Конспект урока литературы на тему
«Серебряный век русской поэзии. Истоки, сущность, хронология границ «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»»
Класс | 11 |
Тема | Серебряный век русской поэзии. Истоки, сущность, хронология границ «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени» |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цель | Ввести обучающихся в «необыкновенный» мир поэзии Серебряного века |
Задачи: | Образовательная: – познакомить обучающихся с понятием Серебряный век и определить хронологические рамки этого времени; – познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальные судьбы; – подвести обучающихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века. Развивающая: – развивать мышление обучающихся, обучая работе с поэтическими текстами; – развивать образное ассоциативное мышление обучающихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век – …». Воспитательная: – воспитывать этический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность; – воспитывать внимание к поэтическому слову. |
Ресурсы: основные Дополнительные | Литература. 10 – 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. / В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. М.: ООО «Русское слово», 2015. ПК, презентация, раздаточный материал (таблицы, распечатки стихотворений), картины: М. Врубель «Демон поверженный», В. Борисов-Мусатов «Призраки», К. Петров-Водкин «Купание красного коня», фотопортреты: К. Бальмонт, В. Соловьев, М. Лохвицкая, В. Ходасевич. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа |
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. проверка готовности обучающихся к уроку. Эмоциональный настрой.
Слово учителя.
– Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.
2. Изучение нового материала
– Ребята, я произношу слова: «Серебряный век…», какие мысли возникают в вашем сознании? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
– Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век – …»
Совместно с учителем обучающиеся составляют ассоциативную цепочку
Слайд. Серебряный век – блеск, яркость, звон, утончённость, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса….
– Звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном, прекрасном.
– В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX–XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Слайд.
– Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии» (1933 г.), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века»» (1962 г.) вошло в культурный обиход окончательно.
Слайд.
– Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е гг. XX в. и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».
Слайд.
– Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век робко начинался в 90-х гг. XIX в. … 1915 – высший подъём Серебряного века и, в то же время, конец его».
Слайд.
– Татьяна Бек считает, что «… исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий».
– Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
3. Работа по теме урока
Выступление подготовленных обучающихся
Историческая справка (обучающийся 1)
Слайд.
– На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX в. пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи:
1890 г. – экономический рост
1894 г. – Николай II
С 1902 г. – политические партии
1904–1905 г. – русско-японская война
1905 г. – первая русская революция
1906 г. – I Гос. Дума
1914 г. – начало Первой мировой войны
1917 г. – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция
Слайд. Научные открытия: 1) открытие рентгеновских лучей, 2) исследование радиации, 3) создание квантовой теории, 4) изобретение беспроволочной связи.
– Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.
Слово учителя.
– Ощущение кризиса было всеобщим. Вначале XX в. ещё творили Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин. Авторский взгляд повернулся к человеку в целом и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам.
Слайд.
– Понятие «СВ» связано прежде всего со следующими понятиями:
1) модернизм (новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в нач. XX в. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.
– Цель модернизма – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.
– Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством.
Слайд.
2) декаденство (упадок) – явление в культуре конца XIX – начала XX в., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
– К. Бальмонт писал: «Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Моё единое отечество – Моя пустынная душа»
Работа с материалом, представленным на слайде
Искусствоведческая справка (обучающийся 2)
– Настроение СВ русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
На фоне музыки «Вокализм» Рахманинова обучающийся представляет полотна, ставшие символом эпохи.
Слайд. М. Врубель «Демон поверженный».
– А. Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трёх преобладающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля. … Снизу ползёт синий сумпак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное… Врубель пришёл с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.
– Всё собралось, всё переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.
Слайд. В. Борисов-Мусатов «Призраки»,
– В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайший лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры: смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между плувымысловым-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…
Слайд. К. Петров-Водкин «Купание красного коня».
– Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нём своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.
Слово учителя
– На основании сказанного сделаем следующий вывод, который предлагаю записать в тетрадь: важнейшее средство эпохи – изображение всех видов искусства. В начале XX в. принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIX в. изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой поэтической эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя новыми образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началам. Нечто похожее можно сказать о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского наступила эпоха А. Скрябина и С. Рахманинова.
Анализ поэтических текстов
Коллективная работа
– Вслушаемся в голоса поэтов начала XX в. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.
Слайд.
На фоне музыки «Поэта экстаза» А. Скрябина читают стихотворения и заполняют таблицу.
Автор | Поэтическая Я-концепция |
В. Соловьёв | |
М. Лохвицкая | |
К. Бальмонт | |
В. Ходасевич | |
Слайд. В.С. Соловьёв (1853–1900)
Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы с вами
Тот путь, что боги очертили нам.
Всё, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.
Слайд. М.А. Лохвицкая (1869–1905)
В кудрях каштановых моих
Есть много прядей золотистых –
Видений девственных и чистых
В моих мечтаньях огневых.
Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи беспросветной, –
Мне мил и солнца луч приветный,
И шорох тайн манит меня.
И суждено мне до конца
Стремиться вверх, скользя над бездной,
В тумане свет провидя звездный
Из звёзд сплетённого венца.
Слайд. К. Бальмонт (1867–1942)
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце,
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море,
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
Слайд. В.Ф. Ходасевич (1886–1939)
Я угасну... Я угасну...
Всё равно... Умру, уйду.
Я скитаюсь здесь напрасно.
Путь далек мне. Я пойду.
Небо низко. Ветер злобен.
Травы вялы. Пал туман.
Призрак счастья тускл и дробен.
Жизнь – томительный обман.
Вы – останьтесь. Вам за мною
Не идти. Туман – глубок.
Я уйду, закроюсь мглою…
Путь неведом и далек…
После анализа стихотворений, выявления Я-концепции автора, в тетрадях должна быть заполнена таблица следующим образом:
Автор | Поэтическая Я-концепция |
В. Соловьёв | «…Мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам», «…в цепях должны свершить мы с вами Тот путь, что боги очертили нам» |
М. Лохвицкая | «Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи…» «Мне мил и солнца луч… И шорох тайн манит меня» «…Суждено мне до конца стремиться вверх…» |
К. Бальмонт | «Я заключил миры в едином взоре, Я властелин» «Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто» |
В. Ходасевич | «Я скитаюсь здесь напрасно Путь далёк мне…» |
Подведение итогов урока
– Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремиться вобрать в своё творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.
Домашнее задание
Конспект статьи учебника