СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Л.Н. Толстой

Нажмите, чтобы узнать подробности

                    А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург и публицист реалистического направления, получил первое признание читателей после выхода его сборника прозы «Сорочьи сказки» (1910) - серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют идеи, их форма не завершена, а язык откровенно стилизован. Л. Н. Толстой (1828-1910) - крупнейший мыслитель, писатель- реалист. В детское чтение перешли первые же произведения Толстого. « Детство», «Отрочество» - ярчайшие образцы реалистической повести о детстве. В «Детстве» получили художественное воплощение взгляды Толстого на воспитание детей. Категорически отвергает насилие как средство воспитания. Самое лучшее - домашнее, материнское. Произведения для детей                      Толстой начал писать в Яснополянской школе, которую создал сам. В 1872 году вышла «Азбука» в 4-х книгах - результат 14 летнего труда. Критика, как официальная, так и демократическая - встретила этот труд столь сурово, что он снова начал над ним работать- для исправленного переиздания. Заново переписал «Азбуку», назвав ее «Новой Азбукой», а материалы, входившие в разделы для чтения, выделил в «Русские книги для чтения». Труд был завершен в 1875 году. По нему училось несколько поколений.   

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Л.Н. Толстой»





Конспект урока «Литературного чтения» (обучение чтению)
для 1 класса

Тема урока: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка»

по учебнику «Азбука» авторов В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной,

УМК «Школа России»

Колесниковой И.Н.







Тема: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка».

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями, совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний;

  • развитие доброжелательности, умение соотносить поступки с моральными нормами, оценивать свои и чужие поступки;

  • способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь;

  • формировать культуру общения, навыки коллективного труда;

  • готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • уметь самостоятельно читать рассказы Л.Н.Толстого, определять смысл поступков героев, приводить примеры (составлять небольшие рассказы) на определенные жизненные ситуации.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование к уроку:

1. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2014г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.

2. Презентация по викторине А.С. Пушкина

3. Выставка книг для детей Л.Толстого

4. Презентация о жизни Л.Н.Толстого

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Использованная литература:

  1. О.Е. Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте, Новое издание, Москва, «ВАКО», 2017.

  2. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2014г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др .

  3. Интернет - ресурсы





Ход урока

п/п

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты:

формируемые УУД

1

Организацион-ный этап. Мотивирова-ние к учебной деятельности.

1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Приветствие учащихся.

Всем-всем добрый день!

Я назвала день «добрый»? А что это значит?

Подойдите к своим партам,
Обведите взглядом их.
Все ль готово там к уроку?
Все ль лежит сейчас на них?
Вы друг другу улыбнитесь, 
На места свои садитесь.
Начинается урок.
Пусть нам всем пойдет он впрок.

Напоминает главное правило на уроке:

Внимательно слушай учителя и своих товарищей, не перебивай других, уважай их мнение.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.


Добрый – это хороший, удачный.




Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

Быстро включаются в деловой ритм.


Регулятивные:

Организация рабочего

места под руководством учителя, учатся самоорганизации

Личностные:

Развитие

самостоятельности.

Коммуникативные: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им


2

Речевая разминка

Учись отчётливо произносить звуки.

Та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

2. Речевая разминка. Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

Читают чистоговорки, сначала хором, затем по одному




Работа над скороговоркой в паре

Личностные:

Развитие

самостоятельности Коммуникативные: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им

3

Повторение пройденного

О ком идет речь? родился в Москве 1799 года.. жил в большой семье. У него были старшая сестра и брат. А ещё у него была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец его очень любил читать и писал стихи. Он тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

-А что вы знаете о Александре Сергеевиче?

-Какие любимые книги Пушкина вы принесли?

2. Викторина.


Слушают и определяют автора



А.С. Пушкин

Дополнительно, фронтальный опрос

Показывают и рассказывают

Читают с презентации и отгадывают

Личностные

Формирование познавательного мотива.

Формирование ценности «чтение».


4.

Физминутка


Показывают и выполняют


2

Актуализация знаний. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.












2. Работа с выставкой книг.

- Что общего у книг нашей выставки?

- А чем они отличаются?

- Ребята, а что ещё вы заметили?

Давайте найдём на выставке книги в тонкой обложке?

А теперь в толстой?

- Для кого предназначены книги с яркими иллюстрациями и в тонкой обложке?

- Такие книги написаны для детей. А вот книги для взрослых, как правило, не имеют картинок.

- Найдите эти книги на выставке.


Отвечают на вопросы учителя.

- У них один автор.

- У них разное название, в них разные рассказы.

- Большинство книг в тонкой обложке и с картинками. А две книги толстые.


Активно и заинтересованно участвуют в обсуждении, рассматривают книги.

По внешнему виду распознают детскую книгу, определяют отличительные признаки детских книг.

Личностные

Формирование познавательного мотива.

Формирование ценности «чтение».

Регулятивные.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные.

Умение договариваться, находить общее решение.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос.

Познавательные:

Различают книги, написанные для детей и взрослых, сравнивают их и находят различия.

Находят ответы на вопросы.


3

Постановка учебной задачи и определение темы урока




- Книги, какого писателя представлены на нашей выставке?


- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством великого писателя Л.Толстого и его рассказами для детей.

-Какие задачи поставим на урок?

1.Познакомиться с писателем Л. Н. Толстым и его произведениями

- Книги Л.Н.Толстого.

Под руководством учителя формулируют тему урока и учебные задачи.

- Будем читать рассказы Л.Толстого для детей.

На доску вывешивается тема: «Л.Н.Толстой. Рассказы для детей»

Познавательные:

Формулирование темы, постановка проблемы.

Формировать умения

выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные:

Соотнесение того,

что известно и

что предстоит узнать.

Коммуникативные:

умения слушать и

понимать речь других

4.


Этап изучения новых знаний и способов групповой деятельности


1.Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя с опорой на презентацию.

- Книги великого русского писателя Л.Н.Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди по всей Земле. Он был очень образованным человеком. Изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной и очень много читал. У Льва Николаевича была большая семья. Свою жизнь Л.Н.Толстой решил посвятить литературе. Собрание его сочинений составляет более 90 томов. Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал более 20 школ для детей из бедных семей. Они не могли платить за ученье. С самого раннего детства они работали. За одной партой, а точнее, столом сидели дети от 8лет и до 15.

Но книг для детей тогда было очень мало. И тогда Л.Н.Толстой пишет рассказы, сказки и басни для детей – простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал «Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения».

Рассказы из «Азбуки» мы сегодня будем читать, а некоторые уже читали.

- О каком животном мы прочитали сегодня в скороговорке?

У кого ещё из домашних животных есть копыта?

- А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но игрушечном.

3. Работа с рассказом. с.94 учебника

Рассмотрите картинку.

Чтение учителем

- У кого был конь?

- Что произошло между Петей и Митей?

Какое слово говорит о том, что спор у них вышел нешуточный?

- Кто решил их спор?

- Почему мама отобрала коня?

-Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали?

- А с вами происходили такие ситуации?

- Прочитайте текст по ролям. Сколько человек нам понадобится? - Петя, Миша, автор.

- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Главная мысль рассказа.

Физкультминутка.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре! – руки шире.

Пять! – руками помахать.

Шесть! – за парту тихо сесть.


4.Чтение рассказа «Помню я была мала..» с.94 учебника

- О чём этот рассказ?

-Кто герой рассказа?

- Почему вы так решили?

Зачитайте это предложение.

- Какая получилась сумка у девочки?

- Почему девочка гордилась своей работой?

- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть?

- Ребята, вы прочитали два рассказа о детях.


- Поступки и поведение, кого вам больше понравилось?

Дети слушают рассказ учителя и смотрят слайды презентации.

























- О конях.


Чтение рассказа.

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы.

Осмысленно читают, соблюдая интонацию и знаки препинания.

Правильно строят ответы на вопросы.

- Спор, чуть не драка.

Выбирают нужные слова в тексте.



- Стали друг у друга рвать коня.

- Надо уметь играть вместе, дружно, сообща, не жадничая или играть по очереди.

Обсуждают проблему

Определяют главную мысль текста. Соотносят поступки героев со своими поступками.

- Не надо жадничать, в игрушки лучше играть вместе, так веселее и интереснее.

Выполняют движения согласно тексту.

Осуществляют профилактику переутомления.











Читает рассказ, хорошо читающий ученик.

Находят ответ в тексте, выборочное чтение.

- Девочка.


Найти в тексте

-Помню, я была мала.

-Сумка была плоха.

- Она ещё не умеет хорошо шить.

- Сшила её сама.

Взрослой, старательной, умной, настойчивой.

Высказывают своё мнение, аргументируют его. Определяют нравственный смысл поступков героев.

Коммуникативные:

Формирование умения

слушать и слышать,

ясно и чётко отвечать на вопросы.

Познавательные.

Внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес и задают вопросы





Личностные.

Помочь детям осознать социальную, практическую и

личностную значимость

учебного материала, ценность

совместной деятельности;





Коммуникативные:

вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.



Познавательные:

воспринимают чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивают техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;


Познавательные: учатся искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций.

Регулятивные: учатся ориенти-роваться в своей системе знаний, отличать новое, от уже известного, с помощью учителя.


Осуществляют профилактику переутомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке.

Познавательные.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Ориентация в учебнике,

Умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого.

Личностные.

помочь учащимся осознать социальную, практическую и

личностную значимость

учебного материала, нравственный смысл поступков

5.

Этап закрепления знаний и способов действия

1. Творческая работа. Работа в парах.

- С некоторыми рассказами Л.Н.Толстого мы с вами уже были знакомы.

- А к какому рассказу подойдут пословицы:

« Сам погибай, а товарища выручай.

Без беды друга не узнаешь».

- Можно ли назвать этих мальчиков товарищами? Почему нет?

Где правда, там и счастье. Правда всего дороже

«Три калача и одна баранка»

- Какой урок извлекли из этого рассказа? «Нельзя быть глупым, всегда нужно думать»

2. Чтение рассказа со слайда «Кто прав»

3. Работа в парах читают в паре и беседа

1 ряд Отец и сыновья

2 ряд Лгун

3 ряд Старик и яблони

2. Обобщающая беседа «Чему учат нас произведения Толстого?»

- Чему же учат нас произведения Л.Толстого?

- Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л.Н.Толстой?






Рассказ «Два товарища»

Учебник с. 68



Правда всего дороже




Высказывают своё мнение, аргументируют его примерами из прочитанных произведений.


- Учат быть добрыми, не жадничать, вместе дружно играть, не бросать друзей в беде, быть трудолюбивыми, не лениться.

Регулятивные:

умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и деятельность партнёров,

учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; придумывать рассказы на определенные жизненные ситуации, слушать и понимать речь других, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Личностные.

осознать социальную, практическую и

личностную значимость

учебного материала, ценность

совместной деятельности; осознание нравственного смысла поступков.

6.

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Подводим итоги работы на уроке.

А теперь скажи, дружок

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами.

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

- Какая тема урока была? О каком писателе мы говорили на уроке?

- Какую цель ставили?

- Что вызвало затруднение?

-Какие произведения вам понравились?

- Кто захотел взять в библиотеке книгу Толстого и прочитать ещё что-то?

- Оцените свою деятельность на уроке

( с помощью смайликов)

- Спасибо за урок.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Отвечают на итоговые вопросы учителя. Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают свою работу на уроке.


- Познакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.


-Узнать о чём писал Толстой.


Рассматривают рисунки детей к произведениям Толстого, узнают произведения.


Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учатся учитывать разные мнения

Познавательные: учатся использовать речь для регуляции своего действия, анализируют работу на уроке, учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: соотносят задачу, план урока и совершенные операции, учатся устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели










































Осёл и лошадь. Прочитайте этот текст.

У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне бедной, горюшко мне несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру».

-Почему лошади стало очень тяжело? (не захотела помочь ослу , так помимо всего она и его шкуру ей тащить пришлось)

-Что вы можете о ней сказать? (ответы)

Лгун.

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

 - Помогите, волк! Волк!

 Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

 Мальчик стал кричать:

 - Сюда, сюда скорей, волк!

 Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

 Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

-Почему волку удалось загрызть все стадо? (понял, что ему бояться нечего)

-Как люди относятся к лгунам? (не верят, не уважают)

-Как мужик убрал камень (читает учитель)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

А один мужик сказал: “А я уберу камень и возьму за это 100 рублей”.

У него спросили, как он это сделает. И он сказал: “Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею”.

Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

-Что можете сказать о мужике? (сообразительный, умный)

Л. Н. Толстой родился в 1812 году в Ясной Поляне – родовом имении недалеко от Тулы. В семье Толстого было пятеро детей: четыре брата и сестра. Когда мальчику не было еще и двух лет, умерла мать. Воспитывала детей тетя. Л. Н. Толстой окончил Казанский университет. Он открыл в Ясной Поляне школу, в которой учил крестьянских детей и писал для них книги. Результатом творческой работы Толстого в школе стала книга «Азбука».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!