СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Л. Н. Толстой "Прыжок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Л. Н. Толстой "Прыжок»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Л. Н. Толстой «Прыжок».

Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.

Цели урока, направленные на достижение

  • личностных результатов обучения:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

  • метапредметных результатов обучения:

  • регулятивные: формировать умение понимать, принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу; адекватно оценивать результаты своей деятельности;

  • познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, извлечение и анализ необходимой информации из текста, структурирование её с использованием знаково- символических средств (схем, чертежей), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • коммуникативные: формировать умения вступать в общение, соблюдать правила общения, выражать свою точку зрения и аргументировать своё мнение, чётко и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

  • предметных результатов обучения: раскрыть психологический характер конфликта в рассказе; совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы; формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Тип урока: урок изучающего чтения.

УМК: учебник литературного чтения 3 класс, Л. А. Ефросинина

Оборудование:

  • модели обложек к произведениям Л. Н. Толстого;

  • иллюстрация парусного корабля;

  • ватман, маркер, линейка, иллюстрации, клей, раздаточный материал, правила работы в группах,;

  • маршрутный лист самооценки работы групп;

  • портрет Л. Н. Толстого.

  • Выставка книг Л. Н. Толстого

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Орг. Момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с произведениями Льва Николаевича Толстого. Что можете сказать об этих произведениях?

Учитель. Произведения каких жанров мы читали на уроке?

Учитель. С какими видами рассказов мы знакомились на уроках литературного чтения Л. Н. Толстого? (художественный рассказ, научно-популярный, быль)






















научно-популярный

художественный рассказ



?





Учитель. Вспомним, какие произведения Л. Н. Толстого этих жанров мы читали.

Дети. Сказки: «Три медведя», «Два брата» (дети могут вспомнить, что сами читали). Басни: «Два брата», «Страшный зверь». Рассказы: «Лебеди» ( художественный рассказ),

«Зайцы»( научно-популярный), «Лев и собачка».

Работа с выставкой книг. Учитель зачитывает отрывки из книг, представленных на выставке, учащиеся называют это произведение.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Л. Н. Толстого. Откройте учебник и прочитайте заголовок этого произведения.

Учитель. Можете ли вы по заголовку определить, о чём пойдёт речь в этом произведении?

Учитель. Как вы понимаете значение слова быль? Подберите близкие по значению слова к этому слову. (Чтение толкования значения слова «быль»)

4. Подготовка к первичному восприятию текста.

Учитель. В произведениях Льва Николаевича большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был сам. Молодой офицер Л. Н. Толстой проходил военную службу на Кавказе и на море.









Раньше морские плавания совершали на парусном корабле. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева: мачта возвышалась над палубой на 15-25 м, т. е. высота 3-5 этажного дома. На мачтах перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго.

И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободное от нелёгкой морской службы время. А бывало и так, что эти зверьки становились причиной неприятных происшествий. Свидетелем одного такого события был Л. Н. Толстой, которое он описал в рассказе «Прыжок».

5. Первичное чтение и восприятие произведения Л. Н. Толстого «Прыжок».

Учитель. Какие мысли и чувства вызвало у вас это произведение?

Учитель. Расскажите о своих переживаниях, когда мальчик стоял на верху мачты.

6. Чтение учащимися рассказа.

Учитель. Перечитайте рассказ и поделитесь, как менялось ваше настроение, переживания по ходу рассказа.

7. Выстраивание сюжетной линии произведения.

(Хорошо понять и разобраться в последовательности и связи событий в произведении: когда они происходили (время действия), какое событие случилось первым, с чего началось действие (завязка), как развивались события (кульминация), как продолжались ( изменялись) события, к чему это привело после кульминации и чем всё закончилось (развязка) помогает «сюжетно-композиционный треугольник.

Учитель. - С чего началось?

вступление








Ученики. Во вступлении говорится, о том, что один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Весь народ, собравшийся на палубе, веселила обезьянка.

Учитель. - Что послужило началом развития дальнейших событий?

Но вот обезьяна подпрыгнула к сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Это завязка.

вступление завязки








Учитель. – Как развивались дальше события?

Ученики. Обида мальчика на то, что обезьяна так лихо расправляется со шляпой, а матросы стали ещё громче смеяться, подтолкнула его в погоню.








вступление завязка


развитие событий






















Учитель - Когда вам было особенно страшно?

Дети - Азарт погони сменился страхом, когда мальчик оказался на перекладине.

Это кульминационный момент.










кульминация







развитие событий


вступление


завязка




























Учитель. -Как продолжались события, к чему это привело после кульминации?

Дети: Решительность отца-капитана заставила мальчика совершить спасительный прыжок.
















Кульминация

Продолжение действий

развитие событий


вступление


завязка




























Учитель:-Чем всё закончилось?

Дети: -Двадцать молодцев матросов спрыгнули с корабля в море и спасли мальчика.









Кульминация






Продолжение действий


развитие событий


вступление


завязка


Развязка




8. Анализ произведения. (Стадия осмысления)

Учитель.- Давайте разберёмся в поступках героев и их последствиях, о которых рассказал в своём рассказе Л. Н. Толстой.

Учитель.- Назовите героев произведения.

ПРИЁМ «УГОЛКИ»

(Класс делится на две группы «Обвинители» и «Защитники».

Каждая группа обсуждают, формулирует свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из текста, фактами. Роль аналитика исполняет учитель.)


























Выступает сначала обвинительная сторона, а затем защита


Положительные стороны героев (оправдания)


Герои произведения


Отрицательные стороны героев (обвинения)



мальчик


1. Не смог оценить опасность.

2. Не смог сдержать гнев

3. Не должен был поддаваться влиянию глупым поступкам обезьяны














АНАЛИТИК. -Найдите и прочитайте момент, где мальчик стоял перед выбором, как поступить. (мальчик стоял без шляпы и сам не знал, смеяться ему или плакать.)

АНАЛИТИК Какое чувство подтолкнуло мальчика броситься в погоню? (злость, гнев) «Мальчик погрозил её кулаком и крикнул на неё….Мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной».

(Даётся слово защитникам. )

АНАЛИТИК -Как вы думаете, могли бы взрослые простить мальчику его детскую слабость «заплакать от обиды»?

АНАЛИТИК -Почему мальчик не мог позволить себе заплакать? Какое качество характера подтолкнуло его в погоню?

Положительные стороны героев (оправдания)


Герои произведения


Отрицательные стороны героев (обвинения)


1. Гордый, с чувством собственного достоинства.

2. Ловкий, смелый, решительный.


мальчик


1. Не смог оценить опасность.

2. Не смог сдержать гнев

3. Не должен был поддаваться влиянию глупым поступкам обезьяны
















АНАЛИТИК - Докажите из текста, что он ловкий и смелый. Какие слова-действия на это указывают?

одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину… Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха…. Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину.)

АНАЛИТИК -Любой ли мальчик мог бы так ловко взобраться по верёвке, лестнице на перекладины?

ЗАЩИТА.-Чтобы так ловко лазить, надо было много тренироваться с матросами

Положительные стороны героев (оправдания)


Герои произведения


Отрицательные стороны героев (обвинения)


1. Гордый, с чувством собственного достоинства.

2. Ловкий, смелый, решительный.


мальчик


1. . Не смог сдержать гнев.

2 Не смог оценить опасность

3. Не должен был поддаваться влиянию глупым поступкам обезьяны


Забавляла, веселила народ.

Обезьянка





Обезьяна кривлялась, сорвала у мальчика шляпу. Чем больше пассажиры над ней смеялись, тем больше она расходилась










2. АНАЛИТИК Рассмотрим следующий образ – обезьянка. В чём её вы обвиняете?

ОБВИНИТЕЛИ. Зачитывают отрывок. (Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей и было видно, что ею забавляются, и от того ещё больше расходилась)


(Если затрудняются оправдать обезьяну, то можно повести такой диалог:)

АНАЛИТИК - Можно ли считать, что в происшествии виновата обезьянка?

ЗАЩИТА: Мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца-капитана. А для обезьяны это была игра в догонялки. Обезьянка напоминает разбалованного ребенка: чем больше ему внимание, тем больше он озорничает. А на маленьких детей, и тем более на животных, не стоит обижаться.

Положительные стороны героев (оправдания)


Герои произведения


Отрицательные стороны героев (обвинения)


1. Гордый, с чувством собственного достоинства.

2. Ловкий, смелый, решительный.


мальчик


1. Не смог сдержать гнев.

2. Не смог оценить опасность

3. Не должен был поддаваться влиянию глупым поступкам обезьяны


Забавляла, веселила народ.

Обезьянка





Обезьяна кривлялась, сорвала у мальчика шляпу. Чем больше пассажиры над ней смеялись, тем больше она расходилась





матросы

1. Смеялись над поступками обезьяны.

2. Легкомысленные (Не предвидели опасность).

2. Не смогли ничего предпринять в минуту опасности.


(Ученики доказываю, что для обезьянки это была игра, зачитывают отрывок на стр 139).
































3. АНАЛИТИК Обратимся к следующим героям произведения – матросам. Какие обвинения предъявите матросам?

ОБВИНИТЕЛИ Находят в тексте и зачитывают подтверждения своим обвинениям.( На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын…. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.)

АНАЛИТИК (к защите) -Как вы думаете, почему матросы не испугались за мальчика, когда он кинулся в погоню и ловко начал взбираться по верёвкам на мачты?

ЗАЩИТА. - Матросы не увидели в этом опасность, потому что мальчик с ними и раньше это делал на учениях..

АНАЛИТИК(к обвинителям) - А когда надо было остановить погоню, вывести мальчика из азартного состояния?

ОБВИНИТЕЛИ. - Когда обезьяна повесила шляпу не край последней перекладины. Матросы должны были понять, что это уже опасно)

ЗАЩИТА. Матросы – дружные, ловкие. (..не успели волны закрыть его, как уже двенадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок – они долги показались всем- вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль)


4. Есть ли обвинения к отцу-капитану?


Положительные стороны героев (оправдания)


Герои произведения


Отрицательные стороны героев (обвинения)


1. Гордый, с чувством собственного достоинства.

2. Ловкий, смелый, решительный.


мальчик


1. Не смог сдержать гнев.

2. Не смог оценить опасность

3. Не должен был поддаваться влиянию глупым поступкам обезьяны


Забавляла, веселила народ.

Обезьянка





Обезьяна кривлялась, сорвала у мальчика шляпу. Чем больше пассажиры над ней смеялись, тем больше она расходилась




Дружные, быстрые

матросы

1. Смеялись над поступками обезьяны.

2. Легкомысленные (Не предвидели опасность).

2. Не смогли ничего предпринять в минуту опасности.


Находчивый, решительный, умный


капитан





---------------------------------










(Думаю учащиеся не назовут отрицательные стороны этого героя. Можно им задать провокационный вопрос:

-Имел ли право отец целиться в своего сына из ружья и кричать: «Застрелю!»? Разве недостаточно было просто крикнуть: «Прыгай в воду!»?

ЗАЩИТА. У отца не было времени на уговоры, надо было действовать быстро и решительно, чтобы заставить мальчика прыгнуть в воду

АНАЛИТИК - Как вы оцениваете поступок отца? Какие черты характера капитана вызывают у вас уважение?

- В каких ещё строках показаны сильные отцовские чувства? Прочитайте. (Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать. Когда капитан увидел это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет)

9. Стадия размышления, рефлексии

ВЫВОД.

Учитель. Зачем Л. Н. Толстой рассказал эту историю?

Учитель - Каким должен быть человек в своих поступках?

Ученики. -Мы должны быть очень осторожны в своих поступках. Быть предусмотрительными, учиться предвидеть их последствия.

Учитель: - -Закончи предложение: «Меня рассказ Л. Н. Толстого научил….»

( что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, уметь оценить опасность, не совершать необдуманных поступков, управлять собой, своими эмоциями и т. д.


10. Домашнее задание. (по выбору)

1. Рассказать события от лица мальчика. « Разговор с отцом-капитаном»

2.Создать в рассказе свой образ (чайка, ветерок, солнечный луч и т. д.), который бы вмешался в происходящие события. Придумать свою концовку рассказа.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс