СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 11 классе "Серебряный век русской поэзии."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данном конспекте используются приемы технологии критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе "Серебряный век русской поэзии."»

Преподаватель русского языка и литературы ГБОУ "Гимназия Нзрановского района" Нальгиева Лидия Халитовна.

Предмет : литература, 11 класс.

Тема урока: " Серебряный век русской поэзии"

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний с применением технологии критического мышления

Цели урока:

учебная: обобщение и систематизация знаний учащихся о поэзии Серебряного века;

развивающая: умение выделять главное, умение производить целостный анализ текста, умение выразительно читать текст;

воспитательная: воспитание чувств прекрасного, воспитание гражданской позиции, привитие интереса к дисциплине, воспитание способности понимать и воспринимать материал.

Оборудование: портреты поэтов Серебряного века, выставка книг поэтов Серебряного века, раздаточный материал, интерактивная доска.

Этапы урока.

I.Оргмомент. Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.


Технологический алгоритм урока

Технологические этапы

I стадия

Вызов

II стадия

Осмысление

III стадия

  Рефлексия

1.Создание ситуации проблемы

2.Актуализация и обобщение имеющихся у ученика знаний по данной теме или проблеме

3.Пробуждение интереса к получению новой информации

4.Постановка собственных целей обучения

5.Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности

6.Формулировка вопросов, на которые хотелось бы получить ответы

7.Побуждение ученика к активной работе на уроке и дома


1.Каждый ребёнок сам для себя делает открытие

2.Получение новой информации, осмысление её, соотнесение с уже имеющимися знаниями

3.Корректировка учеником поставленных целей обучения

4.Поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части.

1.Закрепление и оценка того, что я узнал

2.Целостное осмысление, рождение нового знания 3.Обобщение полученной информации

4.Присвоение нового знания, новой информации учеником

5.Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу

6.Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации


1 Стадия -вызов

Приёмы, используемые на уроке:

1. "Кластер"

С этим приемом дети знакомы хорошо, поэтому учить их этому не нужно, достаточно назвать ключевое понятие, которое обучающиеся могут сформулировать сами: "Серебряный век".

Дети на чистом листе бумаги составляют кластер. Группа экспертов проверяет, возможна взаимопроверка.

(Ответы учащихся: модернизм, декаданс, акмеизм, футуризм, лунность, символы, Ницше, Шопенгауэр, Соловьев, Брюсов, Блок и т.д.)

2.Второй приём - целепологание: таблица ЗХУ, выглядит так:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Цель этой таблицы-развить мыслительные способности учащихся, с её помощью учащиеся собирают воедино всю информацию, все знания по данной теме, проблеме. Таблица заполняется по ходу работы .

3. Продолжение работы с приёмом "Кластер". Ключевое понятие «Мой любимый поэт Серебряного века». Работают индивидуально, а потом обмен информацией.

Итог проделанной работы? Кластер превратился в конспект, произошёл обмен информацией, было обобщение знаний, поставлены вопросы, на которые надо дать ответ, намечены цели работы, проявлен интерес к теме.

4.Следующий приём "Верные или неверные утверждения".

1.Верно ли, что у русского и итальянского футуризма есть сходство?

2.Верите ли вы, что в 1914 году Маринетти приезжал в Москву?

3.Верно ли, что в России существовало 4 группы футуристов?

4.Верно ли, что символисты использовали в стихах символы: лазурь, золото, заря, закат, рассвет, пламя, белый цвет, София, Вечная Жена?

5.Верно ли ,что И. Анненский знал 14 иностранных языков?

6.Верно ли, что Блок набивал наволочку рукописями?

7.верно ли , что В.Брюсов опубликовал 82 стихотворения, посвященных А.С.Пушкину?

8.Верно ли ,что Ф.Сологуба называли певцом смерти?

9.Верно ли , что второе название акмеизма -адамизм?


5. Приём "Мозговая атака" использую на стадии вызова с целью активизации имеющихся знаний по теме. За основу работы берём стихотворение И. Хлебникова "Ананасы в шампанском"

Чтение стихотворения. Читает заранее подготовленный ученик. Предлагаю записать всё по теме "Поэзия Серебряного века»

Подведём итог работы, который будет отмечен в таблице ЗХУ. Спрашиваю, есть ли пополнение информации о поэтах Серебряного века?

2 фаза-осмысление

На этой фазе используются другие приёмы.

1.Приём "Бортовые журналы" используется при чтении текста Назначение этого приёма-получение новой информации по теме. За основу мы берём текст стихотворений разных поэтов. В первую колонку таблицы внесите знания, которые вы знаете по этой теме. Во вторую - что нового узнали по теме "Поэзия Серебряного века"

В.Маяковский.. "Адище города"

Чтение стихотворения.

Учитель: Проанализируйте пункты 1 и 2 манифеста "Пощечина общественному вкусу". Что футуристы называют "произвольными " и "производными" словами? Найдите подобные слова в стихотворении Маяковского "Адище города". Как они образованы? Приведите примеры. За счет чего еще футуристы расширяли поэтический лексикон?

Ученик: Маяковский использует "производные" слова, образованные от уже существующих в языке ( адище, излюбилась) . Расширение поэтического лексикона шло за счет слов неэстетических, часто грубых, даже бранны.

Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел

Бортовой журнал. «Поэты Серебряного века»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

2.Интересным приёмом является приём "Взаимоопрос" и задавание "Толстых и тонких вопросов". Эти приёмы развивают коммуникативные навыки, способствуют активной фиксации вопросов при чтении, и дети проявляют большую активность, любят задавать вопросы, заранее готовят их.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов

"Толстые" "Тонкие"

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

Для работы можно воспользоваться текстом стихотворения , которое предложит учитель, дети тоже могут предложить свой вариант.

Подведём итог. Что происходило на фазе осмысления? Каждый для себя делает открытия,получает новую информацию, соотносит её с уже имеющимися знаниями

А теперь обратимся к приему ЗХУ. Заполните таблицу и поделитесь результатами работы. Нас будет интересовать графа "Узнал" Если у вас появились новые знания, давайте послушаем, какие они

Знаю

Хочу узнать

Узнал

3 фаза- рефлексия.

Закрепление и оценка того, что узнал, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование у каждого ученика собственного отношения к изученному материалу, анализ, творческая переработка полученной информации.

Мои дети приём написания "Синквейна". Они с ним знакомы ,и мне не приходится объяснять, как его писать. Написать синквейны на тему "Поэзия Серебряного века"будет домашним заданием. Работу начинают в классе.