«Средняя общеобразовательная школа №64» г. Перми
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (с указанием форм деятельности) | Формируемые УУД (конкретные) |
Мотивационно-ориентировочная часть |
Мотивация к учебной деятельности | На доске (девиз урока): «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!» | Визуализация установки на учебную деятельность («надо») | Р: умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им |
Проверка домашнего задания | Д/З: Повторить: Свойства арифметических действий, акцент - на практическом применении распределительного свойства № 176, 177 (с. 26 в задачнике) и задача в тетради: Ученик купил тетрадей в клетку в 3 раза больше, чем в линейку, причем в клетку было на 18 больше, чем в линейку. Сколько всего тетрадей купил ученик? | Сравнение своей работы с эталоном. Повторение изученных свойств. 2) Возможный вариант оформления решения задачи: 18:3=6 18+6=24 Ответ: 24 тетради купил ученик | К: владение устной и письменной речью П: умение формулировать вопросы в случае затруднений Л: умение вести диалог |
Актуализация знаний | После проверки домашнего задания учитель создает условия для введения «нового знания». Учитель: «Умение решать задачи – это умение рассуждать. Оно требуется в повседневной жизни, при изучении различных учебных предметов. Текстовые задачи порой вызывают затруднения. Постараемся решить предлагаемые сегодня задачи алгоритмично, т.е. по определённой последовательности действий. Одна из них – домашняя задача. По какому алгоритму она может быть решена? Учитель создает проблемную ситуацию, возобновляя работу с домашней задачей, в результате чего может возникнуть затруднение в индивидуальной деятельности учащихся. | У некоторых, а может быть у большинства ребят, возникнет затруднение и осмысление того, что все решили по разному, но что-тои объединяет их решения | Р: формировать умение фиксировать затруднение, понимать тот факт, что имеющихся знаний недостаточно для решения исходной задачи |
Формулировка проблемы, постановка учебной задачи урока (цели урока) | Учитель может констатировать тот факт, что на уроках еще не знакомились с подобным алгоритмом. | Ученики ставят цель: найти, изучить, понять единый алгоритм решения задач, применять его при решении похожих задач. | Р: формирование умений ставить личные цели деятельности на уроке для получения необходимых знаний |
Планирование решения учебной задачи | Учитель обращается к классу с вопросом: если не достаточно конкретных знаний и умений, то каким образом можно получить новое правило? | Ученики могут предложить: работу с учебником; поиск правила (алгоритма) | Р: формирование умений планировать свою работу, действовать по плану |
Операционно-познавательная часть |
Открытие новых знаний и способов действий | Учитель предлагает работу в парах: С. 74, Задача1 (Приложение 1)позволит самостоятельно сделать вывод и открыть новое правило, самим сформулировать его. Учитель организует общеучебную деятельность учащихся. Какие выводы можете сделать? Сформулируйте алгоритм решения задачи на части. | Ученики формулируют тему урока «Решение задач на части» | П: формирование умений по использованию математических знаний для решения задачи на части |
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях | Учитель организует усвоение детьми нового способа действий при решении № 244 (с.76) с проговариванием во внешней речи нового правила. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: = 800г - яблоки = 600г - груши = 400г - сливы | Ученики присваивают новое правило для решения зад на части (в парах), взаимно проверяют записи в тетради для своевременного обнаружения случайных ошибок. | К: формирование умения владеть устной и письменной речью Р: формирование умения соотнести работу с эталоном для самопроверки |
Самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя | Учитель предлагает рассмотреть ещё типовую задачу (Задача 2 , стр 74) и узнать новый способ действия. (Работа в парах: обсудить и записать решение в тетрадь) Оформить решение домашней задачи по новому алгоритму. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: 3+1 = 4 (части) составляют тетради 18:3=6 (тетрадей) в 1 части 4*6=24 (тетрадей) Ответ: 24 тетради купил ученик. | Ученики выполняют задание | Р: формирование умения применить полученные знания и соотнести работу с эталоном для самопроверки |
Рефлексивно-оценочная часть |
Контроль знаний и умений (проверка по пройденному материалу) | Учитель предлагает решить задачи, используя схемы в № 188, 189 (задачник, с 28) (см. приложение3, приложение 4). Учитель организует «Работу с моделями». В тетради – тренажёре –№94, (с.41). подготовиться к выполнению домашнего задания (Приложение 5). | Учащиеся выполняют решение задач. | П: формирование умений самостоятельно использовать алгоритм, применять его. Р: формирование умений оценивать полученные результаты. |
Рефлексия учеником своих действий и самооценка (своих действий, интереса к изучаемому, отношения к виду учебной деятельности) | Девиз: «Дорогу осилит идущий!» Учитель организует фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Смогли осилить сегодня «дорогу»? | Учащиеся оценивают степень понимания нового алгоритма решения задач. | К: формировать умение вербально фиксировать шаги по достижению цели и результатов деятельности |
Постановка домашнего задания | Учитель вместе с учениками может сформировать список заданий, которые позволят закрепить изученный материал дома: Выполнить № 94 (в тетради –тренажёре) Выполнить №187 Учитель вместе с учениками может сформулировать разноуровневое задание. Например, предложить выполнить задания на «Карточке для домашнего задания» или применить полученные знания в составлении собственной задачи, выбирая рецепт из кулинарной книги. (Приложение 6). | | Р: формировать умение фиксировать направления будущей деятельности, реализовывать творческий потенциал. |
Работа над текстом задачи.
1 кг будем рассматривать в граммах.
Перевод текста на математический язык, установление соотношений между данными и вопросом.