СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 7 классе "Тарас Бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе "Тарас Бульба"»

Нестеренко Л.Д.

Разработка урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Тема урока: Тарас Бульба – характер, рожденный временем ( по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цель урока: выявить, в чем проявляется сила характера Тараса Бульбы.

Задачи урока:

  • образовательные: сформировать представление об особенностях характера главного

героя через словесный и психологический портрет.

  • Развивающие:

  • Совершенствовать навыки анализа текста и навыки монологической речи, показывая своеобразие характера литературного героя.

  • Воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, товарищество, доблесть, отвагу.

Методы:

  • Аналитический

  • Дедуктивный (от частного к общему)

  • Сравнение

  Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, иллюстрации Е. Кибрика, кинофрагмент смерти Т. Бульбы, рисунки учащихся.

Эпиграф: Нет у нас никого, равного ему в доблести… Н.В.Гоголь.

ход урока

1.Организационный момент. Определение темы и цели урока.

Работа с эпиграфом

- Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете слова Гоголя?

- Как вы думаете, как эпиграф связан с нашим уроком?

(Я вам предлагаю уточнить тему: «Тарас Бульба - характер, рожденный временем»).

- Чтобы раскрыть тему, какую цель мы перед собой поставим?

(выяснить, действительно ли характер рожден временем?).

-Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?

- Вспомнить характеристику эпохи.

- Вспомнить эпизоды, в которых закалялся характер Тараса Бульбы.

- Какие нравственные качества должны были свойственны сильному характеру?

- Вспомним, в какое время жил Тарас Бульба.

(Подготовленный ученик рассказывает об эпохе).

Украинская казаческая эпопея, длившаяся на протя­жении более двух столетий (XVI — XVII), — одно из геро­ических событий мировой истории. Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополя­чить украинский народ. Повсюду на Украине насажда­лась польская администрация.  Она грубо попирала наци­ональное достоинство народа, оскорбляла его религиоз­ные верования, культуру, обычаи.   На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавши­ми на них людьми.

Крестьяне ожесточенно сопротивлялись  и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сю­да, в низовье Днепра, стекались все, кто «не привыкли невольничьей службе». Так возникло казачество, «Запорожская Сечь».

- Какое это было время? ( Тяжелое и суровое время).

- Есть такое утверждение, что «Суровые времена порождают сильные характеры».

- Согласны ли Вы с этим суждением?

Работа с пословицами .

- Выясним, какими качествами должен обладать человек с сильным характером, собрав из слов пословицы. (Пословицы рассыпаны на слова и словосочетания).

Тот герой, кто за Родину стоит горой.  Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт. Сам погибай, а товарища выручай.

- О каких качествах характера пословицы?  (О смелости, отваге, стойкости, товариществе, патриотизме).

- На уроке будем обсуждать, какие качества сильного характера воплотились в образе Тараса Бульбы.

Будем составлять кластер.

Работа по образу Тараса Бульбы.

Учитель: Повесть Н.В.Гоголя называется «Тарас Бульба». Вам было дано задание - узнать, что означает происхождение имени главного героя?

Подготовленный ученик:

Тарас – (от греч. «Tarasso)- «беспокойный», «бунтовщик», «смутьян» ; Существует и другая менее распространённая версия происхождения имени — имя происходит от названия города Тарас в Великой Греции (сейчас итальянский город Таранто). Город же получил своё имя в честь Тараса, сына бога Посейдона и нимфы Сатирион.

-Есть ли доказательства этому в повести? В каких эпизодах об этом говорится? Зачитайте. (В 1 главе Гоголь, представляя нам своего героя, пишет: «Бульба был упрям страшно...», «Вечно неугомонный он считал себя законным защитником православия»…Самоуправно входил в села… Сам с своими казаками производил расправу…»).

- Какими словами и словосочетаниями Н.В.Гоголь описывает внешность героя? Зачитайте. («Крепкий, как дуб,очи хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней…»).

- Какие выразительные средства использует Гоголь в портретной характеристике Тараса? Какова роль эпитетов? ( указывают на возраст).

Обобщение учителем:( во внешности автор сравнивает Тараса с горой, с богатырем, Тарас – это исполинская натура).

Рассмотрим портрет Тараса Бульбы на иллюстрации Е.Кибрика.

- Сравним, что общего подчеркивают в портрете Тараса Бульбы художник и писатель?

(крепкого телосложения, закаленный в боях казак, зрелый, богатырская натура.)

-Учитель: вспомним эпизоды, где проявляется сильный характер Тараса.

- Какие это эпизоды? (Тарас Бульба в кругу семьи, в отношении с товарищами, в бою, во время казни Остапа и смерти).

- Расскажите, каким видим Тараса Бульбу в кругу семьи?

- Вспомним эпизоды из первых глав, где рассказывается о Тарасе - отце.

- Как он относился к сыновьям? (К своим сыновьям Тарас Бульба относится как к товарищам по ратному делу. Тарас хотел видеть своих сыновей сильными и мужественными, он смотрел и не мог налюбоваться ими. Оценивает их личные качества, как отец и как полководец. Счастье для Тараса, как сыновья проявляют себя в бою).

- Почему Тараса Гоголь показывает в кругу семьи?

- Зачем раскрывает его буйный характер? (Тарас не любил негу, по отношению к жене проявлял жестокость, не думал о ее чувствах, суров с сыновьями)

-. Почему он такой? (Потому что время суровое).

Обобщение учителем: Тарас Бульба создан для бранного времени.

Словарная работа

- Как понимаете значение слов «бранное время»? (битва, военные походы, постоянная разлука с родными).

- Поэтому не случайно Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь, чтобы сделать из них настоящих казаков, храбрых и мужественных.

- Расскажите, как ведут сыновья в бою? ( Андрий - смелый, безудержный в бою, рубит налево и направо, Остап более уверенный в себе, применяет тактику в бою).

- Значит, что важно для Тараса? (его сыновья - смелые казаки).

- Вспомним трагический момент повести в отношении с сыновьями - это казнь сына Андрия.

- Можно ли это назвать убийством? (это казнь).

- Как вы оцениваете поступок Тараса? Какие черты характера проявляет?

- Обратимся к тексту.

(9 гл. стр.197).

…Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня!

 Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье……..

Тарас выстрелил…..  Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. А какой бы казак был!

 - Какие качества проявляет Тарас в этой сцене? (твердость характера, судит сына не как отец, а как полковник).

- Почему Тарас долго глядит на бездыханный труп убитого им сына? (иллюстрация на слайде).

- Как художник и писатель передал трагическое состояние Тараса, какие новые черты характера

раскрываются в герое? (Гоголь передает невыносимое горе Тараса, ему очень жаль сына, но

товарищество, Родина дороже, он не смог простить предательства, поэтому сам вершит казнь.).

- Пережив смерть Андрия, какое новое страшное испытание ему судьба вновь уготовила? (Смерть Остапа).

- Расскажите, как ведет себя Тарас, увидев своего сына на плахе? Почему он пришел на казнь и какие качества характера проявляет в этой сцене? ( смелость, главное поддержать сына морально, духовно).

- Значит, что главное выделяет Гоголь в Тарасе? (духовное единство отца и сына)

(- Сыновья Тараса – это отражение самого отца.).

- Где еще себя проявляет Тарас Бульба,? В каких сценах раскрывается сильный характер Тараса? (в бою и в отношении к товариществу).

Чтение наизусть речи о товариществе
Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

- Что ценит, прежде всего, в людях Тарас Бульба?

Учитель обобщает: (В этой речи проявляются и патриотиче­ские чувства героя, и его мужество, и жизненный опыт, и страстная убежден­ность в правоте своего дела. Своими сло­вами Тарас Бульба хотел, во-первых, поднять боевой дух товарищей, а во-вторых, показать величие родины и русского человека).

- Какой еще эпизод свидетельствует о большом полководческом искусстве Тараса Бульбы? (в пос­леднем бою Тараса на берегу Днепра (гла­ва XII), в полную силу проявились героизм и сила патриотизма казаков, вступивших в смертельную схватку с неприятелем ).

Расскажите эпизод.

Как в бою всегда поддерживал товарищей? («А что, паны…есть еще порох в пороховницах?) (В бою Тарас видит всех, поддерживает боевой дух).

- Как оценивают его казаки: «Дай, Боже, чтобы таких полковников было побольше на Украине».

Учитель: Казак дает высокую оценку полководческому таланту Тараса.

- С какими фольклорными героями можно сравнить Тараса Бульбу во время боя? -- Почему с богатырями? (Потому что былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются с различными чудищами, врагами - захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. В каждой былине есть цель, ради которой богатырь совершил подвиг не ради награды. Так и в повести Тарас Бульба такой же внешне крепкий, большой, как богатырь, проявляет доблесть и отвагу, мужество и бесстрашие, силу и удаль в защите своего народа).

Физминутка

Закройте глаза, представьте то, о чем мы сейчас с вами говорили.

- Продолжаем беседу.

- Что изменилось в Тарасе после гибели его товарищей и Остапа? Каким его видим в повести, расскажите.

(Тарас остался один. Он воодушевлён только ненавистью к врагам. После смерти сына Тарас

становится очень жестоким, даже среди запорожцев, его девиз теперь: « Ничего и никого не жалейте!».

Учитель: «Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследований, но

Потоцкий на сей раз настиг их на берегу Днестра. Суд над Тарасом был скорый.

Просмотр видеофрагмента «Смерть Тараса Бульбы».

Цель: просмотреть кинофрагмент и сделать вывод о том, как режиссеру

Владимиру Бортко удалось показать силу характера Тараса Бульбы во время

казни?

- Расскажите, какие черты сильного характера раскрыл режиссер в Тарасе?  

(Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все его мысли о

товарищах, о Родине, смерти не боится. Так он сам следует словам,

сказанным когда-то о товариществе).

Учитель: Много было в истории России трагических событий: борьба за независимость Украины, война с Наполеоном 1812г., 1 мировая, война с фашистской Германией. Были суровые времена. А суровые времена порождали сильные характеры. Не случайно в 1942 году К.Симонов написал стихотворение «Тарас Бульба».

- Послушайте стихотворение и подумайте, почему поэт обратился к образу Тараса в годы ВОВ? Учитель читает наизусть.   

Тарас Бульба
 К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое  солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикованный к дубу стальными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с басурманскими псами,
И ветер степной над огнём шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споём, 
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьём. 
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.
Я знаю: Отчизна им силу дала,
 Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю: она в это время текла
 В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.
Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало, и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас, 

И пламя седые усы обвивает.

- Почему поэт обратился к образу Тараса? (нужен пример мужественного и храброго защитника Отечества, с сильным и крепким характером, чтобы поднять боевой дух русских воинов в годы ВОВ. Таким героем был Тарас Бульба).

Учитель: Таким видят Тараса Бульбу писатель.Гоголь и поэт К.Симонов.

- А какое впечатление произвел на Вас этот герой?

Пятиминутка свободного письма.

- Изложите свои мысли о Тарасе Бульбе на письме.

.-Чем может быть интересен герой? В чем проявляется сила характера Тараса Бульбы?

(5-6 предложений).

Проверка эссе. Обобщение учителем.

- Можно ли Тараса назвать настоящим героем? Но народным героям воздвигают памятники.

- Какой памятник поставили бы вы Тарасу Бульбе?

Домашнее задание было по группам выполнить проект памятника Тарасу Бульбе.

Защита проектов. Итог урока.

Учитель: вернемся к нашей цели урока: в чем же проявилась сила характера Тараса Бульбы?

-Достигли мы цели урока, выполнили ли задачи, которые поставили?

- На примере образа Тараса Бульбы, какие нравственные качества можно воспитать в себе?

(обобщение по кластеру).


О бобщение учителем: Суровые времена рождают сильный характер. Человек,

закаляя свой характер, становится решительным, смелым и мужественным.

В образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил самые яркие и сильные черты характера: возвышенную,

бескорыстную любовь к Родине, верность православной вере, готовность к подвигу, преданность

товариществу и широту души, лучшие черты

народа.

Рефлексия: оцените работу на уроке.

- Что знали до этого о герое? Что нового узнали о герое?

- Как я работал на уроке? Отметить на шкале из 6 делений.

Выставление оценок.

Домашнее задание: составить план сочинения по теме на выбор: « Над чем заставила задуматься

повесть «Тарас Бульба?», «Нужны ли современному обществу такие характеры?»















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!