СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения 2 кл. " Как появились разные народы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 2 кл. " Как появились разные народы"»

Конспект урока по литературному чтению


Класс: 2 б

Тема: К чему приводит ссора. (Долганская сказка «Как появились разные народы».)

Цели::

1. Образовательные:

Уметь: формулировать тему и проблему урока; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; анализировать текстовую информацию, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного.

2. Развивающие:

Развивать: внимание, наблюдательность, устойчивую мотивацию к процессу обучения , речь.

3. Воспитательные:

Воспитывать: духовно – нравственные чувства и готовность совершать позитивные поступки.

Оборудование:

- мультимедийный проектор, экран, ноутбук

-        презентация Power Point ,

-        учебник по литературному чтению 2 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Маленькая дверь в большой мир.», ч.2 -  М: БАЛАСС, 2012., Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

-        Тетрадь по литературному чтению, 2 класс - М: БАЛАСС, 2012.

- карточки, головные уборы.


Допуск к проведению:

_________________ _______________________

подписьФ.И.О.


Дата проведения:


Оценка:____ (_____________________)


Подпись проверяющего:


Провела:

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Проверяет готовность детей к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

Вовлекает в диалог, во взаимодействие с учителем.

- Ребята, с хорошим настроением мы сейчас отправимся………..а куда, вы определите сами.

Слайд Ролик с песней «Увезу тебя я в тундру» (1 мин.)

-Итак, куда мы попали?

-Как вы это узнали?

- У вас на столах лежат национальные головные уборы народов Севера. Обратите внимание, какие они красивые. Наденьте их и представьте себя маленькими жителями далёкого Севера и попробуем представить себя в гостях у сказки.


Вступают в диалог с учителем.






- на Север


- Олени, сани, зима, одежда тёплая…

Рассматривают головные уборы народов севера и одевают их.









3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

Вовлекает в диалог, побуждает к высказыванию своего мнения.

- Откройте учебник. Прочитайте заглавие сказки.

- Чем интересен заголовок сказки?



- Кто пытается ответить на этот вопрос?

- Попробуйте сформулировать проблему урока.

- А могла появиться эта проблема просто так?

Значит были тому причины, которые привели к появлению разных народов. Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ. Это и будет темой нашего урока. Слайд

А для этого нам поможет игра «Доскажи словечко». Итак, я буду начинать говорить. А вы продолжайте. Слайд:

Тексты будем мы……. читать,

На вопросы……….. отвечать,

Много нового……….. узнаем,

Можем мненье…….. поменять,

Не забудем вывод…….. сделать,

И в процессе непрерывно

Речь мы будем……… развивать!

Мы работать в паре…….. будем,

Ничего мы не….. забудем,

Личность будем……. развивать,

И свой труд………оценивать!

(Слова на слайде)



Проводит словарную работу.

- Ребята, а кто нам всегда помогает решать на уроке проблемы?

- Правильно, обратимся к нему, нашему помощнику.

Откройте учебник на с. 26.

-Сравните изображение на иллюстрации с тем, что мы видели в видеоролике ? Похожи? Чем?

-Что вы ещё заметили?

А вы знаете, как называется жилище?


Работают по учебнику над заглавием сказки.



- В заголовке вопрос (высказывают своё мнение, формулируют проблему и тему урока).

-Долгане





- Нет

Играют в игру «Доскажи словечко».






- читать,

-отвечать,

-узнаем,

-поменять,

-сделать,


-развивать!

-будем,

-не….. забудем,

-развивать,

-оценивать!







- Учитель,а учителю помогает учебник, книги.



это люди живут на Севере. Это подсказывает их одежда,

внешность

Работают с иллюстрацией учебника.

-Жилище, птиц (УТОЧКА –ЧИРОК северная птица)

ЧУМ -переносное жилище северных народов






4. Построение

проекта выхода

из затруднения

Читает сказку, предлагает детям отметить трудные, непонятные слова, работая в паре.

- Я прочитаю сказку, а вы отметьте трудные слова.

-Значение каких слов вам было не понятно? (утка-чирок, пурга, племя, долгане, дичь, эвенки, якуты, нанайцы)

Словарная работа

Однажды поднялась страшная пурга

Пурга- сильная вьюга, снежная буря.

люди боялись выйти из чумов

Чум- в Сибири и на северо-востоке европейской части России: переносное жилище в виде шатра конической формы, крытого шкурами, корой, войлоком.

люди из племени смелого человека…

Племя- в первобытном обществе: объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией.

…Так появились, долгане, эвенки, якуты, нанайцы

Долгане- народ, живший в Восточной Сибири.

Эвенки- народ, живущий в Эвенкийском округе и вне его в Восточной Сибири, до Тихого океана.

Якуты- основное население Якутии.

Нанайцы- народность, живущая в бассейне реки Амур.

слайды


Слушают сказку, отмечают карандашом непонятные слова, работают в паре.

Знакомятся с трудными словами.

5.Физминутка

(1-2 мин.)

Цель: снятие напряжения.

Предлагает немного отдохнуть.

О народах Севера есть весёлая песенка «Якутяночка». И я предлагаю вам станцевать под эту мелодию.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения

6. Реализация

построенного

проекта

Предлагает прочитать сказку детьми по абзацам.

-Ребята, я чувствую, вам самим хочется почитать эту сказку.

Вовлекает в беседу после каждого прочитанного абзаца.



1 абз.- Что значит суровая зима? ()

2 абз.-Зачем человек пошёл искать тёплую страну?

-Почему его назвали смелым человеком?

А над этой частью сказки поработаем по карточкам.

По 3 абзацу проводит дифференцированную работу.

3абз. (раздаёт зелёные и розовые карточки)

Зеленые карточки:

Назовите птиц, которые полетели в тёплую страну?

Розовые карточки:

Что произошло со смелым человеком?



4 абз.- Как люди шли в тёплую страну?

Читают сказку по абзацам.

Отвечают на вопросы учителя после прочтения каждого абзаца.



-Холодная, морозная








Работаю самостоятельно по карточкам.


-Гуси, лебеди, журавли, уточка -чирок



- Он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от мороза, вывернул её наизнанку, надел – и превратился в птицу луня


- Взявшись за руки, дружно


7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагает поработать в паре, ища ответ на проблемный вопрос.

5 абз: Вспомните, как шли в тёплую страну народы Севера? Покажите! Вот так дружно мы и будем работать в паре.

-Какое наказание постигло людей из-за ссоры? Выбери наиболее точный ответ:

  • Люди стали говорить на разных языках.

  • Люди стали жить в разных местах.

  • Люди перестали понимать друг друга. (слайд)

-Докажите свой выбор.

- А какова была причина?

- Вот вам пример, к чему приводят ссоры, разногласия, непонимания людей. А в жизни тоже часто встречаются такие ситуации?

- Чему учит нас долганская сказка?

- Как должны были поступить народы Севера в той ситуации?







Предлагает игру:

Содержание: ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук. А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше...»

-Ребята, помните, смелый человек остался, где родился? А вообще, как называется то место, где люди рождаются и живут?

-Почему смелый человек остался там, где родился? Как вы думаете?

-А как называется ваша Родина, где вы живёте сейчас? .

Так вернёмся домой, на свою родину с той далёкой тундры, в свой родной класс.

Звучит музыка «Увезу тебя я в тундру» без слов в современной обработке.

Говорит на фоне музыки. Слайды.

-Узнаёте свой посёлок? (слайды с их достопримечательностями)

- Я вижу, как вы любите свою Родину.

-А как вы понимаете фразу «Любить Родину» (Я уверена, вы бережёте свою школу, свой класс, свои улицы и дома)






Отвечают на вопросы к сказке.



Работают в паре.




-Ссора


Доказывают свой ответ, аргументируя словами из текста.



Предполагают свои версии выхода из затруднительной ситуации.

- Любую проблему или вопрос можно решить мирным путём, путём договора. Совсем не важно, на каком языке говорят люди. Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться





Играют в игру.





Отвечают на вопросы учителя.


-Родная земля, родина

-Любит свою родину


- Шилово

Дети снимают головные уборы.



Комментируют слайды.



- Да




любить – это значит беречь.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.


- Ребята, ответили мы на вопрос «как образовались народы», значит, решили мы проблему, которая перед нами стояла?

- А как появилась проблема, нашли ответ? ()

Какая Сказка по содержанию?







Пришла пора оценить свой труд на уроке.

-Кто считает, что сегодня работал отлично весь урок? Я согласна.

- Кто считает, кому немножко не хватило активности, смелости.

- В чём вы испытывали затруднения?

Предлагает дифференцированное домашнее задание.

  1. ПРОЧИТАТЬ СКАЗКУ.

  2. НА ВЫБОР:

А) ПОДОБРАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О НАРОДАХ СЕВЕРА;

Б) ПОДГОТОВИТЬ РИСУНОК К ЭТОЙ СКАЗКЕ.

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

да,

причина – ссора

- Познавательная. Объясняет происхождение разных народов

Делают вывод:

Совсем неважно, на каком языке говорят люди.

Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться.



Отвечают на вопросы учителя.



Формулируют вывод.



Ответы детей.