1 | Организацион-ный этап. Мотивирова-ние к учебной деятельности. | 1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. Приветствие учащихся. Всем-всем добрый день! Я назвала день «добрый»? А что это значит? Подойдите к своим партам, Обведите взглядом их. Все ль готово там к уроку? Все ль лежит сейчас на них? Вы друг другу улыбнитесь, На места свои садитесь. Начинается урок. Пусть нам всем пойдет он впрок. Напоминает главное правило на уроке: Внимательно слушай учителя и своих товарищей, не перебивай других, уважай их мнение. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Добрый – это хороший, удачный. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе. Быстро включаются в деловой ритм. | Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя, учатся самоорганизации Личностные: Развитие самостоятельности. Коммуникативные: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им |
2 | Актуализация знаний. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности. | 2. Работа с выставкой книг. - Что общего у книг нашей выставки? - А чем они отличаются? - Ребята, а что ещё вы заметили? Давайте найдём на выставке книги в тонкой обложке? А теперь в толстой? - Для кого предназначены книги с яркими иллюстрациями и в тонкой обложке? - Такие книги написаны для детей. А вот книги для взрослых, как правило, не имеют картинок. - Найдите эти книги на выставке. | Отвечают на вопросы учителя. - У них один автор. - У них разное название, в них разные рассказы. - Большинство книг в тонкой обложке и с картинками. А две книги толстые. Активно и заинтересованно участвуют в обсуждении, рассматривают книги. По внешнему виду распознают детскую книгу, определяют отличительные признаки детских книг. | Личностные Формирование познавательного мотива. Формирование ценности «чтение». Регулятивные. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные. Умение договариваться, находить общее решение. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. Познавательные: Различают книги, написанные для детей и взрослых, сравнивают их и находят различия. Находят ответы на вопросы. |
4. | Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности | 1.Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя с опорой на презентацию. - Книги великого русского писателя Л.Н.Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди по всей Земле. Он был очень образованным человеком. Изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной и очень много читал. У Льва Николаевича была большая семья. Свою жизнь Л.Н.Толстой решил посвятить литературе. Собрание его сочинений составляет более 90 томов. Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал более 20 школ для детей из бедных семей. Они не могли платить за ученье. С самого раннего детства они работали. За одной партой, а точнее, столом сидели дети от 8лет и до 15. Но книг для детей тогда было очень мало. И тогда Л.Н.Толстой пишет рассказы, сказки и басни для детей – простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал «Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения». Рассказы из «Азбуки» мы сегодня будем читать, а некоторые уже читали. - О каком животном мы прочитали сегодня в скороговорке? У кого ещё из домашних животных есть копыта? - А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но игрушечном. 3. Работа с рассказом. с.94 учебника Рассмотрите картинку. Чтение учителем - У кого был конь? - Что произошло между Петей и Митей? Какое слово говорит о том, что спор у них вышел нешуточный? - Кто решил их спор? - Почему мама отобрала коня? -Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали? - А с вами происходили такие ситуации? - Прочитайте текст по ролям. Сколько человек нам понадобится? - Петя, Миша, автор. - Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа. Физкультминутка. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре! – руки шире. Пять! – руками помахать. Шесть! – за парту тихо сесть. 4.Чтение рассказа «Помню я была мала..» с.94 учебника - О чём этот рассказ? -Кто герой рассказа? - Почему вы так решили? Зачитайте это предложение. - Какая получилась сумка у девочки? - Почему девочка гордилась своей работой? - Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть? - Ребята, вы прочитали два рассказа о детях. - Поступки и поведение, кого вам больше понравилось? | Дети слушают рассказ учителя и смотрят слайды презентации. - О конях. Чтение рассказа. Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы. Осмысленно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания. Правильно строят ответы на вопросы. - Спор, чуть не драка. Выбирают нужные слова в тексте. - Стали друг у друга рвать коня. - Надо уметь играть вместе, дружно, сообща, не жадничая или играть по очереди. Обсуждают проблему Определяют главную мысль текста. Соотносят поступки героев со своими поступками. - Не надо жадничать, в игрушки лучше играть вместе, так веселее и интереснее. Выполняют движения согласно тексту. Осуществляют профилактику переутомления.
Читает рассказ, хорошо читающий ученик. Находят ответ в тексте, выборочное чтение. - Девочка. Найти в тексте -Помню, я была мала. -Сумка была плоха. - Она ещё не умеет хорошо шить. - Сшила её сама. Взрослой, старательной, умной, настойчивой. Высказывают своё мнение, аргументируют его. Определяют нравственный смысл поступков героев. | Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко отвечать на вопросы. Познавательные. Внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес и задают вопросы Личностные. Помочь детям осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности; Коммуникативные: вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. Познавательные: воспринимают чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивают техническую сторону чтения как условие понимания читаемого; Познавательные: учатся искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций. Регулятивные: учатся ориенти-роваться в своей системе знаний, отличать новое, от уже известного, с помощью учителя. Осуществляют профилактику переутомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке. Познавательные. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Ориентация в учебнике, Умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого. Личностные. помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, нравственный смысл поступков |
5. | Этап закрепления знаний и способов действия | 1. Творческая работа. Работа в парах. - С некоторыми рассказами Л.Н.Толстого мы с вами уже были знакомы. - А к какому рассказу подойдут пословицы: « Сам погибай, а товарища выручай. Без беды друга не узнаешь». - Можно ли назвать этих мальчиков товарищами? Почему нет? Где правда, там и счастье. Правда всего дороже «Три калача и одна баранка» - Какой урок извлекли из этого рассказа? «Нельзя быть глупым, всегда нужно думать» 2. Чтение рассказа со слайда «Кто прав» 3. Работа в парах читают в паре и беседа 1 ряд Отец и сыновья 2 ряд Лгун 3 ряд Старик и яблони 2. Обобщающая беседа «Чему учат нас произведения Толстого?» - Чему же учат нас произведения Л.Толстого? - Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н.Толстой? | Рассказ «Два товарища» Учебник с. 68 Правда всего дороже Высказывают своё мнение, аргументируют его примерами из прочитанных произведений. - Учат быть добрыми, не жадничать, вместе дружно играть, не бросать друзей в беде, быть трудолюбивыми, не лениться. | Регулятивные: умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и деятельность партнёров, учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; придумывать рассказы на определенные жизненные ситуации, слушать и понимать речь других, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. Личностные. осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности; осознание нравственного смысла поступков. |
6. | Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. | Подводим итоги работы на уроке. А теперь скажи, дружок Тебе понравился урок? Что расскажешь дома маме? Поделись сейчас ты с нами. - Что интересного вы узнали на уроке? - Что вам больше всего запомнилось и понравилось? - Какая тема урока была? О каком писателе мы говорили на уроке? - Какую цель ставили? - Что вызвало затруднение? -Какие произведения вам понравились? - Кто захотел взять в библиотеке книгу Толстого и прочитать ещё что-то? - Оцените свою деятельность на уроке ( с помощью смайликов) - Спасибо за урок. Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Только надо очень добрым быть, Чтоб в беде друг друга не забыть. Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети. | Отвечают на итоговые вопросы учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке. - Познакомиться с творчеством Л.Н.Толстого. -Узнать о чём писал Толстой. Рассматривают рисунки детей к произведениям Толстого, узнают произведения. | Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учатся учитывать разные мнения Познавательные: учатся использовать речь для регуляции своего действия, анализируют работу на уроке, учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности. Регулятивные: соотносят задачу, план урока и совершенные операции, учатся устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели |