Дата: 21.02.18
Класс: 1
Тема урока. Масса. Килограмм.
Тип урока: урок введения нового знания.
Цели:
помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе;
познакомить с единицей измерения массы – килограммом, правилами сложения и вычитания масс;
показать значение полученных знаний и их применение их в жизненных ситуациях;
Личностные результаты
1) формировать способность оценивать собственные математические знания и умения
2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения
3) использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций
4) развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
осознавать и принимать учебную задачу
совместно с учителем составлять план решения задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
1) учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
2) учить работать с дополнительным материалом (Интернет, энциклопедии)
3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)
4)перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1) доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2) слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
3) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
4) строить осознанно высказывание в устной форме
Предметные результаты
1) научить сравнивать одинаковые внешне предметы по массе
2) научить взвешивать предметы на чашечных весах и записывать их массу
3) развивать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи
4) грамотно использовать в речи математические термины и понятия.
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прозвенел звонок опять.
Перемена пролетела,
Снова нам пора за дело!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
А девиз урока такой:
То, что знаем, не скрываем: на вопросы – отвечаем!
-Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
II. Актуализация знаний.
-Итак, начнём наш урок с зарядки для ума.
Фронтальная работа
-Угадайте, о каком числе идёт речь?
Оно больше 6 на 2. (8)
-Запишите это число в тетрадь.
- Назовите и запишите его соседей. (Это числа 7 и 9)
-Как получить число 8?
Запись в тетрадях: 8, 7, 9, 1, 7, 2, 6, 3, 5, 4, 4.
- Подчеркните чётные числа.
- Красным карандашом обведите самое большое число, а зеленым – самое маленькое.
Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Самопроверка)(Проверка осуществляется по образцу, изображенному на доске)
- Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок.
III. Самоопределение к деятельности.
(Учитель ставит на стол две одинаковые по размеру и цвету коробки, одна из которых пустая, а другая чем-либо наполнена).
- Рассмотрите коробки. Опишите их. Какие свойства предметов вы знаете?
- Чем одна коробка отличается от другой?
( Учащиеся не могут обнаружить внешних отличий).
По внешнему виду коробки ничем не отличаются. Но различия между ними есть. Вы сейчас в этом убедитесь.
(Учитель предлагает одному ученику взять коробки в руки).
- Что ты заметил? ( Одна коробка легче (тяжелее) другой).
Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов, как масса.
(Учитель вывешивает карточку со словом «масса» на доску).
Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» - «масса предмета больше». Сегодня на уроке мы познакомимся с этим свойством предметов.
- Оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть, Чтобы обнаружить такие свойства, надо взять предметы в руки. Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется …… Прочитайте получившиеся слово.
- Какая орфограмма в слове?
- Так, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке? (На доске появляется слово МАССА)
IV. Работа по теме урока.
1. Практическая работа.
– Возьмите в руки тетрадь и учебник. Что тяжелее? Что легче?
-Что же помогает нам точно сравнивать предметы по массе? Какой инструмент? Отгадайте загадку.
Фрукты на качели покачаться сели.
Стоит им лишь прекратить,
Нам придется заплатить. (Весы)
- Для чего необходимы весы? (чтобы измерить вес предмета)
- Какие весы вы знаете? (магазинные, лабораторные, напольные, электронные, бытовые, грузовые, чашечные).
Физминутка.
Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука - левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.
- весы находятся в равновесии;
- левая чаша весов опустилась;
- правая чаша весов опустилась;
- весы находятся в равновесии;
- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
- весы находятся в равновесии;
- груз на левой чаше легче;
- весы находятся в равновесии.
2. Масса- величина.
– Итак, предметы можно сравнивать по массе с помощью знаков ,
– А как называется свойство предмета, которое можно сравнивать? (Величина.)
– Какой вывод можно сделать? (Масса – величина.)
V. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
(учащиеся рассматривают верхние рисунки на с.36, читают подписи под ними).
№ 1,2, с.36
Устное выполнение
№ 3, с.37
- Измерьте отрезки.
- Как узнать, на сколько один отрезок длиннее другого?
- Запишите решение.
(Один ученик записывает решение на доске).
№ 4, с.37
(Коллективное выполнение с комментированием).
№ 5, с.37
(Учащиеся показывают пропущенные числа с помощью карточек объясняя решение).
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры.
- Чему еще учились на уроке?
- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.
Нынче на уроке в классе
Все узнали мы о массе.
Знаем я, ты, он, она:
Масса есть величина.
И совсем это не сложно,
И уже нельзя забыть,
Что измерить массу можно,
И, коль захотим, сравнить!
- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!