение рассказа.





Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе.

Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял.


Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д


Предположения детей

Чтение рассказ


Ответы детей

Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

Он обиделся на смех матросов



Покраснел, скинул куртку…

Он сын капитана, ему 12 лет.

Его отец был главным на корабле, и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением.


Мальчик и матросы





Задор

Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.


Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха"

Разбиться

Отец – капитан

Читают отрывок.


О решительности, находчивости


Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына.

Ответы детей


Смелость, обидчивость

Она не главный герой, она только причина случившегося


10минут

V. Первичное закрепление.

Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее;


Коммуникативные: владение монологической речью оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.


Личностные: умение высказывать свою точку зрения.

Внимание на слайд необходимо расставь пункты плана в правильном порядке.
1. Проказы обезьянки. 

2. На  корабле.  

3. На перекладине
4. Погоня за обезьянкой 

5. Прыжок.  

6. Решение отца


Запишете план со слайда в тетрадь.



1.  На корабле.
2.  Проказы обезьяны.
3. Погоня за обезьянкой.
4. На перекладине.
5. Решение отца.
6 Прыжок.



Записывают в тетрадь.

6 минуты

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Регулятивные: контроль, коррекция; самостоятельно контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.





Личностные: умение оценивать свою работу на уроке;


Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности.

Я раздаю вам листы вам необходимо выполнить тест.

Тест по произведению Л.Н.Толстого «Прыжок»

1. Произведение «Прыжок» - это…

А) быль            

Б) басня            

В) былина

2. События происходят на …

А) яхте          

 Б) корабле          

 В) лодке

3. Мальчику герою произведения было…

А) 15 лет            

Б) 10 лет            

В) 12 лет

4. Мальчик – герой произведения был сыном…

А) матроса      

Б) капитана      

В) дрессировщика обезьяны

5. Обезьяна отняла у мальчика …

А) шляпу        

Б) панаму          

В) матросскую бескозырку

6. Обезьяна повесила шляпу на…

А) край палубы      

Б) край мачты      

В) край перекладины

7. Что заставило мальчика полезть на мачту за обезьяной?

А) ему было жалко шляпу, потому что обезьяна её трепала        

Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись

В) он просто хотел похвастаться своей ловкостью

8. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы…

А) стрелять чаек      

Б) спасти мальчика    

В) стрелять акул

9. Что закричал отец? Продолжи фразу.

                «- Прыгай, или _____________________»

10. Почему капитан заплакал?

А)   от счастья          

Б)   от горя                  

В)   от сильного потрясения




Сейчас мы с вами разберем тест. Называем букву, которую обвели.

Что ответили в первом вопросе?

А что такое быль?

Во втором что ответили?

В третьем?

В четвертом?

В пятом?

В шестом?

В седьмом?

Кто в седьмом обвел не только букву, а? Какую еще букву можно обвести?

В восьмом?

В девятом?

В десятом?

Только одну букву обвели?

А почему решили что два ответа подходят?






1.А


2.Б


3.В


4.Б


5.А


6.В


7.А,Б


8.Б


9.Застрелю


10.А,В.



























А

То, что было на самом деле.

Б

В

Б

А

В

А

Б


В

Застелю

А

А, В

Потому что он был потрясен всей этой ситуацией и счастлив что сын выжил.

7минут

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний;


Коммуникативные: владение монологической речью; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.


Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?






Какое твоё отношение к герою?



Можно ли было избежать этой ситуации?




Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?




Над чем заставило нас задуматься это произведение?


Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.


Ответы детей, самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика.


Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.


Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.


Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться и совершить свой «прыжок», найти правильное решение

2 минуты

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Личностные: умение высказывать свою точку зрения;


Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний.


У вас на столах лежат листы нарисуйте смайлик с улыбкой если данное произведение понравилась и у вас остались хорошие впечатления от урока, если же впечатлений нет ни каких и произведение не понравилось нарисуйте грустный смайлик.

Поднимите карточки вверх я посмотрю.


Домашнее задание стр.156-159. Пересказ по плану.






Поднимают карточки вверх.

3 минуты



Подпись учителя____________________________________ Подпись методиста _________________________________