Воспитывать: духовно – нравственные чувства и готовность совершать позитивные поступки.
- учебник по литературному чтению 2 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Маленькая дверь в большой мир.», ч.2 - М: БАЛАСС, 2012., Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.
- Тетрадь по литературному чтению, 2 класс - М: БАЛАСС, 2012.
- карточки, головные уборы.
подписьФ.И.О.
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Проверяет готовность детей к уроку, создаёт эмоциональный настрой. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. | Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Вовлекает в диалог, во взаимодействие с учителем. - Ребята, с хорошим настроением мы сейчас отправимся………..а куда, вы определите сами. Слайд Ролик с песней «Увезу тебя я в тундру» (1 мин.) -Итак, куда мы попали? -Как вы это узнали? - У вас на столах лежат национальные головные уборы народов Севера. Обратите внимание, какие они красивые. Наденьте их и представьте себя маленькими жителями далёкого Севера и попробуем представить себя в гостях у сказки. | Вступают в диалог с учителем. - на Север - Олени, сани, зима, одежда тёплая… Рассматривают головные уборы народов севера и одевают их. |
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) | Вовлекает в диалог, побуждает к высказыванию своего мнения. - Откройте учебник. Прочитайте заглавие сказки. - Чем интересен заголовок сказки? - Кто пытается ответить на этот вопрос? - Попробуйте сформулировать проблему урока. - А могла появиться эта проблема просто так? Значит были тому причины, которые привели к появлению разных народов. Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ. Это и будет темой нашего урока. Слайд А для этого нам поможет игра «Доскажи словечко». Итак, я буду начинать говорить. А вы продолжайте. Слайд: Тексты будем мы……. читать, На вопросы……….. отвечать, Много нового……….. узнаем, Можем мненье…….. поменять, Не забудем вывод…….. сделать, И в процессе непрерывно Речь мы будем……… развивать! Мы работать в паре…….. будем, Ничего мы не….. забудем, Личность будем……. развивать, И свой труд………оценивать! (Слова на слайде) Проводит словарную работу. - Ребята, а кто нам всегда помогает решать на уроке проблемы? - Правильно, обратимся к нему, нашему помощнику. Откройте учебник на с. 26. -Сравните изображение на иллюстрации с тем, что мы видели в видеоролике ? Похожи? Чем? -Что вы ещё заметили? А вы знаете, как называется жилище? | Работают по учебнику над заглавием сказки. - В заголовке вопрос (высказывают своё мнение, формулируют проблему и тему урока). -Долгане - Нет Играют в игру «Доскажи словечко». - читать, -отвечать, -узнаем, -поменять, -сделать, -развивать! -будем, -не….. забудем, -развивать, -оценивать! - Учитель,а учителю помогает учебник, книги. это люди живут на Севере. Это подсказывает их одежда, внешность Работают с иллюстрацией учебника. -Жилище, птиц (УТОЧКА –ЧИРОК северная птица) ЧУМ -переносное жилище северных народов |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Читает сказку, предлагает детям отметить трудные, непонятные слова, работая в паре. - Я прочитаю сказку, а вы отметьте трудные слова. -Значение каких слов вам было не понятно? (утка-чирок, пурга, племя, долгане, дичь, эвенки, якуты, нанайцы) Словарная работа … Однажды поднялась страшная пурга… Пурга- сильная вьюга, снежная буря. … люди боялись выйти из чумов… Чум- в Сибири и на северо-востоке европейской части России: переносное жилище в виде шатра конической формы, крытого шкурами, корой, войлоком. … люди из племени смелого человека… Племя- в первобытном обществе: объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. …Так появились, долгане, эвенки, якуты, нанайцы… Долгане- народ, живший в Восточной Сибири. Эвенки- народ, живущий в Эвенкийском округе и вне его в Восточной Сибири, до Тихого океана. Якуты- основное население Якутии. Нанайцы- народность, живущая в бассейне реки Амур. слайды | Слушают сказку, отмечают карандашом непонятные слова, работают в паре. Знакомятся с трудными словами. |
5.Физминутка (1-2 мин.) Цель: снятие напряжения. | Предлагает немного отдохнуть. О народах Севера есть весёлая песенка «Якутяночка». И я предлагаю вам станцевать под эту мелодию. | Обучающиеся выполняют двигательные упражнения |
6. Реализация построенного проекта | Предлагает прочитать сказку детьми по абзацам. -Ребята, я чувствую, вам самим хочется почитать эту сказку. Вовлекает в беседу после каждого прочитанного абзаца. 1 абз.- Что значит суровая зима? () 2 абз.-Зачем человек пошёл искать тёплую страну? -Почему его назвали смелым человеком? А над этой частью сказки поработаем по карточкам. По 3 абзацу проводит дифференцированную работу. 3абз. (раздаёт зелёные и розовые карточки) Зеленые карточки: Назовите птиц, которые полетели в тёплую страну? Розовые карточки: Что произошло со смелым человеком? 4 абз.- Как люди шли в тёплую страну? | Читают сказку по абзацам. Отвечают на вопросы учителя после прочтения каждого абзаца. -Холодная, морозная Работаю самостоятельно по карточкам. -Гуси, лебеди, журавли, уточка -чирок - Он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от мороза, вывернул её наизнанку, надел – и превратился в птицу луня - Взявшись за руки, дружно |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Предлагает поработать в паре, ища ответ на проблемный вопрос. 5 абз: Вспомните, как шли в тёплую страну народы Севера? Покажите! Вот так дружно мы и будем работать в паре. -Какое наказание постигло людей из-за ссоры? Выбери наиболее точный ответ: Люди стали говорить на разных языках. Люди стали жить в разных местах. Люди перестали понимать друг друга. (слайд) -Докажите свой выбор. - А какова была причина? - Вот вам пример, к чему приводят ссоры, разногласия, непонимания людей. А в жизни тоже часто встречаются такие ситуации? - Чему учит нас долганская сказка? - Как должны были поступить народы Севера в той ситуации? Предлагает игру: Содержание: ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук. А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше...» -Ребята, помните, смелый человек остался, где родился? А вообще, как называется то место, где люди рождаются и живут? -Почему смелый человек остался там, где родился? Как вы думаете? -А как называется ваша Родина, где вы живёте сейчас? . Так вернёмся домой, на свою родину с той далёкой тундры, в свой родной класс. Звучит музыка «Увезу тебя я в тундру» без слов в современной обработке. Говорит на фоне музыки. Слайды. -Узнаёте свой посёлок? (слайды с их достопримечательностями) - Я вижу, как вы любите свою Родину. -А как вы понимаете фразу «Любить Родину» (Я уверена, вы бережёте свою школу, свой класс, свои улицы и дома) | Отвечают на вопросы к сказке. Работают в паре. -Ссора Доказывают свой ответ, аргументируя словами из текста. Предполагают свои версии выхода из затруднительной ситуации. - Любую проблему или вопрос можно решить мирным путём, путём договора. Совсем не важно, на каком языке говорят люди. Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться Играют в игру. Отвечают на вопросы учителя. -Родная земля, родина -Любит свою родину - Шилово Дети снимают головные уборы. Комментируют слайды. - Да любить – это значит беречь. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Ребята, ответили мы на вопрос «как образовались народы», значит, решили мы проблему, которая перед нами стояла? - А как появилась проблема, нашли ответ? () Какая Сказка по содержанию? Пришла пора оценить свой труд на уроке. -Кто считает, что сегодня работал отлично весь урок? Я согласна. - Кто считает, кому немножко не хватило активности, смелости. - В чём вы испытывали затруднения? Предлагает дифференцированное домашнее задание. ПРОЧИТАТЬ СКАЗКУ. НА ВЫБОР: А) ПОДОБРАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О НАРОДАХ СЕВЕРА; Б) ПОДГОТОВИТЬ РИСУНОК К ЭТОЙ СКАЗКЕ. | Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат. да, причина – ссора - Познавательная. Объясняет происхождение разных народов Делают вывод: Совсем неважно, на каком языке говорят люди. Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют вывод. Ответы детей. |