СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики на тему "Деление величины на число. Деление величины на величину" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики на тему "Деление величины на число. Деление величины на величину" (4 класс)»

Конспект урока математики

Тема: «Деление величины на число. Деление величины на величину»

Тип урока: открытия нового знания.

Цель: сформировать представление о делении величины на число, делении величины на величину.

Задачи:

  • образовательные:

знать способы деления величины на число;

знать способ деление величины на величину;

уметь делить величину на число;

уметь делить величину на величину;

  • развивающие:

развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

развивать внимательность, мышление, речь;

развивать вычислительные навыки;

  • воспитательные:

воспитывать интерес к математике;

воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • меловая доска;

  • рабочая программа УМК «Перспектива»;

  • учебник по математике УМК «Перспектива», 4 класс, 2 часть;

  • тетрадь;

  • презентация.



Планируемые результаты

Личностные:

формировать первоначальные представления о научной картине мира;

проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные:

Познавательные:

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные:

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Регулятивные:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные:

формировать вычислительные навыки, умения выполнять письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи;

развитие логического и алгоритмического мышления: умения строить простейшие алгоритмы и использовать изученные алгоритмы вычислений в учебных ситуациях.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Органи-зационный момент

- Здравствуйте, ребята. Давайте встанем ровно и красиво.

- Тихо присаживаются девочки.

- Ещё тише присаживаются мальчики.

- Ребята, проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах. Сегодня на уроке вам понадобятся учебники, тетради, дневники и пеналы. Уберите всё лишнее со стола.

Приветствие учителя.


Присаживаются девочки.

Присаживаются мальчики.

Самопроверка готовности к уроку.


2. Мотивация к учебной деятельно-сти

- Начать наш урок я хочу с таких строк:

«Математика – повсюду,

Глазом только поведёшь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь».

- Как вы думаете, правда ли математика окружает повсюду?

- Приведите примеры.



- Сделайте вывод.






- Да.


- Мы считаем на уроках. Мы расплачиваемся в магазине. Дома строят по расчётам. Мебель делают определённой формы.

- Математика окружает нас везде, нужно её учить, чтобы пользоваться ей.


3. Актуали-зация знаний и пробное учебное действие

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Сядьте ровно, пишите аккуратно.

- На слайде есть задание. Вам нужно выполнить умножение. Какое умножение?

- Сколько способов существует?

- Расскажите об этих способах.






- Первый вариант выполняет первым способом, второй – вторым.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте записи друг друга.

- Верните тетради.

- У кого всё правильно?

- Молодцы, все справились.

Оформляют тетради.



- Умножение величины на число.


- Два.

- 1 способ: представить величину в виде суммы разрядных слагаемых, каждое из которых отдельно умножить на число, результаты сложить.

- 2 способ: перевести всё в одну единицу измерения, выполнить дальше умножение.

Работают по вариантам.


Взаимопроверка.



Поднимают руки.

Тетради



На слайде:

2 м 35 см * 4 =


Разноуровневое задание: воспроизведение




Разноуровневое задание: понимание

На слайде:

1 вариант:

2 м 35 см * 4 = 2 м * 4 + 35 см * 4= 8 м + 140 см = 9 м 40 см

2 вариант:

2 м 35 см * 4 = 235 см * 4 = 940 см = 9 м 40 см

4. Выявление места и причины затруднения

- Как вы думаете, если мы умножаем величину на число, можно ли сделать обратную операцию, разделив величину на число?

- Как вы думаете, сколько способов существует?

- А можно ли разделить величину на величину?


- Почему не можете ответить на этот вопрос однозначно?

- Что сделаем сегодня?

- Наверное, да.



- 1.

- 2.

- Да.

- Нет.

- Мы не знаем точного ответа.


- Узнаем, можно ли разделить величину на число и величину на величину.


5. Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?


- Верно, тема нашего урока: «Деление величины на число. Деление величины на величину». Какую цель поставим?

- Отлично. Предлагаю вам расставить пункты плана в правильном порядке.


















- Давайте приступим к выполнению плана.

- Деление величины на число. Деление величины на величину.

- Узнать, как выполнять деление величины на число и деление величины на величину.


- 1. Узнать, как выполнять деление величины на число.

- 2. Узнать, как выполнять деление величины на величину.

- 3. Выполнить задания и решить задачи.






Пункты плана на слайде:

1. Узнать, как выполнять деление величины на число.

2. Выполнить задания и решить задачи.

3. Узнать, как выполнять деление величины на величину.

На слайде:

1. Узнать, как выполнять деление величины на число.

2. Узнать, как выполнять деление величины на величину.

3. Выполнить задания и решить задачи.

6. Реализация построенного проекта

- Послушайте внимательно задачу. Провод длиной 28 м 5 дм надо разрезать на 19 одинаковых кусков. Какой длины получится каждый кусок?

- Что нам известно?


- Что требуется найти?

- Как можем это найти?

- Как бы вы решили эту задачу?

- ..., реши у доски, остальные – в тетрадях.




- Это и есть первый способ деления величины на число. Всего их 2. Давайте подумаем, как ещё можно решить эту задачу.

- Откройте учебники на странице 87. прочитайте текст в рамке, узнайте о втором способе.

- Какой же второй способ?





- Хорошо, какие же способы есть?




- Как же разделить величину на величину?

- Давайте разберём на примере. Послушайте внимательно задачу 2. Для оклейки комнаты рулон обоев длинной 27 м 6 дм разрезали на куски, длиной 2 м 3 дм каждый. Сколько получилось таких кусков?

- Что известно?


- Что требуется найти?

- Как можем найти?

- Каким образом?

- ..., реши у доски, остальные – самостоятельно в тетради.



- Молодец, присаживайся, хорошо.

- Обратите внимание, что получается, когда мы делим величину на число?

- Величину на величину?





- Провод длиной 28 м 5 дм надо разрезать на 19 одинаковых кусков.

- Какой длины получится каждый кусок?

- Разделить всю длину на количество частей.

- Перевели всё в единую единицу длины – дм.

- 28 м 5 дм = 285 дм.

285:19=15 (дм) – длина 1 куска.

15 дм = 1 м 5 дм

Ответ: 1м 5 дм.

Затруднение.



Читают.



- Сначала разделить 28 м на 19, получится 1 м и в остатке 9 м. Эти 9 метров переведём в дециметры, получится 90 дециметров. К ним прибавим 5 дециметров. 95 дм разделить на 9, получится 5 дм. ответ: 1 м 5 дм.

- Чтобы разделить величину на число, можно:

1) разделить последовательно каждую часть;

2) представить величину в единой единице измерения и выполнить деление.







- Для оклейки комнаты рулон обоев длинной 27 м 6 дм разрезали на куски, длиной 2 м 3 дм каждый.

- Сколько получилось таких кусков?

- Разделить длину рулона на длину куска.

- Представить в одинаковой единице измерения.

- 27 м 6 дм = 276 дм.

2 м 3 дм = 23 дм.

276:23=12 (к.) – получилось.

ответ: 12 кусков.


- Величина.


- Число.

Разноуровневое задание: применение в знакомых условиях


























План на слайде

Разноуровневое задание: применение в знакомых условиях

Физминутка

- Давайте немного разомнёмся: встали.

Включает видеоролик.

- Присаживайтесь.

Выполнение физминутки.


Присаживаются.


Видеоролик

7. Первичное закрепление с проговари-ванием во внешней речи

- Посмотрите на наш план. Какие пункты выполнили?

- Что далее?

- Выполним задание 1 на странице 88.

- ..., работаешь у доски, остальные – самостоятельно в тетради.






- Хорошо, решим задачу 3.

- ..., реши у доски. Остальные работают в тетради.
















- Кто решал другим способом?



- Ответ такой же?

- Молодец. присаживайся. 5.

- Первый и второй


- 3. Выполнить задания и решить задачи.


- 7 кг 840 г : 32.

Переведу всё в г.

7 кг 840 г = 7840 г.

Разделю 7840 на 32.

Получится 245 г.

Аналогично с другими.



- Нам известно, что на двух грузовиках привезли 2 т 880 кг муки в одинаковых по массе мешках. на одном грузовике было 28 мешков, на другом – 32 мешка. Требуется найти, сколько килограммов муки привезли на каждом грузовике.

Сначала найду, сколько всего привезли мешков.

1) 28+32=60 (м.) – муки привезли всего.

2) 2 т 880 кг : 60 = 2880 кг : 60 = 48 (кг) – муки в одном мешке.

Чтобы узнать, сколько кг муки привезли на каждом грузовике, нужно умножить количество кг в 1 мешке на количество мешков на грузовике.

3) 48*28=1344 (кг) – муки привезли на первом грузовике.

4) 48*32=1536 (кг) – муки привезли на втором грузовике.

Ответ: 1344 кг, 1536 кг.

- Я нашёл, сколько кг на втором грузовике, вычтя из общей массы муки количество кг муки, привезённых на первом грузовике.

- Да.

План на слайде



Разноуровневое задание: понимание

Ответы:

7 кг 840 г : 32 = 245 г

14 км 850 м : 45 =

= 330 м

15 т 764 кг : 28 =

= 563 кг

Разноуровневое здание: применение в знакомых условиях

8. Самостоя-тельная работа с са-мопроверкой по эталону

- Сейчас поработаем самостоятельно. На слайде представлено задание: вам нужно выполнить деление любым способом.



- Проверьте себя по эталону на слайде.

- Поднимите руки, у кого всё правильно.

- Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал.

- Те, у кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Дома обязательно повторите новый материал, попробуйте понять, где вы допустили ошибки и как их исправить.

- Что у вас было неправильно?

- Понял, как исправлять?

- Если у кого-то ещё остались вопросы, подойдите на перемене.

Работают самостоятельно.





Самопроверка по эталону.

Поднимают руки.







- Я неправильно перевёл единицы.

- Да.

Разноуровневое задание: понимание

На слайде:

2 т 160 кг : 4

26 м 350 см : 4 м 25 см

На слайде:

2 т 160 кг : 4 = 540 кг

26 м 350 см : 4 м 25 см

= 62


9. Включение в систему знаний и повторение

- Поработаем в парах. предлагаю вам самим составить примеры на деление величины на число и решить их. по 2 примера.

- Что у вас получилось?

Работают в парах.



- 35 м 120 см : 5 = 7 м 24 см

- 6 т 20 ц : 4 = 1 т 55 ц

Разноуровневое задание: применение в знакомых условиях


10. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какой теме он был посвящён?

- Какую цель мы поставили?


- Как вы считаете, достигли мы её?

- Давайте посмотрим на план, все ли пункты плана мы выполнили?

- Ребята, посмотрите на доску, я предлагаю вам закончить следующие предложения.



- Деление величины на число. Деление величины на величину.

- Узнать, как выполнять деление величины на число, деление величины на величину.

- Да.

- Все пункты плана выполнили


- Теперь я знаю, как выполнять деление величины на число, деление величины на величину.

- Теперь я умею выполнять деление величины на число, деление величины на величину..

- У меня получилось выполнить самостоятельную работу.

- Было сложно определять алгоритм и способы деления величины на число.






План на слайде


На слайде:

Теперь я знаю ...

Теперь я умею ...

У меня получилось ...

Было сложно ...

11. Дом. задание

- Ребята, вы молодцы, сегодня мы с вами очень хорошо поработали, узнали о том, как же выполнять деление величины на число., деление величины на величину.

- Открывайте дневники, записывайте домашнее задание: страница 88 номер 2 и задача 4.

Записывает на доске.

- В номере 2 нужно сравнить величины, 4 номер – задача.

- Вы сегодня хорошо работали, за работу на уроке ... получает ..., подойдите ко мне с дневниками.

- На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу!





Записывают домашнее задание.





Дневники



Разноуровневое задание:

2 – понимание

4 – применение в знакомых условиях