УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Л. Н. Толстой «Прыжок».
Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.
Цели урока, направленные на достижение
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
-
регулятивные: формировать умение понимать, принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу; адекватно оценивать результаты своей деятельности;
-
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, извлечение и анализ необходимой информации из текста, структурирование её с использованием знаково- символических средств (схем, чертежей), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-
коммуникативные: формировать умения вступать в общение, соблюдать правила общения, выражать свою точку зрения и аргументировать своё мнение, чётко и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
-
предметных результатов обучения: раскрыть психологический характер конфликта в рассказе; совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы; формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Тип урока: урок изучающего чтения.
УМК: учебник литературного чтения 3 класс, Л. А. Ефросинина
Оборудование:
-
модели обложек к произведениям Л. Н. Толстого;
-
иллюстрация парусного корабля;
-
ватман, маркер, линейка, иллюстрации, клей, раздаточный материал, правила работы в группах,;
-
маршрутный лист самооценки работы групп;
-
портрет Л. Н. Толстого.
-
Выставка книг Л. Н. Толстого
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1. Орг. Момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с произведениями Льва Николаевича Толстого. Что можете сказать об этих произведениях?
Учитель. Произведения каких жанров мы читали на уроке?
Учитель. С какими видами рассказов мы знакомились на уроках литературного чтения Л. Н. Толстого? (художественный рассказ, научно-популярный, быль)
научно-популярный
художественный рассказ
?
Учитель. Вспомним, какие произведения Л. Н. Толстого этих жанров мы читали.
Дети. Сказки: «Три медведя», «Два брата» (дети могут вспомнить, что сами читали). Басни: «Два брата», «Страшный зверь». Рассказы: «Лебеди» ( художественный рассказ),
«Зайцы»( научно-популярный), «Лев и собачка».
Работа с выставкой книг. Учитель зачитывает отрывки из книг, представленных на выставке, учащиеся называют это произведение.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Л. Н. Толстого. Откройте учебник и прочитайте заголовок этого произведения.
Учитель. Можете ли вы по заголовку определить, о чём пойдёт речь в этом произведении?
Учитель. Как вы понимаете значение слова быль? Подберите близкие по значению слова к этому слову. (Чтение толкования значения слова «быль»)
4. Подготовка к первичному восприятию текста.
Учитель. В произведениях Льва Николаевича большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был сам. Молодой офицер Л. Н. Толстой проходил военную службу на Кавказе и на море.
Раньше морские плавания совершали на парусном корабле. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева: мачта возвышалась над палубой на 15-25 м, т. е. высота 3-5 этажного дома. На мачтах перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго.
И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободное от нелёгкой морской службы время. А бывало и так, что эти зверьки становились причиной неприятных происшествий. Свидетелем одного такого события был Л. Н. Толстой, которое он описал в рассказе «Прыжок».
5. Первичное чтение и восприятие произведения Л. Н. Толстого «Прыжок».
Учитель. Какие мысли и чувства вызвало у вас это произведение?
Учитель. Расскажите о своих переживаниях, когда мальчик стоял на верху мачты.
6. Чтение учащимися рассказа.
Учитель. Перечитайте рассказ и поделитесь, как менялось ваше настроение, переживания по ходу рассказа.
7. Выстраивание сюжетной линии произведения.
(Хорошо понять и разобраться в последовательности и связи событий в произведении: когда они происходили (время действия), какое событие случилось первым, с чего началось действие (завязка), как развивались события (кульминация), как продолжались ( изменялись) события, к чему это привело после кульминации и чем всё закончилось (развязка) помогает «сюжетно-композиционный треугольник.
Учитель. - С чего началось?
вступление
Ученики. Во вступлении говорится, о том, что один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Весь народ, собравшийся на палубе, веселила обезьянка.
Учитель. - Что послужило началом развития дальнейших событий?
Но вот обезьяна подпрыгнула к сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Это завязка.
вступление завязки
Учитель. – Как развивались дальше события?
Ученики. Обида мальчика на то, что обезьяна так лихо расправляется со шляпой, а матросы стали ещё громче смеяться, подтолкнула его в погоню.
развитие событий
Учитель - Когда вам было особенно страшно?
Дети - Азарт погони сменился страхом, когда мальчик оказался на перекладине.
Это кульминационный момент.
развитие событий
вступление
завязка
Учитель. -Как продолжались события, к чему это привело после кульминации?
Дети: Решительность отца-капитана заставила мальчика совершить спасительный прыжок.
Кульминация
Продолжение действий
развитие событий
вступление
завязка
Учитель:-Чем всё закончилось?
Дети: -Двадцать молодцев матросов спрыгнули с корабля в море и спасли мальчика.
Кульминация
Продолжение действий
развитие событий
вступление завязка
Развязка |
8. Анализ произведения. (Стадия осмысления)
Учитель.- Давайте разберёмся в поступках героев и их последствиях, о которых рассказал в своём рассказе Л. Н. Толстой.
Учитель.- Назовите героев произведения.
ПРИЁМ «УГОЛКИ»
(Класс делится на две группы «Обвинители» и «Защитники».
Каждая группа обсуждают, формулирует свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из текста, фактами. Роль аналитика исполняет учитель.)
Выступает сначала обвинительная сторона, а затем защита
Положительные стороны героев (оправдания) | Герои произведения | Отрицательные стороны героев (обвинения) |
|
мальчик | 1. Не смог оценить опасность. 2. Не смог сдержать гнев 3. Не должен был поддаваться влиянию глупым поступкам обезьяны |
АНАЛИТИК. -Найдите и прочитайте момент, где мальчик стоял перед выбором, как поступить. (мальчик стоял без шляпы и сам не знал, смеяться ему или плакать.)
АНАЛИТИК Какое чувство подтолкнуло мальчика броситься в погоню? (злость, гнев) «Мальчик погрозил её кулаком и крикнул на неё….Мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной».
(Даётся слово защитникам. )
АНАЛИТИК -Как вы думаете, могли бы взрослые простить мальчику его детскую слабость «заплакать от обиды»?
АНАЛИТИК -Почему мальчик не мог позволить себе заплакать? Какое качество характера подтолкнуло его в погоню?
Положительные стороны героев (оправдания) | Герои произведения | Отрицательные стороны героев (обвинения) |
1. Гордый, с чувством собственного достоинства. 2. Ловкий, смелый, решительный. |
мальчик | 1. Не смог оценить опасность. 2. Не смог сдержать гнев 3. Не должен был поддаваться влиянию глупым поступкам обезьяны |
АНАЛИТИК - Докажите из текста, что он ловкий и смелый. Какие слова-действия на это указывают?
(В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину… Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха…. Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину.)
АНАЛИТИК -Любой ли мальчик мог бы так ловко взобраться по верёвке, лестнице на перекладины?
ЗАЩИТА.-Чтобы так ловко лазить, надо было много тренироваться с матросами
Положительные стороны героев (оправдания) | Герои произведения | Отрицательные стороны героев (обвинения) |
1. Гордый, с чувством собственного достоинства. 2. Ловкий, смелый, решительный. |
мальчик | 1. . Не смог сдержать гнев. 2 Не смог оценить опасность 3. Не должен был поддаваться влиянию глупым поступкам обезьяны |
Забавляла, веселила народ. | Обезьянка | Обезьяна кривлялась, сорвала у мальчика шляпу. Чем больше пассажиры над ней смеялись, тем больше она расходилась |
2. АНАЛИТИК Рассмотрим следующий образ – обезьянка. В чём её вы обвиняете?
ОБВИНИТЕЛИ. Зачитывают отрывок. (Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей и было видно, что ею забавляются, и от того ещё больше расходилась)
(Если затрудняются оправдать обезьяну, то можно повести такой диалог:)
АНАЛИТИК - Можно ли считать, что в происшествии виновата обезьянка?
ЗАЩИТА: Мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца-капитана. А для обезьяны это была игра в догонялки. Обезьянка напоминает разбалованного ребенка: чем больше ему внимание, тем больше он озорничает. А на маленьких детей, и тем более на животных, не стоит обижаться.
Положительные стороны героев (оправдания) | Герои произведения | Отрицательные стороны героев (обвинения) |
1. Гордый, с чувством собственного достоинства. 2. Ловкий, смелый, решительный. |
мальчик | 1. Не смог сдержать гнев. 2. Не смог оценить опасность 3. Не должен был поддаваться влиянию глупым поступкам обезьяны |
Забавляла, веселила народ. | Обезьянка | Обезьяна кривлялась, сорвала у мальчика шляпу. Чем больше пассажиры над ней смеялись, тем больше она расходилась |
|
матросы |
1. Смеялись над поступками обезьяны. 2. Легкомысленные (Не предвидели опасность). 2. Не смогли ничего предпринять в минуту опасности. |
(Ученики доказываю, что для обезьянки это была игра, зачитывают отрывок на стр 139).
3. АНАЛИТИК Обратимся к следующим героям произведения – матросам. Какие обвинения предъявите матросам?
ОБВИНИТЕЛИ Находят в тексте и зачитывают подтверждения своим обвинениям.( На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын…. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.)
АНАЛИТИК (к защите) -Как вы думаете, почему матросы не испугались за мальчика, когда он кинулся в погоню и ловко начал взбираться по верёвкам на мачты?
ЗАЩИТА. - Матросы не увидели в этом опасность, потому что мальчик с ними и раньше это делал на учениях..
АНАЛИТИК(к обвинителям) - А когда надо было остановить погоню, вывести мальчика из азартного состояния?
ОБВИНИТЕЛИ. - Когда обезьяна повесила шляпу не край последней перекладины. Матросы должны были понять, что это уже опасно)
ЗАЩИТА. Матросы – дружные, ловкие. (..не успели волны закрыть его, как уже двенадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок – они долги показались всем- вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль)
4. Есть ли обвинения к отцу-капитану?
Положительные стороны героев (оправдания) | Герои произведения | Отрицательные стороны героев (обвинения) |
1. Гордый, с чувством собственного достоинства. 2. Ловкий, смелый, решительный. |
мальчик | 1. Не смог сдержать гнев. 2. Не смог оценить опасность 3. Не должен был поддаваться влиянию глупым поступкам обезьяны |
Забавляла, веселила народ. | Обезьянка | Обезьяна кривлялась, сорвала у мальчика шляпу. Чем больше пассажиры над ней смеялись, тем больше она расходилась |
Дружные, быстрые |
матросы |
1. Смеялись над поступками обезьяны. 2. Легкомысленные (Не предвидели опасность). 2. Не смогли ничего предпринять в минуту опасности. |
Находчивый, решительный, умный |
капитан | --------------------------------- |
(Думаю учащиеся не назовут отрицательные стороны этого героя. Можно им задать провокационный вопрос:
-Имел ли право отец целиться в своего сына из ружья и кричать: «Застрелю!»? Разве недостаточно было просто крикнуть: «Прыгай в воду!»?
ЗАЩИТА. У отца не было времени на уговоры, надо было действовать быстро и решительно, чтобы заставить мальчика прыгнуть в воду
АНАЛИТИК - Как вы оцениваете поступок отца? Какие черты характера капитана вызывают у вас уважение?
- В каких ещё строках показаны сильные отцовские чувства? Прочитайте. (Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. Когда капитан увидел это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет)
9. Стадия размышления, рефлексии
ВЫВОД.
Учитель. Зачем Л. Н. Толстой рассказал эту историю?
Учитель - Каким должен быть человек в своих поступках?
Ученики. -Мы должны быть очень осторожны в своих поступках. Быть предусмотрительными, учиться предвидеть их последствия.
Учитель: - -Закончи предложение: «Меня рассказ Л. Н. Толстого научил….»
( что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, уметь оценить опасность, не совершать необдуманных поступков, управлять собой, своими эмоциями и т. д.
10. Домашнее задание. (по выбору)
1. Рассказать события от лица мальчика. « Разговор с отцом-капитаном»
2.Создать в рассказе свой образ (чайка, ветерок, солнечный луч и т. д.), который бы вмешался в происходящие события. Придумать свою концовку рассказа.