СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на тему "М. М. Пришвин. Выскочка" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему "М. М. Пришвин. Выскочка" (4 класс)»

Конспект урока литературного чтения

Тема: «М. М. Пришвин «Выскочка»

Тип урока: открытия нового знания.

Цель: сформировать представление о произведении М. М. Пришвина «Выскочка».

Задачи:

  • образовательные:

знать содержание произведения;

знать главную мысль произведения;

уметь анализировать произведение;

уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения;

  • развивающие:

развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;

развивать память, мышление, речь;

  • воспитательные:

воспитывать ценностное отношение к чтению и литературе;

воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • меловая доска;

  • рабочая программа УМК «Перспектива»;

  • текст произведения на карточках;

  • тетради;

  • презентация.



Планируемые результаты

Личностные:

формировать первоначальные представления о научной картине мира;

проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства;

Метапредметные:

Познавательные:

определять существенный признак для классификации, осуществлять классификацию;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Коммуникативные:

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Регулятивные:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные:

сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Органи-зационный момент

- Ребята, давайте встанем, поприветствуем друг друга.

- Тихо присаживаются девочки.

- Ещё тише присаживаются мальчики.

- Ребята, проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах. Сейчас у нас урок литературного четния. Сегодня на уроке вам понадобятся карточки, тетради, дневники и пеналы. Уберите всё лишнее со стола.

Приветствие учителя.


Присаживаются девочки.

Присаживаются мальчики.

Самопроверка готовности к уроку.


2. Мотивация к учебной деятельно-сти

- Ребята, у нас с вами сейчас урок литературного чтения. Зачем он нужен?


- Верно, давайте же сегодня продолжим изучать литературное чтение.

- Благодаря литературному чтению мы становимся более грамотными, образованными, получаем новые знания.


3. Поста-новка темы
и цели

- Ребята, посмотрите на портрет. Кто на нём изображён?

- Кто это?

- О чём он писал?

- С каким его произведениями вы знакомы?

- Посмотрите на распечатки. С каким его произведением мы сегодня познакомимся?

- Какая тема нашего урока?

- Какую цель поставим?

- Что нужно построить для достижения данной цели?

- Давайте определимся, что нужно сделать?


- Верно.

- Михаил Пришвин.


- Писатель.

- О природе.

- «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца».

- «Выскочка».


- М. М. Пришвин «Выскочка».

- Познакомиться с произведением.

- План.


- Прочитать произведение.

- Проанализировать произведение.

Портрет М. М, Пришвина




Распечатки


4. Подготов-ка к первич-ному воспри-ятию

- Как вы думаете, судя по названию, о чём это произведение?

- О чём писал автор?

- О чём может быть произведение?


- Давайте же с вами прочитаем его и узнаем, оправдаются ли наши предположения.

- О том, кто много выскакивает.


- О природе.

- О животных.

- О каком-то животном-выскочке.



5. Установка на слушание

- Читать мы будем по цепочке.

- Ребята, приготовьтесь слушать. Будьте внимательны, следите по тексту.

- Сядьте ровно, слушайте внимательно, не разговаривайте.



6. Первичное восприятие

Организует процесс чтения по цепочке.

Читают и слушают.


7. Проверка первичного восприятия

- Кратко перескажите произведение.








- Почему ворону так прозвали?


- Подберите слова, которые описывают характер Вьюшки и Выскочки.



- Как вы думаете, как отразится на Выскочке отсутствие хвоста?


- Чему учит произведение?

- Собака Бия родом с Сибири. Её начали называть Вьюшка. Как-то раз хозяин дал ей косточки. Сорока Выскочка решила их украсть. Вьюшка вовремя это поняла. Когда сорока схватила косточку, Вьюшку укусила сороку за хвост. Та выронила кость. В итоге ворона Выскочка осталась без хвоста. Для птицы нет большего стыда.

- Потому что она любила всё делать по-своему, была выскочкой.

- Вьюшка: умная, хитрая, дерзкая, независимая, храбрая.

- Выскочка: дерзкая, глупая, хитрая, непредусмотрительная.

- Птице без хвоста нельзя, он помогает ей регулировать движение. Наверняка, другие сороки и прочие птицы будут над ней смеяться.

- Не нужно трогать чужое.

Разноуровневое задание: воспроизведение






воспроизведение

Разноуровневое задание: понимание







Физминутка

- Давайте разомнёмся, встаём.

Включает видеоролик.

- Присаживайтесь.

Выполняют.


Присаживаются.


Видеоролик

8. Повторное прочтение

- Давайте ещё раз прочитаем произведение про себя.

Организует процесс чтения про себя.



Читают.


9. Анализ

- К какому жанру относится данное произведение?

- Почему?


- Что отражает название произведения: тему или главную мысль?

- Почему?

- Как можно озаглавить данное произведение так, чтобы название отражало идею?

- Рассказ.


- Описываются реальные события, которые могут происходить в действительности.

- Тему.


- Рассказ про сороку Выскочку.

- Не тронь чужое.

- Как Выскочка осталась без хвоста.

Разноуровневое задание: понимание





10. Рефлексия учебной деятель-ности

- Ребята, наш урок подходит к концу. Какой теме он был посвящён?

- О чём это произведения?



- К какому жанру оно относится?

- Да, действительно. Какая главная мысль произведения?

- От чьего лица идёт повествование?

- М. М. Пришвин «Выскочка».


- О том, как сорока Выскочка хотела утащить у собаки Вьюшки кость, но та оказалась хитрее. По итогу сорока осталась без хвоста и без косточки.

- Рассказ.

- Нельзя трогать чужие вещи.


- Повествование идёт от автора, стороннего наблюдателя.

Разноуровневое задание: воспроизведение

11. Домаш-нее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Подготовить пересказ данного произведения от лица Вьюшки.

Записывает на доске.

- Вам нужно отразить все ключевые события и моменты данного произведения. Вы начнёте с того, что представитесь. Например: Я собака Бия, но все называют меня Вьюшкой.

- На этом наш урок подходит к концу. За работу на уроке ..., ... получают пятёрки. Подойдите ко мне с дневниками.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу!

Записывают домашнее задание.





Дневники.


Разноуровневое задание: понимание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!