СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики в 5 классе по теме " Решение задач на части"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя разработка поможет учителю математики в подготовке к урокам в 5 классе при работе с текстовыми задачами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 5 классе по теме " Решение задач на части"»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №64» г. Перми









Решение задач на части

5 класс






Урок разработала

учитель математики

Данилина Елена Владиславовна




Пермь, 2017

Учебник Математика. Арифметика. Геометрия.5 класс. Учебник. – М.: Издательство «Просвещение», 2015г.

Класс – 5

Тип урока: урок нового знания

Тема урока: Решение задач на части


Цели урока:

- дидактические: изучить алгоритм решения задачи нового типа – задачи на части.

- развивающие: записывать реальные жизненные ситуации на математическом языке, что способствует развитию логического мышления, анализ, синтез, обобщение.

- воспитательные: формировать умение слушать других, самостоятельность, настойчивость и творчество.


Планируемые результаты:

- предметные:

ученики должны знать алгоритм решения задачи на части, правильно отвечать на вопрос задачи, видеть в содержании искомые величины.

- метапредметные:

Р. – ученики смогут закрепить умение целеполагать, т. е. ставить цели своей деятельности на уроке для получения нового алгоритма решения текстовой задачи, умение действовать по плану, умение оценивать полученные результаты, умение задавать вопросы.

К. – ученики смогут отработать навык владения устной и письменной речью при выполнении типовых задач;

П. – ученики смогут установить связь нового алгоритма решения с уже знакомыми алгоритмами, которыми овладели в начальной школе.

- личностные:

Л. – ученики получат возможность не только слушать других, но и пробудить в себе желание слышать другого (или одноклассника, или учителя).






Сценарий урока математики


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(с указанием форм деятельности)

Формируемые УУД

(конкретные)

Мотивационно-ориентировочная часть

Мотивация к учебной деятельности

На доске (девиз урока):


«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!»

Визуализация установки на учебную деятельность («надо»)

Р: умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им

Проверка домашнего задания

Д/З:

Повторить:

Свойства арифметических действий, акцент - на практическом применении распределительного свойства

176, 177 (с. 26 в задачнике) и задача в тетради:

Ученик купил тетрадей в клетку в 3 раза больше, чем в линейку, причем в клетку было на 18 больше, чем в линейку. Сколько всего тетрадей купил ученик?

Сравнение своей работы с эталоном.

  1. Повторение изученных свойств.

2) Возможный вариант оформления решения задачи:

  1. 18:3=6

  2. 18+6=24

Ответ: 24 тетради купил ученик


К: владение устной и письменной речью


П: умение формулировать вопросы в случае затруднений

Л: умение вести диалог


Актуализация знаний

После проверки домашнего задания учитель создает условия для введения «нового знания».

Учитель: «Умение решать задачи – это умение рассуждать. Оно требуется в повседневной жизни, при изучении различных учебных предметов. Текстовые задачи порой вызывают затруднения. Постараемся решить предлагаемые сегодня задачи алгоритмично, т.е. по определённой последовательности действий. Одна из них – домашняя задача. По какому алгоритму она может быть решена?

Учитель создает проблемную ситуацию, возобновляя работу с домашней задачей, в результате чего может возникнуть затруднение в индивидуальной деятельности учащихся.


У некоторых, а может быть у большинства ребят, возникнет затруднение и осмысление того, что все решили по разному, но что-тои объединяет их решения

Р: формировать умение фиксировать затруднение, понимать тот факт, что имеющихся знаний недостаточно для решения исходной задачи

Формулировка проблемы, постановка учебной задачи урока (цели урока)

Учитель может констатировать тот факт, что на уроках еще не знакомились с подобным алгоритмом.

Ученики ставят цель: найти, изучить, понять единый алгоритм решения задач, применять его при решении похожих задач.

Р: формирование умений ставить личные цели деятельности на уроке для получения необходимых знаний

Планирование решения учебной задачи

Учитель обращается к классу с вопросом: если не достаточно конкретных знаний и умений, то каким образом можно получить новое правило?

Ученики могут предложить:

  1. работу с учебником;

  2. поиск правила (алгоритма)

Р: формирование умений планировать свою работу, действовать по плану

Операционно-познавательная часть

Открытие новых знаний и способов действий

Учитель предлагает работу в парах:

С. 74, Задача1 (Приложение 1)позволит самостоятельно сделать вывод и открыть новое правило, самим сформулировать его.

Учитель организует общеучебную деятельность учащихся.

Какие выводы можете сделать? Сформулируйте алгоритм решения задачи на части.

Ученики формулируют тему урока «Решение задач на части»


П: формирование умений по использованию математических знаний для решения задачи на части

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях

Учитель организует усвоение детьми нового способа действий при решении № 244 (с.76) с проговариванием во внешней речи нового правила.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

= 800г - яблоки

= 600г - груши

= 400г - сливы

Ученики присваивают новое правило для решения зад на части (в парах), взаимно проверяют записи в тетради для своевременного обнаружения случайных ошибок.

К: формирование умения владеть устной и письменной речью


Р: формирование умения соотнести работу с эталоном для самопроверки

Самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя

Учитель предлагает рассмотреть ещё типовую задачу (Задача 2 , стр 74) и узнать новый способ действия. (Работа в парах: обсудить и записать решение в тетрадь)

Оформить решение домашней задачи по новому алгоритму.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

  1. 3+1 = 4 (части) составляют тетради

  2. 18:3=6 (тетрадей) в 1 части

  3. 4*6=24 (тетрадей)

Ответ: 24 тетради купил ученик.

Ученики выполняют задание



Р: формирование умения применить полученные знания и соотнести работу с эталоном для самопроверки


Рефлексивно-оценочная часть

Контроль знаний и умений (проверка по пройденному материалу)

Учитель предлагает решить задачи, используя схемы в № 188, 189 (задачник, с 28) (см. приложение3, приложение 4).

Учитель организует «Работу с моделями». В тетради – тренажёре –№94, (с.41). подготовиться к выполнению домашнего задания (Приложение 5).

Учащиеся выполняют решение задач.

П: формирование умений самостоятельно использовать алгоритм, применять его.

Р: формирование умений оценивать полученные результаты.

Рефлексия учеником своих действий и самооценка (своих действий, интереса к изучаемому, отношения к виду учебной деятельности)

Девиз: «Дорогу осилит идущий!»

Учитель организует фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Смогли осилить сегодня «дорогу»?


Учащиеся оценивают степень понимания нового алгоритма решения задач.

К: формировать умение вербально фиксировать шаги по достижению цели и результатов деятельности

Постановка домашнего задания

Учитель вместе с учениками может сформировать список заданий, которые позволят закрепить изученный материал дома:

  1. Выполнить № 94 (в тетради –тренажёре)

  2. Выполнить №187


Учитель вместе с учениками может сформулировать разноуровневое задание. Например, предложить выполнить задания на «Карточке для домашнего задания» или применить полученные знания в составлении собственной задачи, выбирая рецепт из кулинарной книги. (Приложение 6).


Р: формировать умение фиксировать направления будущей деятельности, реализовывать творческий потенциал.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ПРИЛОЖЕНИЕ 3




ПРИЛОЖЕНИЕ 4




ПРИЛОЖЕНИЕ 5




Приложение 6

Карточка для домашнего задания


Задача. Тесто для вареников содержит 16 частей творога, 2 части муки, 1 часть масла, 3 части сметаны, 3 части сахара. Определите мессу каждого продукта в отдельности для приготовления 1 кг теста.


Работа над текстом задачи.


1 кг будем рассматривать в граммах.


Вопросы на понимание:


  • К какому типу относится задача?

  • О чем говорится в задаче?

  • В чем выражены данные задачи?

  • Известен ли общий вес теста в кг, в частях?

  • Как найти общий вес теста в частях?

  • Как находится вес одной части, если известен вес нескольких частей?

  • Какие величины в задаче нужно найти?


Перевод текста на математический язык, установление соотношений между данными и вопросом.

Продукт

Масса


В частях

В граммах


Творог

16


?

Мука


2

?

Масло


1


?

Сметана


3

?

Сахар


3

?

Всего


?

1000 г



План решения.


  • Сколько всего частей приходится на 1000 г теста?

  • Каков вес 1 части?

  • Сколько граммов творога содержится в тесте (сколько граммов приходится на 16 частей)?

  • Сколько граммов муки содержится в тесте?

  • Сколько граммов масла содержится в тесте?

  • Сколько граммов сметаны содержится в тесте?

  • Сколько граммов сахара содержится в тесте?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!