Тема: «Деление величины на число. Деление величины на величину»
Тип урока: открытия нового знания.
Цель: сформировать представление о делении величины на число, делении величины на величину.
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
формировать вычислительные навыки, умения выполнять письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи;
развитие логического и алгоритмического мышления: умения строить простейшие алгоритмы и использовать изученные алгоритмы вычислений в учебных ситуациях.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1. Органи-зационный момент | - Здравствуйте, ребята. Давайте встанем ровно и красиво. - Тихо присаживаются девочки. - Ещё тише присаживаются мальчики. - Ребята, проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах. Сегодня на уроке вам понадобятся учебники, тетради, дневники и пеналы. Уберите всё лишнее со стола. | Приветствие учителя. Присаживаются девочки. Присаживаются мальчики. Самопроверка готовности к уроку. | |
2. Мотивация к учебной деятельно-сти | - Начать наш урок я хочу с таких строк: «Математика – повсюду, Глазом только поведёшь И примеров сразу уйму Ты вокруг себя найдешь». - Как вы думаете, правда ли математика окружает повсюду? - Приведите примеры. - Сделайте вывод. | - Да. - Мы считаем на уроках. Мы расплачиваемся в магазине. Дома строят по расчётам. Мебель делают определённой формы. - Математика окружает нас везде, нужно её учить, чтобы пользоваться ей. | |
3. Актуали-зация знаний и пробное учебное действие | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Сядьте ровно, пишите аккуратно. - На слайде есть задание. Вам нужно выполнить умножение. Какое умножение? - Сколько способов существует? - Расскажите об этих способах. - Первый вариант выполняет первым способом, второй – вторым. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте записи друг друга. - Верните тетради. - У кого всё правильно? - Молодцы, все справились. | Оформляют тетради. - Умножение величины на число. - Два. - 1 способ: представить величину в виде суммы разрядных слагаемых, каждое из которых отдельно умножить на число, результаты сложить. - 2 способ: перевести всё в одну единицу измерения, выполнить дальше умножение. Работают по вариантам. Взаимопроверка. Поднимают руки. | Тетради На слайде: 2 м 35 см * 4 = Разноуровневое задание: воспроизведение Разноуровневое задание: понимание На слайде: 1 вариант: 2 м 35 см * 4 = 2 м * 4 + 35 см * 4= 8 м + 140 см = 9 м 40 см 2 вариант: 2 м 35 см * 4 = 235 см * 4 = 940 см = 9 м 40 см |
4. Выявление места и причины затруднения | - Как вы думаете, если мы умножаем величину на число, можно ли сделать обратную операцию, разделив величину на число? - Как вы думаете, сколько способов существует? - А можно ли разделить величину на величину? - Почему не можете ответить на этот вопрос однозначно? - Что сделаем сегодня? | - Наверное, да. - 1. - 2. - Да. - Нет. - Мы не знаем точного ответа. - Узнаем, можно ли разделить величину на число и величину на величину. | |
5. Построение проекта выхода из затруднения | - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Верно, тема нашего урока: «Деление величины на число. Деление величины на величину». Какую цель поставим? - Отлично. Предлагаю вам расставить пункты плана в правильном порядке. - Давайте приступим к выполнению плана. | - Деление величины на число. Деление величины на величину. - Узнать, как выполнять деление величины на число и деление величины на величину. - 1. Узнать, как выполнять деление величины на число. - 2. Узнать, как выполнять деление величины на величину. - 3. Выполнить задания и решить задачи. | Пункты плана на слайде: 1. Узнать, как выполнять деление величины на число. 2. Выполнить задания и решить задачи. 3. Узнать, как выполнять деление величины на величину. На слайде: 1. Узнать, как выполнять деление величины на число. 2. Узнать, как выполнять деление величины на величину. 3. Выполнить задания и решить задачи. |
6. Реализация построенного проекта | - Послушайте внимательно задачу. Провод длиной 28 м 5 дм надо разрезать на 19 одинаковых кусков. Какой длины получится каждый кусок? - Что нам известно? - Что требуется найти? - Как можем это найти? - Как бы вы решили эту задачу? - ..., реши у доски, остальные – в тетрадях. - Это и есть первый способ деления величины на число. Всего их 2. Давайте подумаем, как ещё можно решить эту задачу. - Откройте учебники на странице 87. прочитайте текст в рамке, узнайте о втором способе. - Какой же второй способ? - Хорошо, какие же способы есть? - Как же разделить величину на величину? - Давайте разберём на примере. Послушайте внимательно задачу 2. Для оклейки комнаты рулон обоев длинной 27 м 6 дм разрезали на куски, длиной 2 м 3 дм каждый. Сколько получилось таких кусков? - Что известно? - Что требуется найти? - Как можем найти? - Каким образом? - ..., реши у доски, остальные – самостоятельно в тетради. - Молодец, присаживайся, хорошо. - Обратите внимание, что получается, когда мы делим величину на число? - Величину на величину? | - Провод длиной 28 м 5 дм надо разрезать на 19 одинаковых кусков. - Какой длины получится каждый кусок? - Разделить всю длину на количество частей. - Перевели всё в единую единицу длины – дм. - 28 м 5 дм = 285 дм. 285:19=15 (дм) – длина 1 куска. 15 дм = 1 м 5 дм Ответ: 1м 5 дм. Затруднение. Читают. - Сначала разделить 28 м на 19, получится 1 м и в остатке 9 м. Эти 9 метров переведём в дециметры, получится 90 дециметров. К ним прибавим 5 дециметров. 95 дм разделить на 9, получится 5 дм. ответ: 1 м 5 дм. - Чтобы разделить величину на число, можно: 1) разделить последовательно каждую часть; 2) представить величину в единой единице измерения и выполнить деление. - Для оклейки комнаты рулон обоев длинной 27 м 6 дм разрезали на куски, длиной 2 м 3 дм каждый. - Сколько получилось таких кусков? - Разделить длину рулона на длину куска. - Представить в одинаковой единице измерения. - 27 м 6 дм = 276 дм. 2 м 3 дм = 23 дм. 276:23=12 (к.) – получилось. ответ: 12 кусков. - Величина. - Число. | Разноуровневое задание: применение в знакомых условиях План на слайде Разноуровневое задание: применение в знакомых условиях |
Физминутка | - Давайте немного разомнёмся: встали. Включает видеоролик. - Присаживайтесь. | Выполнение физминутки. Присаживаются. | Видеоролик |
7. Первичное закрепление с проговари-ванием во внешней речи | - Посмотрите на наш план. Какие пункты выполнили? - Что далее? - Выполним задание 1 на странице 88. - ..., работаешь у доски, остальные – самостоятельно в тетради. - Хорошо, решим задачу 3. - ..., реши у доски. Остальные работают в тетради. - Кто решал другим способом? - Ответ такой же? - Молодец. присаживайся. 5. | - Первый и второй - 3. Выполнить задания и решить задачи. - 7 кг 840 г : 32. Переведу всё в г. 7 кг 840 г = 7840 г. Разделю 7840 на 32. Получится 245 г. Аналогично с другими. - Нам известно, что на двух грузовиках привезли 2 т 880 кг муки в одинаковых по массе мешках. на одном грузовике было 28 мешков, на другом – 32 мешка. Требуется найти, сколько килограммов муки привезли на каждом грузовике. Сначала найду, сколько всего привезли мешков. 1) 28+32=60 (м.) – муки привезли всего. 2) 2 т 880 кг : 60 = 2880 кг : 60 = 48 (кг) – муки в одном мешке. Чтобы узнать, сколько кг муки привезли на каждом грузовике, нужно умножить количество кг в 1 мешке на количество мешков на грузовике. 3) 48*28=1344 (кг) – муки привезли на первом грузовике. 4) 48*32=1536 (кг) – муки привезли на втором грузовике. Ответ: 1344 кг, 1536 кг. - Я нашёл, сколько кг на втором грузовике, вычтя из общей массы муки количество кг муки, привезённых на первом грузовике. - Да. | План на слайде Разноуровневое задание: понимание Ответы: 7 кг 840 г : 32 = 245 г 14 км 850 м : 45 = = 330 м 15 т 764 кг : 28 = = 563 кг Разноуровневое здание: применение в знакомых условиях |
8. Самостоя-тельная работа с са-мопроверкой по эталону | - Сейчас поработаем самостоятельно. На слайде представлено задание: вам нужно выполнить деление любым способом. - Проверьте себя по эталону на слайде. - Поднимите руки, у кого всё правильно. - Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал. - Те, у кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Дома обязательно повторите новый материал, попробуйте понять, где вы допустили ошибки и как их исправить. - Что у вас было неправильно? - Понял, как исправлять? - Если у кого-то ещё остались вопросы, подойдите на перемене. | Работают самостоятельно. Самопроверка по эталону. Поднимают руки. - Я неправильно перевёл единицы. - Да. | Разноуровневое задание: понимание На слайде: 2 т 160 кг : 4 26 м 350 см : 4 м 25 см На слайде: 2 т 160 кг : 4 = 540 кг 26 м 350 см : 4 м 25 см = 62 |
9. Включение в систему знаний и повторение | - Поработаем в парах. предлагаю вам самим составить примеры на деление величины на число и решить их. по 2 примера. - Что у вас получилось? | Работают в парах. - 35 м 120 см : 5 = 7 м 24 см - 6 т 20 ц : 4 = 1 т 55 ц | Разноуровневое задание: применение в знакомых условиях |
10. Рефлексия | - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какой теме он был посвящён? - Какую цель мы поставили? - Как вы считаете, достигли мы её? - Давайте посмотрим на план, все ли пункты плана мы выполнили? - Ребята, посмотрите на доску, я предлагаю вам закончить следующие предложения. | - Деление величины на число. Деление величины на величину. - Узнать, как выполнять деление величины на число, деление величины на величину. - Да. - Все пункты плана выполнили - Теперь я знаю, как выполнять деление величины на число, деление величины на величину. - Теперь я умею выполнять деление величины на число, деление величины на величину.. - У меня получилось выполнить самостоятельную работу. - Было сложно определять алгоритм и способы деления величины на число. | План на слайде На слайде: Теперь я знаю ... Теперь я умею ... У меня получилось ... Было сложно ... |
11. Дом. задание | - Ребята, вы молодцы, сегодня мы с вами очень хорошо поработали, узнали о том, как же выполнять деление величины на число., деление величины на величину. - Открывайте дневники, записывайте домашнее задание: страница 88 номер 2 и задача 4. Записывает на доске. - В номере 2 нужно сравнить величины, 4 номер – задача. - Вы сегодня хорошо работали, за работу на уроке ... получает ..., подойдите ко мне с дневниками. - На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу! | Записывают домашнее задание. | Дневники Разноуровневое задание: 2 – понимание 4 – применение в знакомых условиях |