5 класс МАТЕМАТИКА Урок №35
Тема: Числовые выражения; порядок действий.
Тип: урок изучения нового материала.
Цель: научить учащихся правильно составлять и вычислять значение числовых выражений, применяя порядок действий.
Задачи:
Образовательные: ознакомить учащихся с понятием числовых выражений и их компонентами; объяснить правила порядка действий в выражениях, включая правила работы с одинаковыми операциями; научить учащихся выполнять арифметические операции в правильной последовательности.
Развивающие: развивать логическое и критическое мышление учащихся через решение задач и примеров различной сложности; формировать навыки анализа и обоснования выбора порядка действий; способствовать развитию вычислительных навыков и уверенности в работе с числовыми выражениями.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к выполнению математических операций и внимательность при решении задач; формировать умение работать в группе, обсуждая и решая задачи совместно, а также уважение к мнению одноклассников.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок математики. Убедитесь, что у вас под рукой находятся все необходимые материалы: тетради, ручки и учебники.
II. Проверка домашнего задания
- Перед началом урока проведем небольшой мониторинг: поднимите руки, у кого есть вопросы по домашнему заданию?
Учитель отвечает на вопросы учащихся.
III. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос
- Ребята, сейчас я буду говорить примеры, те, кого я вызову, должны сказать на него ответ.
720 : 20 =
15 ∙ 4 =
100 – 64 =
27 + 38 =
16 ∙ 6 =
175 – 80 =
- Продолжите предложения:
1) Результатом сложения является … (Ответ: сумма)
2) Результатом умножения является … (Ответ: произведение)
3) Результатом вычитания является … (Ответ: разность)
4) Результатом деления является … (Ответ: частное)
IV. Постановка темы и целей урока
- Ребята, откройте тетради, запишите дату и тему урока «Числовые выражения; порядок действий».
- Сегодня на уроке вы будете вычислять значение числовых выражений, применяя порядок действий.
V. Изучение нового материала
Числовое выражение — это выражение, в котором используются только числа, знаки арифметических действий и скобки.
Выполнив в правильном порядке действия, указанные в числовом выражении, получим число, которое называется значением числового выражения.
Главный признак числового выражения – в нём нет букв.
Действия сложения и вычитания относятся к действиям первой ступени, а действия умножения и деления относятся к действиям второй ступени.
Учитель на доске делает запись:
I ступень + –
II ступень ∙ :
1) Если в выражении нет скобок и оно содержит действия только одной ступени, то их выполняют по порядку слева направо.
800 – 625 + 331 + 87 – 119 = 474
2) Если выражение содержит действия первой и второй ступени и в нем нет скобок, то сначала выполняют действия второй ступени, потом – действия первой ступени.
578 – 75 : 25 ∙ 4 + 156 : 12
Действия второй ступени 75 : 25 = 3 3 ∙ 4 = 12 156 : 12 = 13
Действия первой ступени 578 – 16 =562 562 + 13 = 575
3. Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1 и 2)
3 2 1 5 4
36000 : ( 62 + 14 ∙ 2) – 23 ∙ 5 = 285
Ребята, прошу заметить тот факт, что в выражениях можно скобки не писать, если при этом порядок действий не меняется.
(53 – 12) + 14 = 53 – 12 + 14 = 55.
VI. Решение упражнений
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО КАРТОЧКЕ (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
VII. Закрепление изученного материала
Учитель проводит фронтальный опрос
- Что такое числовое выражение?
- Назовите главный признак числового выражения?
- Какие действия относятся к действиям первой ступени?
- Какие действия относятся к действиям второй ступени?
VIII. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке сегодня?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?
IX. Домашнее задание
X. Оценивание учебной деятельности учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Числовые выражения; порядок действий -
Составьте числовое выражение и вычислите его значение: 1) на 3 больше, чем разность чисел 85 и 12; 2) на 7 больше, чем произведение 10 и 12 3) в 5 раз больше, чем частное чисел 27 и 3; 4) в 4 раза меньше, чем сумма 36 и 12; 5) на 12 меньше, чем произведение 13 и 6; 6) в 3 раза больше, чем сумма 27 и 13. -
Запишите выражение, используя числа 5, 3, 2, знак «+» и «×» так, чтобы результат равнялся 19. Используйте скобки для определения порядка действий. -
В кафе купили 4 порции пиццы за 300 рублей и 3 напитка по 50 рублей каждый. Сколько всего денег потратили в кафе, если на напитки потратили 4 раза больше, чем на одну порцию пиццы? Запишите числовое выражение для вычисления общей суммы. -
Вычислите: |