Тема урока: повторение изученного. Гласные звуки.
Место и роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок в период обучения грамоте по теме «Гласные звуки и буквы»
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирова- ние универсаль- ных учебных действий |
Организационный момент | 1 | Общая готовность детей к уроку | Игровой приём «Солнце» | Фронтальная | Создание положительного эмоционального настроя учащихся | Приветствие учителя, гостей Подготовка рабочих мест | Личностные УУД: доброжела- тельное отношение к окружающим |
Целепо-лагание Актуали зация знаний | 2 | - Кто помнит, когда вы пришли в школу на свой первый урок? - Какое сегодня число? - Чему мы научились на уроках чтения за этот период? - Чем буквы отличаются от звуков? - На какие 2 группы делятся все звуки? - Сколько гласных звуков в русском языке? - Если изучен новый материал, чем будем заниматься на уроке? На уроке вы оцените это своё умение в листе достижений. А сейчас мы посмотрим сказку, которую подготовили наши ребята. Сказка необычная, мы вместе с её героями будем выполнять задания. | Подводящий диалог Инсценирование «Гласной сказки» Е.Нефедовой | Фронтальная | Организация беседы | Построение правильных речевых конструкций при ответах на вопросы учителя Формулировка цели урока | Личностные УУД: временная ретроспектива заинтересованность Регулятивные УУД: формулировка и принятие цели урока |
Примене ние теоретических положе ний в условиях выполне ния упражне ний и решения задач. | 2 2 3 | . По1 ученик: - Слушай сказку, мой дружок! Жил-был на свете голосок. Он утром с солнышком вставал И песни-звуки напевал. Широко откроет рот Песню первую споёт – А, Как откроет рот колечком Встанет солнце за крылечком – О. 2. Сдвинет губы трубочкой, Пропоет он дудочкой - У. Если вдруг ворчать начнет, Тут уж каждый запоет - Ы. Любит голосок резвиться, Любит голосок дразниться. Он тогда кричит тебе: «Ну-ка, спой мне песню - Э». 3. Вот прошел не день, не два, Голосок подрос едва. Вдруг приходит приглашенье: У тигренка день рожденья. Голосок - Что ему мне подарить? Как его благодарить? Песни-звуки я спою, Нарисую, подарю. Только как нарисовать, Чтобы сразу их узнать? Ребята, давайте поможем голоску и назовём буквы, которые обозначают гласные звуки Голосок - Вот какие гласные, Гласные прекрасные. Звуки-буквы все подряд, Прочитай-ка этот ряд - АОУЫЭ. - Поиграем со звуком, рука вверх – громко, вниз – тихо, шепотом. - Как называются звуки, которые мы сейчас произносили? 4. У тигренка лапы в тесте, Торт печет он с мамой вместе, Но подарки принимает, Никого не забывает, Голоску он говорит: Тигрёнок - Где подарок? Голосок - Слушай песенку мою, Слоги я тебе спою. Тигрёнок - «Спасибо, Спели слоги все красиво. Только гласные твои Загрустят без буквы и». | Театрализация Повторение артикуляции гласных звуков, звуковая разминка Игра на реализацию вербальной потребности «Хор» Наглядный метод | Фронтальная Фронтальная (чтение вслух слабочитающими детьми) | Контроль за правильной артикуляцией гласных звуков Работа с наглядными изображениями букв Дирижирование, задавая громкость звучания. Громкость изменяется от минимальной до максимальной плавно или скачкообразно Организация работы с презентацией «Учимся читать» | Произношение звука по его артикуляции Пропевание звукового ряда по заданию Чтение слогов | Коммуника- тивные УУД: участие в инсценировке, сотрудничест- во в процессе драматизации Познаватель-ные общеучебные УУД: разминка артикуляционного аппарата Познаватель-ные общеучебные УУД: установление соответствия между звуком и буквой, обозначаю- щей его. Личностные УУД: снятие напряжения, усталости. Познаватель- ные общеучебные УУД: установление соответствия между звуком и буквой, обозначаю-щей его |
| | - Ребята, а ведь тигрёнок прав, в звуковом ряду не хватает звука И. Давайте, дружно выполним задания, и все гласные соберутся вместе. - Назовите слова с одинаковым количеством слогов. - Как определить количество слогов в слове? - Какая птица лишняя, почему? - Каких ещё домашних птиц вы знаете? | Практическая работа: выбрать птиц , в названии которых есть звук И, составить звуковые схемы слов Логические упражнения | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Организация работы по диску «Азбука» - задание «Птицы» Контроль за ходом индивидуальной работы, индивидуальная помощь | Выбор слов по заданию Составление звуковых схем слов (с помощью раздаточного материала) | Познаватель- ные общеучебные УУД : поиск необходимой информации Познаватель- ные логические УУД: выделение признаков предметов, классифика- ция |
Динамическая пауза | 2 | - Тигрёнок – это кто? Представим, что мы весёлые зверята, которые пришли к тигрёнку на день рождения, и поиграем. Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться, Любят долго потянуться Обязательно зевнуть, Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. | Стихи с движениями «Звериная зарядка» | | Профилактика усталости на уроке | Выполнение упражнения под музыку | Личностные УУД: снятие напряжения, усталости, мышечных зажимов |
Самостоятельное, творчес- кое использо- вание сформированных умений и навыков | 2 | 5. Ох! Беда! Пока играли, Вещи в комнате пропали. Этот дед - лесовичок Их припрятал в сундучок. 6 . Как предметы нам вернуть? Мы подумали чуть-чуть. Нам тигрёнок говорит: - «На картинку посмотри И количество предметов Вместе с словом измени». - На какие множества можно разделить все изображенные предметы? | Игра «Один - много» | Фронтальная | Работа по диску «Азбука» - задание «Один и много» | К данным картинкам подбор слов, называющих предмет в множествен ном числе | Познаватель- ные общеучебные УУД: поиск необходимой информации, межпредмет- ные связи |
Монито- ринг знаний по теме урока | 3 | Оцените свои знания по изученной теме, используя три цвета. Красный - усвоил, не испытываю трудностей, зелёный - иногда испытываю трудности, синий - надо поработать над темой. | Самооценка учащихся | Индивидуальная | Мотивационное обоснование этапа | Работа по листам оценки достижений | Регулятивные УУД: самооценка знаний по теме |
Обобще-ние усвоен-ного и включе-ние его в систему ранее усвоен-ных ЗУН и УУД. | 15 1 | Все ребята потрудились, К нам подарки возвратились. Буквы звуками запели. Вот обрадовались звери! Стали песни напевать И Тигренка поздравлять. - Ребята по группам выполняли творческие работы и учили стихотворения. Вся группа выходит, показывает нам свои работы, один представитель читает стихотворение. Затем группа выбирает 1 работу в подарок тигрёнку, остальные – в классную копилку. - Что понравилось в сказке? | Представление творческих работ по группам Предваритель-ный итог по сказке | Групповая Фронтальная | Координация деятельности групп, обучение правилам работы в группе Организация обсуждения постановки | Представление мини-проектов «Образ буквы» Личностная оценка увиденного | Коммуника-тивные УУД: сотрудниче- ство, проявление внимания к работам товарищей Личностные УУД: эмоциона- льное сопережива-ние. Регулятивные УУД: контроль за ходом работы |
Рефлек-сия | 2 | Чему вы научились на уроках по теме «Гласные звуки»? | | Фронтальная | Создание ситуации успеха | Подведение итогов по схеме: Я -знаю -умею -запомнил | Регулятивные УУД: саморегуля-ция |