Открытый урок по математике (2 класс)
«Квадрат»
Цели: познакомить с квадратом, как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата; познакомить со свойствами квадрата; закреплять вычислительные навыки, развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Орг.момент
Мы лениться не желаем,
Ведь от лени нет и прока!
Мы друг другу пожелаем
Интересного урока!
Актуализация знаний
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Несколько человек – индивидуальные карточки.
- Сделаем небольшую разминку, чтобы головка включилась в работу
Устный счёт:
Считаем устно, ответы записываем в тетради, на доске.
100-(60+24)=16 (р) | 60-(80-37)=17 (а) | (70+25)-90=5 (к) |
9-4+7=12 (а) | (8-2)+7=13 (д) | |
70-(50-6)=26 (т) | (9+7)-8=8 (в) | |
(5, 8, 12, 13, 16, 17, 26)
На доске записан шифр. Поставьте ответы, записанные на доске в порядке возрастания. Им соответствуют определенные буквы, которые надо поставить в таком же порядке, и вы прочитаете ответ-название темы НАШЕГО УРОКА.
16 | 12 | 26 | 17 | 13 | 8 | 5 |
р | а | т | а | д | в | к |
НА ЭКРАНЕ: КВАДРАТ
Новая тема
Итак, вы угадали тему нашего урока.
Какие цели и задачи мы могли бы для себя поставить на этом уроке?
-Почему же нашу фигуру назвали «квадрат»? Что такое квадрат?
-Слово «КВАДРАТ» пришло к нам из латинского алфавита. В этом слове есть часть «квадр», которая означает «четыре». Отсюда произошли слова квартет (четыре музыканта, которые выступают на сцене), квадроцикл (мотоцикл на 4 колёсах, квартал (часть города, образованная пересечением 4 улиц) (сообщение ученика)
Давайте вспомним всё, что мы о нём знаем . На каждой парте есть листочки, на которых вы будете заполнять таблицу « Свойства квадрата»
У вас на парте лежит набор плоских геометрических фигур. Выложите их перед собой. Как называются эти фигуры?( геометрические)
Такие же фигуры у меня на доске.
-Среди них есть квадрат? Найдите его.
В таблицу мы можем записать «Геометрическая фигура»(слайд)
- Поднимите лишнюю фигуру . Какая это фигура? (КРУГ)Почему она лишняя?(У НЕЕ НЕТ УГЛОВ) Уберите её
- Как назвать оставшиеся фигуры? (МНОГОУГОЛЬНИКИ)
- Почему их так называют?( У НИХ ЕСТЬ УГЛЫ)
- Вносим в таблицу следующую запись: многоугольник
-Покажите ещё 1 лишнюю фигуру. Какая это фигура? (Треугольник. У неё три угла)
- Как можно назвать оставшиеся фигуры? (ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ)
-Вписываем в таблицу и этот термин.( ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК)
-Назовите оставшиеся фигуры (Прямоугольник, ромб, трапеция, квадрат)
-Что у них общего?(4 угла, 4 стороны.)
-Среди этих фигур найдите те, у которых все углы прямые.
- Как будете проверять углы? Что для этого понадобится?
-Какие это фигуры? (Квадрат и прямоугольник)
- Итак, у этих фигур есть общий признак – все прямые углы.
-Вписываем в таблицу свойство «ПРЯМЫЕ УГЛЫ»
-Давайте найдем еще один общий признак. Каждую из этих фигур согните пополам, совместив их стороны. Что можем сказать? (Противоположные стороны равны)
-Записываем в таблицу «ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СТОРОНЫ РАВНЫ»
- Какой вывод можем сделать?( про квадрат и прямоугольник)
(Квадрат и прямоугольник имеют общие признаки. Значит квадрат – это прямоугольник)
- А теперь найдем различия между ними. Чем они отличаются?
( У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – нет)
- Как это можно доказать?
( Наложением, измерить линейкой)
Измерьте длину каждой стороны квадрата и сравните.
(Стороны равны. )
-Давайте впишем эти свойства квадрата в нашу ТАБЛИЦУ.
- Давайте обобщим все, что мы с вами узнали о квадрате, глядя на схему.
(Квадрат – это 4-угольник, у которого все стороны равны, а все 4 угла - прямые. )
- У какой фигуры схожие характеристики?
(у прямоугольника)
-Давайте сравним и сделаем вывод..
На доске слайд- сравнение.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
- А можем сказать наоборот, что всякий прямоугольник – это квадрат?
(Нет. Не всякий прямоугольник – квадрат. )
Физминутка.
А теперь немного отдохнем. Я буду называть и показывать предметы, а вы прыгаете, если он имеет квадратную форму, приседаете, если – другой формы.
( стол, квадратная фотография, круглые часы, квадратные часы, телевизор, тарелка, книжка, луна, тротуарная плитка квадратной формы )
Закрепление
-Давайте научимся чертить квадрат, и находить его периметр.
- А теперь научимся правильно чертить квадрат. Откройте учебник на странице 34, задание № 3.
Отступите 2 клетки вниз , 2 клетки слева и начертите квадрат по заданию учебника стр.34 № 3. Проверьте друг у друга. А теперь найдем периметр квадрата .( я на доске, вершины квадрата обозначить латинскими заглавными буквами)
Что такое периметр фигуры?(Сумма длин всех сторон)
Замените число буквой а из латинского алфавита и запишите формулу, которая получится 4+4+4+4=16 см.
Р кв = а+а+а+а
Следующий №4 из учебника будем выполнять парами. 1 вариант решает 1 и 2 примеры, 2 вариант – 3 и 4 примеры. Затем меняемся тетрадями и выполняем проверку друг у друга.
- Поднимите руку, кто с помощью проверки не нашёл у соседа ошибок.
5. Подведение итогов: Итак, давайте подумаем , справились ли мы с поставленными в начале урока задачами. Достигли мы поставленной цели?.....
- Что нового узнали? Чему научились?
6. Рефлексия: А теперь поднимите фигуру, которая подскажет мне , как вы усвоили тему урока. 5-угольник – на 5, квадрат – на 4(В основном - понял, немного сомневаюсь) 3-угольник ( не все было понятно, сомневаюсь…)
7. Домашнее задание: