Тема. Направления и лучи
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1) мотивация к учебной деятельности | -Доброе утро, ребята! -С каким настроением вы пришли сегодня на урок? - Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры. Я желаю всем хорошего настроения. -Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для нас всех. -Какими мы должны быть на уроке , чтобы у нас всё получилось? Проверьте готовность к уроку – вам понадобятся тетради, учебники, цветные карандаши - Ребята, у вас у каждого будет свой «Лист успеха», выполняя каждое задание, оценивайте свой успех при помощи цвета: Зеленый - справились без ошибок, жёлтый - с незначительными ошибками, красный - есть ошибки - Желаю вам успеха! - Откройте тетради, запишите число и классная работа. | -надо быть внимательными; -быть добрыми по отношению друг к другу; -уважать своих товарищей, их мнение, ответы; -работать с хорошим настроением… | |
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии | 1. посмотрите на слайд. Найдите к каждому числу такую пару, чтобы результаты вычислений были одинаковыми. 2. Я собрала 11 орехов и разложила их в 2 кармана. Как я могла распределить орехи по карманам? 3. Кролик разбил свой огород на грядки. Для моркови он выделил 4 грядки, для капусты- 8 грядок. Сколько всего грядок на огороде у кролика? Рассмотрите геометрические фигуры на доске. - Как сказать одним словом, что здесь изображено? -Назовите эти фигуры. -Что можете рассказать об этих линиях? Линии под №1, №2 –отрезки -Докажите ,что это отрезки. №3 ,№5 – прямые линии; -Докажите ,что это прямые линии. Линию №4 – ещё не знаем. | (дети выходят по очереди и обводят одинаковыми цветами выражения с одинаковыми значениями) - 1 и 10, 2 и 9, 3 и 8, 4 и 7, 5 и 6 -12 грядок -линии -Прямая линия , отрезок -Фигура под №1, №2 –отрезок -Отрезок- это прямая линия, которая имеет начало и конец. -№3 ,№5 – прямая линия; -Прямая – линия, которая не имеет ни начала , ни конца, ее концы можно продолжать до бесконечности. - Не знаем название линии №4 | 11-5=6 9+6=15 12-5=7 14-7=7 7+8=15 13-8=5 15-9=6 10-5=5 |
3) выявление места и причины затруднения | - Какую геометрическую линию вы не знаете? -Что вы хотите узнать? -Как можно точку превратить в Солнце ? -Что мы нарисовали у точки, превращая её в Солнце? -сравните лучи Солнца, которые мы нарисовали с линией 4. Что у них общего? -Как же называется линия под №4? -Он от солнца прилетает, Пробивая толщу туч. И в тетрадочке бывает, А зовется просто - ... -Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? -Молодцы! Итак, тема сегодняшнего урока «Луч». -Какова цель нашего урока ? | -№ 4 - Узнать как называется фигура под № 4. - нарисовать, начертить лучи -лучи -имеет начало – точку, не имеет конца -луч -луч -луч -Узнать всё о новой линии. | |
4) построение проекта выхода из затруднения | Итак, план нашей работы на сегодняшнем уроке: -расставьте этапы по порядку Ребята, чему будем учиться на уроке? | Познакомиться Построить Узнавать будем учиться отличать луч от других геометрических фигур, находить лучи на рисунках, в окружающей жизни, строить лучи | |
5) реализация построенного проекта | Луч - это не только математическое понятие. – Мы часто слышим и произносим слово «луч». -Где в окружающей жизни вы встречались со словом луч? (Включаю фонарик. Луч света направляю в разные сторон) -Что вы видите? - Как получилось светлое пятно на стене или на потолке? - Как вы думаете, что является началом луча света и есть ли конец? -В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова говорится, что «луч» - это узкая полоска света, исходящая от яркого светящегося предмета. -Словом «луч» называют и геометрическую линию. -Рассмотрите внимательно луч . -Кто попробует сформулировать,что такое луч? Лучи солнца могут светить в разные стороны, так и геометрическая линия – луч может иметь разное направление. Главное помнить, что начало луча – точка. Из одной точки можно провести множество лучей в любом направлении. -Мы узнали что такое Луч. Закрасьте первый круг на листе успеха зеленым цветом, если вы поняли что такое луч, желтым – если у вас возникали затруднения но вы разобрались и красным – если вы не поняли что такое луч -Можно ли измерить длину луча? -Почему нельзя измерить длину луча? Вспомните цель урока: не только узнавать луч, но и чертить луч. -Что нужно сделать ,чтобы начертить луч? - Какие инструменты понадобятся? - С чего начнем построение луча? | - Луч фонарика, луч солнца. - Лучи от фары машины. - на стене получается светлое пятно. -При помощи полоски света. -Свет идет от горящей лампочки. -Начало - лампочка фонарика. - У него нет конца. -Луч- часть прямой ,у которой есть начало и нет конца. -Нет, нельзя измерить длину луча. -Луч имеет начало и не имеет конца. -Думаем, что луч можно начертить с помощью линейки, так как это часть прямой линии -1.Поставить точку. 2.Проведи от точки вправо линию | |
6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Следующим этапом нашей работы будет – построение луча. -Чему мы будем учиться сейчас ? -Давайте попробуем начертить луч, пользуясь нашим планом -Кто желает к доске? -Что нам нужно для работы? -Что нужно сделать сначала? -а какие направления лучей, которые мы изобразили у нашего солнца в начале урока? -геометрическую фигуру Луч также можно изображать в разных направлениях. При этом направление луча отмечается стрелочкой, как показано в учебнике на странице 8. - Я приготовила для вас карточки с геометрическими фигурами. Показываю луч - хлопайте, Показываю отрезок – приседаете, Показываю прямую линию – топаете. - Повернулись вправо, влево Тихо сели и за дело. -Проведите прямую линию. Отметьте на ней точку. - Как вы думаете, есть ли на чертеже лучи? -Как у нас из прямой линии получилось 2 луча? Точка делит прямую на 2 луча -посмотрите на задание 4 на странице 9. Что вам необходимо сделать? -Выполняем. А сколько таких прямых можно провести через точку А? -и каждый раз в точке А будет начало луча -теперь мы с вами выполнили второй пункт нашего плана на урок – научились строить лучи -Оцените работу на «Листе успеха» - если вы всё поняли и справились с заданием - раскрасьте кружок зелёным цветом; Жёлтым - если вы справились, но были небольшие недочёты; Красным - если вы не поняли, что нужно было сделать, вам было тяжело выполнять это задание. - По каким признакам мы находили лучи? -Какие вы внимательные. | -Будем учиться строить луч -Линейка, карандаш -1.Поставить точку. 2.Провести от точки линию. -Получилось два луча ,у которых есть начало –точка и нет конца . Один луч идет влево, второй вправо -Мы отметили на прямой линии точку. -провести прямую. Отметить на ней точку А. выделить получившиеся лучи цветными карандашами. Провести еще одну прямую через точку А -бесконечно | |
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работаем в парах. -Какие правила мы должны соблюдать, работая в паре? Вспомните пожелания солнышка. -Перед вами лежат карточки. 1)Рассмотрите внимательно линии. Среди данных фигур найдите лучи и обведите их красным карандашом. -Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга по эталону Оцените работу друг друга на «Листе успеха» - если вы всё поняли и справились с заданием - раскрасьте кружок зелёным цветом; Жёлтым - если вы справились, но были небольшие недочёты; Красным - если вы не поняли, что нужно было сделать, вам было тяжело выполнять это задание | Работа в парах. Соблюдение правил работы в паре: -работаем вместе, прислушиваемся к мнению друг друга; -учимся договариваться; -уважаем чужое мнение; -работаем так, чтобы не мешать остальным | |
8) включение нового знания в систему знаний и повторение | -посмотрите на слайд. Запишите в тетради сколько изображено отрезков. Прямых. Лучей. -назовите, по каким признакам вы выделили лучи? Чем они отличаются от прямых и от отрезков? -мы научились узнавать лучи среди других геометрических фигур? закрасьте последний круг на листке успеха | | |
9) рефлексия учебной деятельности на уроке | Какую цель ставили? Достигли цели? Что показалось трудным? -Ребята, теперь подведем итоги по вашим «Листам успеха» . -Каких цветовых кружков у вас больше? -Давайте отметим ваш успех. -На доске изображено дерево, на нем будут расти яблочки. Яблочко – это ваш успех (цветовой кружок, которого больше). Зеленое яблочко - отлично поработал, жёлтое - хорошо, красное- буду стараться. Дорогие ребята! Вы сегодня работали хорошо, были активными, помогали друг другу. Я считаю, что все вы заслужили благодарности. Спасибо вам за работу. | | |