Урок математики «Нахождение однозначного частного»
Класс: 3. Возраст детей: 9-10 лет.
Место проведения: кабинет начальных классов.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная,групповая.
Образовательная цель урока: закрепление умений применять алгоритм нахождения однозначного частного.
Задачи:
-закрепление и систематизация знаний, умений и навыков нахождения однозначного частного; отработка вычислительных навыков;
- развитие речи, инициативы самостоятельности учащихся во время мыслительных операций;
-воспитание навыков учебного труда, воспитывать умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь, чувство гордости за свою страну.
Планируемые результаты:
1.Познавательные УУД: формирование умения находить однозначное частное
2.Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
3.Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других;строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной форме;
4.Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: УМК «Начальная школа 21 века», предметные картинки, индивидуальные карточки, материал для устного счета, мультимедийный экран, компьютер
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Проверка домашнего задания.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня я у вас проведу урок математики.
Я жду от вас грамотных ответов и активности на уроке.
Проверьте свои рабочие места – для урока нам понадобятся: пенал, дневник, линейка ,цветные карандаши и тетрадь. Вы готовы? Тогда в путь.
Проверка домашнего задания. (слайд 2)
№ …, с. 39
№ … , с. 39 на доске
Учитель предлагает выполнить самопроверку д/з по образцу и оценить свою работу. Просигналить ,правильно выполнена д/з или нет, зеленый или красный кружок
По результатам выполнения данного вида работы делается вывод.
2 .Актуализация полученных знаний и умений,воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
-Предлагаю вам план работы. Давайте зачитаем его
План работы
1. Устный счет
2. Решение примеров на карточках, в парах.
3. Решение задачи в тетради, у доски
4. Решение примеров- работа в группах
5. Работа с машиной из тетради на печатной основе
А по какой же теме все эти задания в плане? Найдите эти задания на столах и сформулируйте тему и цель урока, вы многое знаете по этой теме ,
внимательно посмотрите и скажите тему и цель нашего урока.
--Кто догадался о чем пойдет речьсегодня на уроке?
Тема: «Нахождение однозначного частного»
- А вы изучили эту тему?
Значит мы сегодня будем что делать?
Цель:закрепить умения решать задания, применяя алгоритм нахождения однозначного частного.
Мы же хотим , чтобы знания были прочными, глубокими что необходимо сделать?
( Закреплять , обобщать, повторять. )
Вот этому и будет посвящён наш урок. Молодцы!
-Запишите в тетради число, классная работа
3. Первичное закрепление знаний.
1.Устный счет.
- Начинаем осуществлять наш план с устного счета.
-Урок, ребята, у нас будет необычный. В начале урока мы с вами совершим космическое путешествие на другую планету. Эта планета необычная – математическая, под названием Смекалка.
-А кто мне ответит, кто был первым человеком, побывавшим в космосе? (Ю.А.Гагарин)(слайд 3)
-Совсем недавно, 9 марта, если бы Юрий Алексеевич был жив, ему исполнилось бы 80 лет. Для того, чтобы работать в космическом пространстве, необходимы точные математические расчеты. Как идет ваша подготовка в математическом развитии, вы сегодня будете оценивать сами, и не только работу одноклассников, но и свою собственную. У вас у каждого лежит табличка с планом урока. Каждый этап урока вам необходимо оценить:
Если на данном этапе вы работали самостоятельно, активно,
правильно отвечали, рядом вырисуете зеленый кружок.
Если вы допускали ошибки, вам требовалась помощь – желтый кружок.
А если вы совсем не справились –красный кружок.
Этапы урока(план) | Ваша оценка(кружок) | Оценка учителя |
1. Устный счет | | |
2. Работа по карточкам №2 | | |
3. Решение задачи №1 в тетради, у доски | | |
4. Решение примеров №8 стр.90 (в группах) | | |
5. Работа с машиной №134 рабочая тетрадь | | |
-Чтобы отправится в путешествие, мы должны провести математическую разминку - осуществить осмотр ракеты, на которой мы полетим. Из каких фигур она состоит?(СЛАЙД 4)
-Итак, ракета готова к старту.
-3, 2, 1, - пуск (СЛАЙД 5)
-И вот мы на другой планете. Местный житель встречает нас. Наш друг проведет экскурсию по своей планете. (СЛАЙД 6)
-Ребята! Добро пожаловать на планету Смекалка! На нашей планете вас ждет много приключений. Вы готовы? Жители нашей планеты живут вот в таких домах. Давайте вместе покатаемся на лифте и восстановим недостающие номера квартир. (СЛАЙД 7).Чтобы узнать номер квартиры напротив необходимо каждое числоразделить или умножить на 10.
-Нумерацию квартир начинаем с последнего этажа.
Проверим
-На нашей планете живут вот такие необычные улитки. СЛАЙД 8
-Их фотографии есть у вас на партах.
-Допиши недостающие числа, найдя закономерность.
Какая закономерность?
(У первой и третьей улитки – большие по значению числа , а у второй и четвертой – меньшие.)
Сверим ответы.СЛАЙД 9
-Да, хорошо мы погостили, да только, как гласит русская пословица: «На чужой стороне и весна не красна». Какое время года сейчас у нас? (Весна).
Отправляемся в обратный путь .
Пригласим с собой Инопланетянина? и познакомим его с нашей природой. Приготовились к полету! СЛАЙД 10
-Вот мы и дома. СЛАЙД 11
-Пришло время оценить себя. Как вы считаете, как работали на устном счете, нарисуйте себе кружок.
2.Гимнастика для глаз.
Упражнения для глаз
Будем делать мы сейчас
Смотрим вверх и смотрим вниз
Смотрим вдаль и смотрим вблизь
И десяток раз моргнем
И зажмуримся потом.
Если глазки устают
Упражнения спасут
-Посмотрите на окна, дверь, потолок, пол, на меня. Узнали свой класс?
3. Решение примеров по алгоритму
-Продолжим работу. Какое сейчас время года?
-Что происходит в природе весной? Какое самое главное событие?Зеленеет все вокруг (Прилет птиц)
-Издавна люди готовились к прилету птиц. Посвящали этому стихи, песни.
- А как они встречали скворцов? (Делали скворечники)
Предлагаю поработать в парах.
А до этого вспомните правила работы в паре.
- один говорит другой слушает,
- если не понял переспроси,
- свое несогласие высказывай вежливо,
- работать в паре должны оба
-Прослушайте инструкцию задания.
У вас на столах лежат скворечники. Они необычные - на них записаны примеры. Решив примеры,запишите ответ в кружок ,один из пары вешает в свой скворечник на дерево. Посмотрите на эти примеры. На нахождение чего эти примеры? (Нахождение однозначного частного).
Как можно найти однозначное частное?
Перед работой алгоритм деления, с которым познакомилисьранее.
Как можно найти однозначное частное?( методом подбора)
Алгоритм деления с однозначным частным
1.Сделать прикидку и найти возможное частное, начиная с 5
2.Умножить возможное частное на делитель.
3.Если полученное произведение равно делимому, записать ответ.
4.Если нет, подобрать новое возможное частное и умножить его на делитель.
5.Записать ответ.
№ 2 примеры
714 : 119144 : 16 585 : 117 951 : 317
848 : 106624 :156135 : 15 112 : 14
301 : 43 126 : 21 203 : 29
714 : 119= 6 144 : 16=9585 : 117=5 951 : 317=3
848 : 106=8 624 :156=4 135 : 15=9 112 : 14=8
301 : 43=7 126 : 21=6 203 : 29=7
-Связано задание с нашей темой?
-У кого были трудности? Оцените свою работу.
- И весна наступила и скворечники готовы, а птиц что-то не видно.
- Это злая колдунья.(Слайд12).Она их заколдовала, если мы выполним все задания, то сможем расколдовать их. Колдунья предлагает нам задания.
2. Решить задачу.
3. Решить примеры.
4. Работа с машиной.
- Поможем птицам?(Да)
4.Решение геометрической задачи у доски.
Решение задачи №1 (на листке)
Участок имеет прямоугольную форму . Его площадь 234 квадратных метра,а длина 26м. Найдите ширину участка.
-Прочтите задачу. О чем задача?
-Что означает число 234? 26? Какой вопрос задачи? Сможем ответить на вопрос задачи сразу? Как?
-В тетрадь запишите только решение и ответ. (Взаимопроверка)
(234 :26=9 м) Записать у доски решение.
Соответствует задача ли данной теме?
-Оцените свою работу. Рисуем кружочек.
2.Физкультминутка .
5. Работа в группах.
Вопрос:С помощью какого арифметического действия можно узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?(Действия деления)
№8 как раз об этом.(учебник)
Первая группа -1 столбик, вторая -2 столбик.
Докладывает один из группы
1 столбик 51 : 17=3 2столбик 128 : 32 = 4
510 : 170 =30 128 : 64 = 2
Оцените свою работу
6. Работа в тетради на печатной основе(Р.т. №134 стр.40.)
На какое число умножает или делит машина?
1 столбик 2 столбик
На 6 и 3 на 100 и 4
-Итак, ребята вот вы и справились со всеми заданиями.
Молодцы!
Злая колдунья расколдовала птиц. Птицы к нам прилетели.
-Как мы помогли птицам?
-Назовите их.(Слайд13) Эти птицы прилетят к нам уже в марте.
(на слайде картинки с изображением птиц)
7.Задание для любознательных.
Самая маленькая птичка в мире это колибри, питается нектаром и мелкими насекомыми , поэтому такой длинный клюв,Самая маленькая морская птица малый буревестник,предвещающая бурю на море
Самец колибри имеет длину 57 мм. Половина этой длины приходится на клюв и хвост. Самая маленькая морская птица малый буревестник, имеет длину – 14 см. Преобразуйте: 57 см = ....см ....мм; 14 см = ....дм ....см. Начертите отрезки в тетрадь.
-Ребята, кто сегодня хочет взять задания для любознательных на дом.
8. Рефлексия
Кто напомнит цель урока?
Справились с поставленной целью?
На листах самооценивания , нарисуйте кружок трудно или легко вам было работать на уроке. Выставите оценку себе, а затем я пройду и поставлю вам оценки.
Домашнее задание.
№ 38, стр. 96 учебник,
-Ребята, с каким настроением вы уходите с урока.
Покажите это.
Смайлики
12