СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "Серебряный век русской поэзии"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы "Серебряный век русской поэзии"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Серебряный век русской поэзии"»

Конспект урока литературы на тему

«Серебряный век русской поэзии. Истоки, сущность, хронология границ «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»»

Класс

11

Тема

Серебряный век русской поэзии. Истоки, сущность, хронология границ «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цель

Ввести обучающихся в «необыкновенный» мир поэзии Серебряного века

Задачи:

Образовательная:

– познакомить обучающихся с понятием Серебряный век и определить хронологические рамки этого времени;

– познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальные судьбы;

– подвести обучающихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.

Развивающая:

– развивать мышление обучающихся, обучая работе с поэтическими текстами;

– развивать образное ассоциативное мышление обучающихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век – …».

Воспитательная:

– воспитывать этический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность;

– воспитывать внимание к поэтическому слову.

Ресурсы: основные



Дополнительные

Литература. 10 – 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. / В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. М.: ООО «Русское слово», 2015.


ПК, презентация, раздаточный материал (таблицы, распечатки стихотворений), картины: М. Врубель «Демон поверженный», В. Борисов-Мусатов «Призраки», К. Петров-Водкин «Купание красного коня», фотопортреты: К. Бальмонт, В. Соловьев, М. Лохвицкая, В. Ходасевич.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. проверка готовности обучающихся к уроку. Эмоциональный настрой.

Слово учителя.

– Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

2. Изучение нового материала

– Ребята, я произношу слова: «Серебряный век…», какие мысли возникают в вашем сознании? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

– Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век – …»

Совместно с учителем обучающиеся составляют ассоциативную цепочку

Слайд. Серебряный век – блеск, яркость, звон, утончённость, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса….

– Звуковой облик слов «Серебряный век» создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном, прекрасном.

– В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX–XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Слайд.

– Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии» (1933 г.), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века»» (1962 г.) вошло в культурный обиход окончательно.

Слайд.

– Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е гг. XX в. и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».

Слайд.

– Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век робко начинался в 90-х гг. XIX в. … 1915 – высший подъём Серебряного века и, в то же время, конец его».

Слайд.

– Татьяна Бек считает, что «… исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий».

– Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

3. Работа по теме урока

Выступление подготовленных обучающихся

Историческая справка (обучающийся 1)

Слайд.

– На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX в. пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи:

1890 г. – экономический рост

1894 г. – Николай II

С 1902 г. – политические партии

1904–1905 г. – русско-японская война

1905 г. – первая русская революция

1906 г. – I Гос. Дума

1914 г. – начало Первой мировой войны

1917 г. – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция

Слайд. Научные открытия: 1) открытие рентгеновских лучей, 2) исследование радиации, 3) создание квантовой теории, 4) изобретение беспроволочной связи.

– Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.

Слово учителя.

– Ощущение кризиса было всеобщим. Вначале XX в. ещё творили Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин. Авторский взгляд повернулся к человеку в целом и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам.

Слайд.

– Понятие «СВ» связано прежде всего со следующими понятиями:

1) модернизм (новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в нач. XX в. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.

– Цель модернизма – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.

– Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством.

Слайд.

2) декаденство (упадок) – явление в культуре конца XIX – начала XX в., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

– К. Бальмонт писал: «Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Моё единое отечество – Моя пустынная душа»

Работа с материалом, представленным на слайде



Искусствоведческая справка (обучающийся 2)

– Настроение СВ русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

На фоне музыки «Вокализм» Рахманинова обучающийся представляет полотна, ставшие символом эпохи.

Слайд. М. Врубель «Демон поверженный».

– А. Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трёх преобладающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля. … Снизу ползёт синий сумпак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное… Врубель пришёл с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.

– Всё собралось, всё переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.

Слайд. В. Борисов-Мусатов «Призраки»,

– В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайший лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры: смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между плувымысловым-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…

Слайд. К. Петров-Водкин «Купание красного коня».

– Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нём своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.


Слово учителя

– На основании сказанного сделаем следующий вывод, который предлагаю записать в тетрадь: важнейшее средство эпохи – изображение всех видов искусства. В начале XX в. принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIX в. изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой поэтической эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя новыми образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началам. Нечто похожее можно сказать о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского наступила эпоха А. Скрябина и С. Рахманинова.

  1. Анализ поэтических текстов

Коллективная работа

– Вслушаемся в голоса поэтов начала XX в. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.

Слайд.

На фоне музыки «Поэта экстаза» А. Скрябина читают стихотворения и заполняют таблицу.

Автор

Поэтическая Я-концепция

В. Соловьёв


М. Лохвицкая


К. Бальмонт


В. Ходасевич


Слайд. В.С. Соловьёв (1853–1900)

Хоть мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам,

Но и в цепях должны свершить мы с вами

Тот путь, что боги очертили нам.


Всё, что на волю высшую согласно,

Своею волей чуждую творит,

И под личиной вещества бесстрастной

Везде огонь божественный горит.


Слайд. М.А. Лохвицкая (1869–1905)

В кудрях каштановых моих

Есть много прядей золотистых –

Видений девственных и чистых

В моих мечтаньях огневых.


Слилось во мне сиянье дня

Со мраком ночи беспросветной, –

Мне мил и солнца луч приветный,

И шорох тайн манит меня.


И суждено мне до конца

Стремиться вверх, скользя над бездной,

В тумане свет провидя звездный

Из звёзд сплетённого венца.


Слайд. К. Бальмонт (1867–1942)

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

‎И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце,

‎И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море,

‎И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

‎Я властелин.


Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

‎Всегда пою.


Мою мечту страданья пробудили,

‎Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

‎Никто, никто.


Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце,

‎А если день погас,

Я буду петь… Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!


Слайд. В.Ф. Ходасевич (1886–1939)

Я угасну... Я угасну...

Всё равно... Умру, уйду.

Я скитаюсь здесь напрасно.

Путь далек мне. Я пойду.


Небо низко. Ветер злобен.

Травы вялы. Пал туман.

Призрак счастья тускл и дробен.

Жизнь – томительный обман.


Вы – останьтесь. Вам за мною

Не идти. Туман – глубок.

Я уйду, закроюсь мглою…

Путь неведом и далек…


После анализа стихотворений, выявления Я-концепции автора, в тетрадях должна быть заполнена таблица следующим образом:

Автор

Поэтическая Я-концепция

В. Соловьёв

«…Мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам»,


«…в цепях должны свершить мы с вами

Тот путь, что боги очертили нам»

М. Лохвицкая

«Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи…»


«Мне мил и солнца луч…

И шорох тайн манит меня»


«…Суждено мне до конца стремиться вверх…»

К. Бальмонт

«Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин»


«Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто»

В. Ходасевич

«Я скитаюсь здесь напрасно

Путь далёк мне…»

  1. Подведение итогов урока

– Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремиться вобрать в своё творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.

  1. Домашнее задание

Конспект статьи учебника




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!