Конспект урока литературного чтения
Тема: «М. М. Пришвин «Выскочка»
Тип урока: открытия нового знания.
Цель: сформировать представление о произведении М. М. Пришвина «Выскочка».
Задачи:
знать содержание произведения;
знать главную мысль произведения;
уметь анализировать произведение;
уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения;
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;
развивать память, мышление, речь;
воспитывать ценностное отношение к чтению и литературе;
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
Планируемые результаты
Личностные:
формировать первоначальные представления о научной картине мира;
проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;
воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства;
Метапредметные:
Познавательные:
определять существенный признак для классификации, осуществлять классификацию;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
Коммуникативные:
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.
Регулятивные:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные:
сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1. Органи-зационный момент | - Ребята, давайте встанем, поприветствуем друг друга. - Тихо присаживаются девочки. - Ещё тише присаживаются мальчики. - Ребята, проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах. Сейчас у нас урок литературного четния. Сегодня на уроке вам понадобятся карточки, тетради, дневники и пеналы. Уберите всё лишнее со стола. | Приветствие учителя. Присаживаются девочки. Присаживаются мальчики. Самопроверка готовности к уроку. | |
2. Мотивация к учебной деятельно-сти | - Ребята, у нас с вами сейчас урок литературного чтения. Зачем он нужен? - Верно, давайте же сегодня продолжим изучать литературное чтение. | - Благодаря литературному чтению мы становимся более грамотными, образованными, получаем новые знания. | |
3. Поста-новка темы и цели | - Ребята, посмотрите на портрет. Кто на нём изображён? - Кто это? - О чём он писал? - С каким его произведениями вы знакомы? - Посмотрите на распечатки. С каким его произведением мы сегодня познакомимся? - Какая тема нашего урока? - Какую цель поставим? - Что нужно построить для достижения данной цели? - Давайте определимся, что нужно сделать? - Верно. | - Михаил Пришвин. - Писатель. - О природе. - «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца». - «Выскочка». - М. М. Пришвин «Выскочка». - Познакомиться с произведением. - План. - Прочитать произведение. - Проанализировать произведение. | Портрет М. М, Пришвина Распечатки |
4. Подготов-ка к первич-ному воспри-ятию | - Как вы думаете, судя по названию, о чём это произведение? - О чём писал автор? - О чём может быть произведение? - Давайте же с вами прочитаем его и узнаем, оправдаются ли наши предположения. | - О том, кто много выскакивает. - О природе. - О животных. - О каком-то животном-выскочке. | |
5. Установка на слушание | - Читать мы будем по цепочке. - Ребята, приготовьтесь слушать. Будьте внимательны, следите по тексту. - Сядьте ровно, слушайте внимательно, не разговаривайте. | | |
6. Первичное восприятие | Организует процесс чтения по цепочке. | Читают и слушают. | |
7. Проверка первичного восприятия | - Кратко перескажите произведение. - Почему ворону так прозвали? - Подберите слова, которые описывают характер Вьюшки и Выскочки. - Как вы думаете, как отразится на Выскочке отсутствие хвоста? - Чему учит произведение? | - Собака Бия родом с Сибири. Её начали называть Вьюшка. Как-то раз хозяин дал ей косточки. Сорока Выскочка решила их украсть. Вьюшка вовремя это поняла. Когда сорока схватила косточку, Вьюшку укусила сороку за хвост. Та выронила кость. В итоге ворона Выскочка осталась без хвоста. Для птицы нет большего стыда. - Потому что она любила всё делать по-своему, была выскочкой. - Вьюшка: умная, хитрая, дерзкая, независимая, храбрая. - Выскочка: дерзкая, глупая, хитрая, непредусмотрительная. - Птице без хвоста нельзя, он помогает ей регулировать движение. Наверняка, другие сороки и прочие птицы будут над ней смеяться. - Не нужно трогать чужое. | Разноуровневое задание: воспроизведение воспроизведение Разноуровневое задание: понимание |
Физминутка | - Давайте разомнёмся, встаём. Включает видеоролик. - Присаживайтесь. | Выполняют. Присаживаются. | Видеоролик |
8. Повторное прочтение | - Давайте ещё раз прочитаем произведение про себя. Организует процесс чтения про себя. | Читают. | |
9. Анализ | - К какому жанру относится данное произведение? - Почему? - Что отражает название произведения: тему или главную мысль? - Почему? - Как можно озаглавить данное произведение так, чтобы название отражало идею? | - Рассказ. - Описываются реальные события, которые могут происходить в действительности. - Тему. - Рассказ про сороку Выскочку. - Не тронь чужое. - Как Выскочка осталась без хвоста. | Разноуровневое задание: понимание |
10. Рефлексия учебной деятель-ности | - Ребята, наш урок подходит к концу. Какой теме он был посвящён? - О чём это произведения? - К какому жанру оно относится? - Да, действительно. Какая главная мысль произведения? - От чьего лица идёт повествование? | - М. М. Пришвин «Выскочка». - О том, как сорока Выскочка хотела утащить у собаки Вьюшки кость, но та оказалась хитрее. По итогу сорока осталась без хвоста и без косточки. - Рассказ. - Нельзя трогать чужие вещи. - Повествование идёт от автора, стороннего наблюдателя. | Разноуровневое задание: воспроизведение |
11. Домаш-нее задание | - Откройте дневники, запишите домашнее задание. - Подготовить пересказ данного произведения от лица Вьюшки. Записывает на доске. - Вам нужно отразить все ключевые события и моменты данного произведения. Вы начнёте с того, что представитесь. Например: Я собака Бия, но все называют меня Вьюшкой. - На этом наш урок подходит к концу. За работу на уроке ..., ... получают пятёрки. Подойдите ко мне с дневниками. - Урок окончен. Всем спасибо за работу! | Записывают домашнее задание. | Дневники. Разноуровневое задание: понимание |