Романова Оксана Викторовна 4 класс Урок №133
Математика 4 четверть
Тема урока: «Арифметические действия с многозначными числами».
Цели преподавания: 1. Формирование умений учащихся выполнять арифметические действия с многозначными числами.
2. Развитие мышления, памяти, внимания; математической речи; навыки самооценки и самоконтроля; умений логически мыслить и излагать свои мысли, развивать познавательный интерес учащихся путем создания на уроке эмоциональных ситуаций, ситуаций радости, занимательности.
3. Воспитание навыков культуры труда, активности, дисциплинированности, самостоятельности, интереса к предмету, таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, желание прийти на помощь.
Цели обучения: 1. Знать арифметические действия, компоненты арифметических действий; уметь выполнять арифметические действия с многозначными числами; применять умения при решении задач.
2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: Учащиеся знают арифметические действия, компоненты арифметических действий; умеют выполнять арифметические действия с многозначными числами; применяют умения при решении задач.
Ресурсы: Учебник «Математика, 4 класс», задания (для работы в группах), листы А-4, маркеры или фломастеры.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день.
- Проведем минутку создания настроения и разминки пальчиков.
(Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
- И я желаю всем сегодня сделать много хороших дел, работать с радостью, с удовольствием, тогда и результат вашей работы будет оценен высоким баллом.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Для того, чтобы привести свои мысли в порядок и хорошо подготовиться к работе, начнём наш урок с разминки.
- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
- Охарактеризуйте число. (Для записи этого числа понадобилась 1 цифра, значит оно однозначное. В нём 6 единиц. Это число чётное, т.к. делится на 2 без остатка. Соседи этого числа: предшествующее - 5, последующее - 7.)
1) - Запишите цифрой порядковый номер текущего месяца. (4)
- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер урока. (1)
- Рядом запишите последнюю цифру текущего года. (6)
- Какое число у вас получилось? (416).
- Что вы о нем можете сказать?
- Самостоятельно запишите другие многозначные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться.
- Самопроверка (называет 1 ученик): 146, 164, 416, 461, 614,641.
Самооценка 1:
- У кого по-другому?
- Если задание выполнили верно, поставьте на полях «+».
- Если записали не все числа «-».
2) Коллективная работа:
- Что можно сказать об этих числах? (натуральные).
- На какие группы можно разбить данные числа? (чётные и нечётные).
- Назовите чётные числа. Нечётные числа.
- Назовите наибольшее число.(641). Наименьшее число.(146).
- Девочки, сейчас запишите эти числа в порядке возрастания.
- Мальчики в порядке убывания.
Взаимопроверка (в парах).
Взаимооценка 2:
- Если задание выполнили верно, поставьте на полях «+».
- Если допустили ошибки «-».
- Вывод: - Какие умения использовали при выполнении этих заданий? (Читать, называть, записывать и сравнивать многозначные числа).
- Что обозначает цифра 4 в подчеркнутых числах? От чего это зависит? (От места, которое цифра занимает в записи числа)
3) Работа в парах (по вариантам):
- Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:
I – в. – четные числа
II – в. – нечетные числа
Взаимопроверка (1 ученик называет):
Взаимооценивание 3:
- Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях «+».
- Если допустили ошибки «-».
- У кого были ошибки? В чём?
- Вывод: - Какие умения использовали при выполнении этого задания? (Раскладывать числа на сумму разрядных слагаемых)
- Где нам могут пригодиться эти умения? (При решении примеров, для удобства вычислений)
3. Постановка темы и целей урока.
- Рассмотрите задания, которые вы выполняли во время разминки.
- Что их объединяет? (Работали с многозначными числами).
- Какую работу мы можем выполнять с многозначными числами?
(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) «+» и «-»; «:» и «•» многозначные числа.
- Сформулируйте тему урока. (Выполнение арифметических действий с многозначными числами.)
- Поставьте цели своей деятельности.
4. Работа по теме урока.
1. Индивидуальная работа. (№2, с.113).
- А сейчас давайте докажем, что вы можете выполнять арифметические действия с многозначными числами.
- Выберите и решите столбиком 1 пример из 1-го столбика.
- Прочитайте выражение разными способами.
Самопроверка.
6642+10546=17188
13977+540084=554061
99987+23456=123443
327684+584669=912353
Самооценивание 4.
- Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях «+».
- Если допустили ошибки «-».
- У кого были ошибки? В чём?
- Назовите компоненты действия сложения. (Слагаемое, слагаемое, значение суммы).
- Какое действие является обратным для сложения? (Вычитание).
- Назовите компоненты действия вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое, значение разноти).
- Выберите 1 пример из 2-го столбика и выполните вычисления столбиком.
Самопроверка:
98763-88974=9789
524803-48685=476118
345213-259324=85889
863111-729004=134107
Самооценивание 5.
- Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях «+».
- Если допустили ошибки «-».
- У кого были ошибки? В чём?
- Какие еще арифметические действия вы знаете?
- Назовите компоненты действия умножения и деления? (Множитель, множитель, значение произведения; делимое, делитель, частное).
- Выберите 1 пример на умножение из 1-го столбика и решите его.
Самопроверка.
758*679=514682
352*219=77088
872*567=494424
532*879=467628
Самооценивание 6.
- Если вы справились с заданием, поставьте ему на полях «+».
- Если допустили ошибки «-».
- У кого были ошибки? В чём?
- Выберите 1 пример на деление из 3-го столбика и решите его.
Самопроверка:
53222:2314= 23
450184:56=8039
883008:876=1008
597113:209= 2857
Самооценивание 7.
- Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях «+».
- Если допустили ошибки «-».
- У кого были ошибки? В чём?- Вывод: - Какие умения использовали при выполнении этих заданий? (Выполнять письменное сложение и вычитание; умножение и деление; читать выражения разными способами, используя математическую речь.)
- Где могут понадобиться эти умения? (При решении задач).
Физминутка.
Делу время, а отдохнуть надо.
Мы дружно трудились,
Немного устали.
За партами встали.
2. Работа в группах. Решение задач.
- Прочитайте задачу. (на карточках).
- Можно ли это задание назвать задачей? (обсудите в группе).
Расстояние между двумя посёлками велосипедист проехал за 4 часа со скоростью 15км/ч. На обратном пути это расстояние он проехал за 5 часов.
(Это не задача, т.к. нет вопроса, который наталкивает на выполнение математического действия с использованием этих данных.)
- Работая в группах, выберите из предложенных вопросов тот, который подойдёт к данному условию.
- На каком велосипеде ехал велосипедист?
- С какой скоростью двигался велосипедист вначале?
- С какой скоростью двигался велосипедист на обратном пути?
(Первый вопрос не является математическим, а на второй мы можем ответить не вычисляя, т.к. располагаем необходимыми данными. 3-ий, т. к. требует вычислений с использованием данных)
- Что вы можете сказать об этой задаче? (Составная, т. к. будет решаться в несколько действий. На движение. На нахождение скорости.)
- Составьте графическую схему к данной задаче. (1 ученик записывает решение на листе А-4, остальные – у себя в тетрадях).
- Решите задачу удобным для вас способом.
- Какие способы решения задачи вы знаете?
- Коллективная проверка.
1) 15•4=60(км) - S
2) 60:5=12(км/ч)
Ответ: v2=12 км/ч.
- Кто решал по действиям? Проверьте решение.
Взаимопроверка групп.
Взаимооценивание 8.
- Если ваша группа справилась с заданием, поставьте на полях «+».
- Если допустили ошибки «-».
- У кого были ошибки? В чём?
- Кто решал уравнением?
- Кто испытывал затруднение? В чём?
3. Работа в группах.
- Записать любое многозначное число, составить с ним числовой ряд, разложить на сумму разрядных слагаемых и составить 4 выражения с данными числами.
Взаимодействие «Карусель».
Взаимооценивание 9.
- Если ваша группа справилась с заданием, поставьте на полях «+».
- Если допустили ошибки «-».
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Над какой темой работали?
- Какие ЗУНы пригодились?
- Какие задания легко было выполнять? Трудно?
- Кто сделал сегодня открытие?
- Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем обычно, погладьте себя по головке.
Оценивание.
- Оцените себя.
- Кто набрал 8-9 «+» - поставьте себе оценку «5».
- Кто набрал 6-7 «+» - поставьте себе оценку «4».
- Кто набрал 5 «+» - поставьте себе оценку «3».
- Кто набрал 4 и менее «+» - оценку пока не ставят.
- Д/з: с.114, №3, 4 (пример на выбор).
Формативное оценивание учителем учащихся «Устный комментарий».
- Оценки за урок.
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу!