Анонс статьи
Применение материала в учебном процессе в 4 классе по математике.
Данный урок может быть проведён в конце 3 четверти 4 класса при изучении величин времени, длины, массы в качестве обобщающего урока по разделу
Тема урока: «Систематизация и обобщение материала по теме «Величины. Практико – ориентированный мини – проект «Взаимосвязь математики и экологии»
Цели урока:
-
Создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по обобщению и закреплению материала по теме «Величины».
-
Закреплять знания об отношениях между изученными единицами различных величин, умения преобразовывать и сравнивать именованные числа.
-
Содействовать развитию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, вычислительных навыков, умению рассуждать, делать выводы.
-
Формировать у школьников экологическое знание того, что экологические связи в природе основаны на количественных закономерностях.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: межпредметный интегрированный урок,традиционная, с использованием компьютера, рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной, групповой работы учащихся.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
У обучающихся будут сформированы:
- способность формировать умения выражать свои эмоции;
- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к урокам математики;
-понимание причин успеха в учёбе;
обучающиеся получат возможность для формирования:
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание чувств одноклассников
2. Регулятивные УУД
- планировать свои действия в соответствии с учебными заданиями и инструкцией учителя;
- выполнять учебные действия с величинами;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в учебно-познавательной деятельности;
обучающиеся получат возможность научиться:
-прислушиваться к предложениям одноклассников и высказывать своё мнение;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы;
3. Познавательные УУД
- преобразовывать величины;
- совершенствовать приёмы письменных вычислений с трёхзначными числами;
- уметь анализировать и обобщать.
4. Коммуникативные УУД
- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
-договариваться, приходить к общему мнению при работе в паре и группе;
- активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата;
обучающиеся получат возможность научиться:
- продуктивно сотрудничать с одноклассниками;
- проявлять инициативу в учебной деятельности.
Технологии: Информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления.
Оборудование:
- мультимедиапроектор, экран, компьютер, листы с заданиями по группам, оценочные листы.
Ход урока
1.Организационный момент
Девиз нашего урока: Дорогу осилит идущий.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Вы все сказали верно. Дорога – это наш с вами жизненный путь и мы должны, преодолевая препятствия, идти вперёд к новым знаниям и целям.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Настрой на работу: просмотр укороченного фрагмента экологического мультфильма с целью определения основной темы разговора на уроке.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать над мини – проектом «Взаимосвязь математики и экологии». Давайте поставим цель, задачи на наш проект, определим правила работы.
Повторение требований в классе на уроке:
1) Нам необходимо поставить социально - значимую задачу или проблему.
2) Начинаем с планирования действий, т.е. проектирования проекта
3) Каждый проект требует исследовательской работы.
4) Результатом каждого этапа работы является какой – то продукт.
5) Подготовленный проект должен быть представлен как приемлемое средство решения проблемы.
6) Портфолио проекта, т. е. папка, в которой собраны материалы проекта, в том числе черновики, планы.
Класс делится на 6 групп по 4 – 5 человек в группе.
1 группа – работает над постановкой цели, задач, проблемы на урок.
2 группа - определяет правила работы в группе.
3 группа - определяет, как будет проходить оценивание в группе (по степени участия)
4 группа – напоминает нам величины длины
5 группа - напоминает нам величины массы
6 группа - напоминает нам величины времени
Учитель: Проверим результаты работы в группах.
Учитель: Предлагаю вам листы самооценки для работы в группе. Оцените свою работу на первом этапе, поставьте количество баллов в первой графе.
3.Актуализация знаний
Учитель: Проверяем продуктивность выполненной работы. Перед вами кроссворды, которые нужно заполнить, не только быстро, но и грамотно.
1. Промежуток времени в 100 лет
2. Отрезок, равный 100см
3. Самая маленькая единица длины
4. Отрезок в 10 см
5. 60 минут - это?
6. Расстояние равное 1000 метрам
7. 1/60 часа?
8. Самая маленькая единица времени?
Учитель: Прочитайте, какое слово получилось в середине кроссворда? (величина)
Что такое величина? (Величина – это то, что может быть измерено и результат измерения выражен числом).
Учитель: Оцените свою работу на втором этапе, поставьте количество баллов во второй графе.
- Какой продукт мы получили на этом этапе работы над проектом? (Кроссворд, величины).
- Чтобы приступить к работе над нашим проектом хочу проверить умение каждой группы правильно и быстро считать.
4.Математический диктант
Учитель: Задания на время. Какая команда раньше правильно посчитает и поднимет руку, та получит дополнительные баллы в оценочный лист.
160т5ц + 49т8ц
120кг700г +50кг896г
45м14см – 5м60см
90м16см – 76см
40дм5см – 15см
12ч20мин – 30мин
15ц85кг + 3т7ц
130км97м+ 57км18м
Учитель: Оцените свою работу на третьем этапе, поставьте количество баллов третьей графе.
5.Физкультминутка
Начинаем по порядку
Мы весёлую зарядку:
Руки вверх – до облаков,
Вниз- до маленьких цветов.
Солнцу, небу улыбайся,
Быть приветливым старайся!
Руки вбок, теперь наклоны:
Слева – ёлки, справа – клёны.
Прыгаем как зайчики
Девочки и мальчики,
Прогоняйте скуку, лень –
Занимайтесь каждый день:
Настроенье и здоровье
Вместе к вам придут с любовью.
6.Работа над экологической задачей
Задача №1
Известно, что выброс угарного газа в атмосферу составляет для легковой автомашины 20 граммов на км, а для грузовой автомашины – 170 граммов на км. Одно лиственное дерево перерабатывает за 1 час в среднем 2 кг угарного газа. Определите, какое количество машин в среднем проходит мимо вашего дома за 1 час, и какое минимальное количество деревьев должно быть посажено на отрезке вашей улицы длиной 1 км?
Решение у каждой группы будет своё.
Решение задачи.
7.Проверка творческого домашнего задания.
Каждый из вас должен был подсчитать легковые и грузовые автомобили из окна своего дома в течение 15 минут.
- Как определить среднее количество автомобилей, которое вы видели из своих окон в группе? (Сложить результаты каждого члена группы и полученную сумму разделить на количество ребят в группе).
- Определите среднее количество легковых автомобилей в группе за 15 минут.
Например: (15+10+2+12) : 4 (кол – во человек в группе)= 9 (ост 3.)
- Определяем: сколько автомобилей проедет за час. 15 минут – это ¼ четверть часа. Значит, за час проедет 9*4=36 автомобилей.
- Следовательно, на отрезке улицы длиной в 1 км эти легковые машины выделят
20 граммов* 36 машин= 720 граммов угарного газа.
- Определяем всё то же самое для грузовых автомобилей.
Например: (3+4+5+6):4*4= 16 (авто)
- Следовательно, на отрезке улицы длиной в 1 км эти грузовые машины выделят
170 граммов * 16 авто= 25890г= 25 кг 890г
- Тогда всего на отрезке улицы длиной 1 км выбрасывается за 1 час:
720г.+ 25890г=26610г=26кг610 г угарного газа
- Так как одно дерево перерабатывает за 1 час 2 кг угарного газа, то на отрезке улицы длиной в 1км должно быть не менее 26:2=13 деревьев.
Учитель: Слушаем решение ваших задач, сколько деревьев должно быть на ваших участках улицы.
Учитель: Оцените свою работу на четвёртом этапе, поставьте количество баллов в четвёртой графе.
Учитель: Скажите, на чём в природе основаны экологические связи? (На количественных закономерностях)
- Можете ли вы со временем сделать отчёт об уровне озеленения вашей улицы?
- Какой продукт нашего проекта мы получили? (Принцип подсчёта угарного газа на 1 км улицы).
- Хотелось бы послушать и посмотреть ваше домашнее задание: вам нужно было придумать и оформить красочно задачи на экологическую тему.
- Что можно сделать из этих красочно оформленных задач? (Сборник экологических задач).
8. Итог урока
Учитель: Какие продукты мы с вами получили в ходе работы над мини – проектом «Взаимосвязь математики и экологии»? (принцип подсчёта угарного газа на улице; сборник экологических задач, которые можно дать решить другим классам; кроссворд на знание величин).
Учитель: Давайте соберём портфолио нашего проекта.
Собираем: правила работы, разработанные в группах, черновики работы, решённые кроссворды, сборник экологических задач, решение задачи от каждой группы со своим результатом.
- Руководители групп, оцените степень участия в работе каждого члена группы.
9.Рефлексия
Вот и подошёл к концу наш урок.
Какую цель ставили перед собой на урок?
Достигли ли мы ее?
-Какое задание больше всего понравилось?
-Когда в жизни мы встречаемся с величинами? (когда планируем свой день, смотрим на часы, чтобы не опоздать; когда делаем ремонт, надо знать, сколько купить плитки, обоев, краски, бордюров; когда расплачиваемся в магазине, когда что-то шьём, планируем поездку на машине надо знать, сколько понадобится бензина, когда готовим и т. д. )
Что можете сказать о своей работе?
Закончи фразу:
- У меня получилось …
- Я смог ….
- Мне понравилось ….
- Я буду стараться ….
- Урок дал мне для жизни …
10.Домашнее задание
Составить рассказ на тему "Хочу рассказать о родном крае…"(с использованием величин).
На уроке мы вместе решили задачи. А сейчас на листочках сами составьте задачу с величинами. Не забудьте о вопросе.
- Поменяйтесь листочками с соседом. Это ваше домашнее задание. Если увидите ошибку в условии задачи, внесите изменения и затем решите задачу в тетради.