8 класс 13.01.22
Тема урока: Лесные зоны.
Цели урока:
1 Дать знания о составе, видах, размещении лесов России.
2. Расширить знания о лесах как природной зоне мира и России.
3. Развивать чувство патриотизма и уважения к природным богатствам
. России.
Тип урока:
урок изучения нового материала с использованием элементов технологии развития критического мышления.
Оборудование:
1.физ.карта России, 2.атласы,3. Презентация « Леса России».
Ход урока
1. Организация урока.
2. Актуализация опорных знаний
(фронтальный опрос, парная работа)
– Покажите на карте, где расположены зона арктической пустыни и зона тундры.
Географический диктант:
Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.
Природа зоны легко ранима.
Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
Значительные площади покрыты ледниками.
Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 оС.
Сильные ветры.
В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
Расположена на островах Арктики.
Увлажнение избыточное много озер и болот.
Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
На южной границе средняя температура июля +10оС.
На скалах «птичьи базары».
Лето короткое и холодное.
Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
В реках и озерах много рыбы.
Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.
Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
Полярная ночь длится до 5 месяцев.
Ответы: Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.
3. Тема и цель урока.
Природные зоны России разнообразны. И мы их классифицируем. Тема сегодняшнего урока – «Леса России».
4. Изучение новой темы..
ЭТАП 1. Можно ли назвать Россию страной лесов? Игра « Заглавие» с целью придумать такой заголовок, чтобы в нем была отражена основная идея, передаваемая в тексте.
Учащиеся ( пара) получают отрывок текста ….
Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн км².( К лесным территориям, которые включают болота, пески, дороги, сенокосы и другие не покрытые лесом угодья, относится и того больше-свыше10 млн км².) А ведь это почти четверть всех лесов планеты! Для сравнения - площадь лесов США составляет всего 2, 6 млн км².
Задание: Прочитать текст и придумать название отрывку.
ЭТАП 2. Лес – это только деревья?
Задание на время. Используя учебник ( с.190 ), определите преобладающие породы деревьев на территории России и выписать в тетрадь.
Установите соответствие:
Леса | Древесные породы |
1.Тайга 2.Широколиственные леса 3.Широколиственные леса Дальнего Востока 4.Смешанные леса | А. Берёза, ель, дуб, сосна. Б. Дуб, бук, граб. В. Ель, сосна, пихта. Г. Бархатное дерево, лиана, орех. |
Задание: Послушать притчу и ответить на вопрос: Отчего в лесу деревья стали сохнуть?
Притча о кустах и деревьях
В Германии лесничий решил навести порядок в лесу. Он рассуждал так, лес - это деревья. Значит, лишнее в лесу всё, кроме деревьев. Кусты и трава – лишнее: ведь их корни сосут из земли воду, отнимают её у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник – лишние: ведь они засоряют лес и мешают ему расти. По приказу лесничего лес стали чистить, убирать. Они сожгли все листья, и вырубили кустарники, Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает в лесу порядок.
Прошел год, второй, третий, стал лесничий замечать, что в лесу что-то неладно. У сосен верхушки поредели. На дубах, липах листва редкая. Куда ни посмотришь везде высокие, голые деревья. До осени далеко, а земля вся покрыта желтыми листьями, главный лесничий задумался: ”Что же случилось? Отчего в лесу деревья стали сохнуть? Как вы думаете, что случилось.
(Кусты - это дом для птиц, не стало кустов, не стало птиц, много стало вредителей, которые уничтожают лес).
ЭТАП 3. Какие леса растут в России?
Задание: Составить таблицу ( вариант-кластер) « Типы лесов России» используя карты атласа и учебник (стр.213-214). Учитель может дать на доске или на слайде основу таблицы:
светло темно
Используется презентация « Леса России»
Этап 4. Как распределяются леса по территории нашей необъятной Родины?
Зона тайги – самая большая природная зона России по площади: тайга Русской равнины, тайга Западной Сибири, тайга Восточной Сибири, Уссурийская тайга.
Во время выступления класс заполняет таблицу:
Компоненты природных зон | Русская равнина | Западная Сибирь | Восточная Сибирь |
Климат | | | |
Почвы | | | |
Растительность | | | |
Животный мир | | | |
5. Закрепление:
В России преобладает природная зона лесов
Наиболее разнообразна леса Восточно-Европейской равнины
Леса России занимают 6,3 млн км².
Главное дерево Сибири- лиственница
На Севере леса доходят практически до Северного полярного круга
Разные типы лесов произрастают в разных почвенно-климатических условиях
Свыше 80% площади лесов России составляют хвойные леса
В России произрастают одни из самых ценных лесов мира -кедровники
В нашей местности преобладают леса (свой ответ)
Леса из каменной березы распространены на Камчатке
6. Рефлексия.
7. Итоги урока.
8. Домашнее задание : п.33, кроссворд «Тайга России».