1. познакомиться и проанализировать рассказ «Он живой и светится»; научиться читать вслух осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;
2. научиться понимать содержание прочитанного рассказа.
1. Развивать речь, память, мышление, умение анализировать поступки героев
2. проводить осмысление прочитанного рассказа;
3. научиться строить диалог по прочитанному рассказу.
1. применять правила поведения на уроке;
2. осуществление эмоционального отклика на рассказ;
3. воспитывать чувство товарищества, прививать любовь к живой природе
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин) | Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. И я на вашем уроке тоже гость. Зовут меня Екатерина Анатольевна. И сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. Наш сегодняшний урок будет не совсем обычный. Давайте с вами представим, что мы журналисты и находимся на пресс-конференции. И главным правилом нашей конференции будет – представляться перед тем, как ответить на какой-либо вопрос. Ведь именно так делают настоящие журналисты. Сейчас, пожалуйста, поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и тихо сядем за парты. | |
Актуализация знаний (2 мин) | Посмотрите внимательно на доску. Перед вами портреты известных детских писателей. Как их зовут? | Агния Львовна Барто, Корней Иванович Чуковский, Михаил Михайлович Пришвин, Борис Степанович Житков |
На какие два группы можно разделить этих писателей? | Те, кто пишет о природе и те, кто пишет о детях. |
Вспомните название раздела, над которым мы сейчас работаем | «Люби живое» |
О чем повествуют произведения, включенные в этот раздел? | О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, -о бережном отношении к живой природе. |
Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Люби живое» и познакомимся с произведением хорошо известного вам писателя, который писал о дружеских взаимоотношениях людей и животных. | |
Постановка цели и задач урока (3 мин) | А как его зовут мы с вами сможем узнать, решив кроссворд. На ваших партах лежат карточки с кроссвордом. Ваша задача на этих карточках вместе с соседом по парте зачеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв вы сможете составить фамилию писателя с произведением, которого мы будем знакомиться. | Сегодня мы будем знакомиться с творчеством писателя фамилия, которого Драгунский |
Какие произведения Виктора Юзефовича Драгунского вам знакомы? | Денискины рассказы, Тайное становится явным, |
Ребята, а вы знаете, что существует такое насекомое, которое может помочь в трудную минуту? | Да/нет |
Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Он живой и светится» из сборника «Денискины рассказы», в котором повествуется о таком насекомом. | |
Мотивационный этап (3 мин) | Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве на кустах крохотный фонарик, который горит ярким светом? Он может гореть долго, ровно, ярко… | |
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? | Светлячок |
Светлячки украшают ночные леса. То там, то тут между ветвей мелькают зеленые огоньки, похожие на крошечные фонарики. И светлячки обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка. Свет, излучаемый светлячками, не похож на солнечный. | |
|
Почему не похож он на солнечный? Да дело в том, что свет светлячка холодный. | Солнце светит и греет. А светлячок только светит. |
Светлячок светит, но не греет, он может давать только душевное тепло. | |
Ребята, как вы понимаете выражение «душевное тепло»? | Теплые отношения, доброта, добрые встречи. |
Сейчас мы поработаем в группах. На ваших партах лежат карточки. Ваша задача выбрать и прикрепить на доску только те слова, которые характеризуют понятие «душевное тепло» Мы выбрали несколько слов, характеризующие понятие душевное тепло, а их гораздо больше. | Работа в группах. 1-группа:забота, жадность, зависть, грубость. 2-группа:ласка, жадность, зависть, грубость. 3-группа:сердечность, жадность, зависть, грубость. 4-группа:добро, жадность, зависть, грубость. Выбирают слова и записывают в таблице. |
Актуализация знаний и целеполагание (1 мин) | Давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. На экране у меня записаны предложения, но в них не хватает слов. Вставив подходящие по смыслу слова и словосочетания у нас получится цель сегодняшнего урока. __________ рассказ В.Ю. Драгунского «Он живой и светится» и _______как смог светлячок подарить душевное тепло Дениске. | Прочитать рассказ Узнать |
Открытие нового знания (13 мин) | Прежде чем мы начнем читать рассказ давайте познакомимся с биографией писателя. Мои юные журналисты, а знакомы ли вы с такой социальной сетью, как вконтакте. Вконтакте каждый пользователь имеет свою страничку с основной информацией. Давайте с вами сегодня вместе заведем страничку Виктора Драгунского. На доске у меня висит пустая страничка, информацию на которой мы должны заполнить. На ваших партах лежит рассказ про писателя. Мы будем его вместе читать и «вписывать» основную информацию на страницу. | Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, приехавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже через год его семья вернулась обратно в ГОмель, где и прошло детство Драгунского. На жизнь писатель зарабатывал самостоятельно. Поступил в «Литературно-театральные мастерские» учиться актерскому ремеслу. Он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь. Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого. |
Молодцы вы отлично справились с этим заданием! А сейчас давайте послушаем рассказ «Он живой и светится». Во время прослушивания подумайте пожалуйста над вопросом: «Почему Дениска так поступил?» | |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. (3мин) | В тексте вам встретились слова значение, которых могут быть вам не понятны. Давайте попробуем вместе определить их лексическое значение. Перед вами лежат карточки. В правой колонке дано слово, а в левой колонке его значение. Соедините, пожалуйста, стрелочками слово с его значением. А затем мы вместе проверим правильно ли вы сделали. | Брынза Моментально Гватемала Барбадос Институт Бублик |
Физминутка (1 мин) | Молодцы. Настоящие журналисты. Давайте теперь немного отдохнем. | «Мы охотимся на льва…» |
Закрепление и систематизация знаний (8 мин) | Странно поступил Дениска. Как он мог поменять дорогой самосвал на светлячка? А вы поменяли бы дорогой самосвал на светлячка. Мнения у вас разные. Давайте теперь поработаем вместе с рассказом | Да/нет |
Я вам буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы должны найти в тексте и прочитать соответствующий отрывок. I отрывок. 1. Чтение отрывка. (Чтение про себя.) 2. Ребята, как вы думаете, какие чувства наполняли Дениску в это время? Его чувства изобразим на человечках и настроение запишем. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит. II отрывок. Давайте прислушаемся к разговору двух мальчиков и определим поменялось ли настроение. -Какое настроение стало у Дениски, когда пришел Мишка? - Почему настроение не изменилось при встрече с другом? Даже друг не смог изменить настроение Дениса. III отрывок. Изменилось ли настроение Дениски? - Что испытывал Дениска, когда остался со своим светлячком? -Давайте прочитаем, передав эти чувства. IY отрывок -Каким мы теперь видим Дениску? -Какими словами автор передает отношение Дениски к насекомому? - Прочитайте из текста. Как он их произносит? С каким чувством? | - Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Учитель выставляет слова: Грусть, обида Учитель выставляет слова: злость, безразличие. Слова: удивление, восторг, восхищение. Спокойствие, нежность, радость, счастье. |
Рефлексия (3 мин) | Какие вы узнали слова из рассказа, которые характеризуют душевное тепло. Заполнение таблицы. | Радость, восторг, восхищение, счастье. |
Изменилось ли настроение Дениски? | |
Доказывает ли это что светлячок может дарить душевное тепло? | |
А как вы думаете, совместимы ли такие понятия как: светлячок, маленькое насекомое и душевное тепло? | |
Как назывался рассказ, с которым мы работали на уроке? | Он живой и светится |
Кто автор рассказа? | В.Ю. Драгунский |
Какая основная мысль этого рассказа? | Любое живое существо дороже даже самой дорогой игрушки. |
Домашнее задание (1 мин) | Дома вам нужно будет составить словесный портрет главных героев. для этого нужно заполнить таблицу. Колонки таблицы – имена главных героев. А в саму таблицу нужно выписать основные черты характера героев, которые находятся под таблицей. Вам понятно задание? | настырный, добрый, неравнодушный к игрушкам, любящий природу, Мишка любил собирать марки, чувствительный, невежливый, верный, нежный, Дениска бескорыстный, надежный, умеет ценить красоту. любил машины. |
Итог урока (1 мин) | Давайте подведем итог нашего урока. Все вы знаете, что такое «Лайк»? это положительная реакция на что-либо, а дизлайк – отрицательная реакция. поставьте, пожалуйста, лайк, если вам было интересно на уроке и вы узнали для себя что-то новое. И поставьте дизлайк, если вы не узнали для себя ничего нового или вам было не интересно. | |