Этап (учебная ситуация) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-
Организационный этап. Цель этапа: включение учащихся в деятельность | Приветствие. Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на уроке. Сегодня мы узнаем много нового материала, и в процессе урока вы оцените свой труд, поставив себе заслуженную оценку. Для этого у каждого на столе лежат листы самооценки. Перечислить вслух предметы, необходимые для урока: - карандаш, -линейка, учебник. | Демонстрируют готовность к уроку |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа: обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, переживания успеха в учебной деятельности | - Мы изучаем большую тему, которая называется «Отношения». Мы узнали, что показывает отношение, познакомились с пропорциями и научились их решать. Сегодня мы увидим практическое применение отношений. Каждый из вас на уроках географии брал в руки карты. Без чего не обходится ни одна географическая карта? Сообщить тему урока, сформулировать цели урока. Проинформировать о контроле усвоения темы в конце урока. | Слушают речь учителя с интересом, позитивно настраиваясь на урок, отвечают на вопросы. Записывают число, тему урока в тетради. |
III.Актуализация знаний. Цель этапа: напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания. | Устная работа. - Сейчас мы проведём подготовительную работу и вспомним изученный материал. На доске записать соотношения: 1 м = 100 см; 1 км = 1000 м = 100000 см 1.Выразите в км: 32 000 000 см, 600 000 см, 5 000 000 см. 2. Выразите в см: 2 м, 30 м, 4 км, 70 км. 3.Найдите отношение (отношение – частное двух чисел) а) чисел: 2 и 9; 3 и 5; б)величин: 1 см и 5 см; 4 см и 8 м. 4.Решите пропорции: х/10 = 2/5; 12 / х = 4 / 5; 1 / 100 = 14 / х. | Вспоминают пройденный материал, дают объяснения на поставленные вопросы. |
IV. Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; | - Понятие «масштаб» для нас не новое. Подумайте, где вы ранее встречались с эти понятием? (Ответы учащихся) Мы знаем, что участки поверхности земли, детали, объекты архитектуры изображаются на бумаге в уменьшенном виде. Часто можно услышать, что изображение объекта выполнено в определенном масштабе. Это означает, что размеры изображения или макета уменьшены по сравнению с самим объектов в одном и том же отношении. Определение: Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом. Запишем это в тетрадь. Слово «масштаб» происходит от немецких слов: масс – «мера» и штаб – «палка». Люди всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки изображения уменьшали произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между берегами реки, чему равна длина реки и т.д. Чтобы план местности был более точным, необходимо все его детали уменьшать в одинаковое число раз с сохранением всех пропорций. Вот для чего нам нужен масштаб. Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности. - Масштаб пишут по-разному: 1) в виде отношения 1 : 100 (это означает, что 1 см плана заменяет 100 см на местности). Это числовой масштаб. 2) можно просто записать в 1 см – 1 м. Масштаб, записанный таком виде называют именованным. - Линейный масштаб представляет собой линию разделенную на равные отрезки. Посмотрите на слайде, какие могут быть масштабы на картах и чертежах. Масштабы уменьшения | 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15; 1:20; 1:25; 1:40; 1:50; 1:75; 1:100; 1:200; 1:400; 1:500; 1:800; 1:1 000 | Натуральная величина | 1:1 | Масштабы увеличения | 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1; 40:1; 50:1; 100:1 | - Чтобы изобразить на карте большую территорию, используют более мелкий масштаб. (слайд) | Изучают картинку на экране, следят за речью и действиями учителя, выполняют записи с тетрадях. |
V.. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками понятия масштаба с проговариванием во внешней речи. | А теперь проверим, как усвоено определение масштаба. 1.Объяснить, что обозначают масштабы: 1 : 100, ; 1:1000; 1:4; 2:1; 4:1; 1 : 1. Учитель объясняет: Если масштаб карты 1:400 000. То на ней длина каждого отрезка уменьшена в 400 000 раз. На такой карте расстояние в 4 км будет равно отрезку, равному 1 см. 2. Переведите числовой масштаб в именованный: 1 : 300 000, 1 : 12 000, 1 : 25, 1 : 7. 3.Изобразите в тетради расстояние 400 м в масштабе: в 1 см 400 м, в 1 см 40 м. Какой масштаб крупнее? 4.Решите задачи: А) Расстояние от д. Глотово до школы равно 6 км. Чему равно это расстояние на карте, сделанной в масштабе 1 : 300 000? Б) Расстояние от Шипилова до Мышкина на карте изображено отрезком в 1,4 см. Найдите это расстояние в действительности, если масштаб карты равен 1 : 1 000 000. В) Определите числовой масштаб карты, если 1 см на карте соответствует 50 см? 10 м. | Учащиеся читают условие задачи и вслух проговаривают решение. Решение: 6 км = 6 000 м = 600000 см Масштаб карты равен 1 : 300000, значит расстояние на местности уменьшено в 300000 раз, тогда 600000 см : 300000 = 2 см. Расстояние от моего дома до школы на карте равно 2 см. Масштаб карты равен 1 : 1000000, значит расстояние на местности уменьшено в 300000 раз, тогда 1,4 см • 1000000 = 1400000 см. + 14 км. |
VI. Физкультминутка | Я показываю масштабы. Если это масштаб увеличения, вы подпрыгиваете, если уменьшения – приседаете, если в натуральную величину – кружитесь вокруг себя. 1 : 5; 12 : 1; 1 : 1; 1 : 2000; 300 : 1. | Выполняют упражнения |
VII. Решение задач с помощью пропорций. Цель этапа: организовать решение и объяснение задания. | - По теме урока я подготовила вам памятки, где записан самый важный материал. Давайте озвучим виды задач на масштаб, которые мы с вами прорешали. Задачи на масштаб можно решать с помощью пропорций. Это совсем не сложно. Возьмите карты и найдите расстояние от Шипилова до Некоуза. Масштаб карты 1 : 200 000. ( 8 см это 16 км.) Составим таблицу: | Расстояние | Масштаб | На карте | 8 | 1 | На местности | Х | 200 000 | 8: х = 1 : 200000, х = 8 • 200 000 = 16 00000 см = 16 км. | Учащиеся рассматривают картинку, читают текст учебника, рассуждают, письменно решают задачи. |
VIII. Расширение знаний о масштабе. Цель этапа: закрепление знаний и способов действий. | Расширим наши знания о масштабе. Понятие масштаба наиболее распространено в геодезии, картографии и проектировании — это отношение натуральной величины объекта к величине его изображения. Масштаб в фотографии. Некоторые фотографы измеряют масштаб как отношение размеров объекта к размерам его изображения на бумаге, экране или ином носителе. Правильная методика определения масштаба зависит от контекста, в котором используется изображение. Масштаб в моделизме. Моделизм — изготовление и конструирование отдельным лицами, клубами и промышленными производителями действующих или стендовых моделей зданий и различной техники —летательных аппаратов, автомобилей, танков, судов, локомотивов и других средств транспорта. Масштаб в биологии. На уроках биологии при работе с цифровым микроскопом можно рассмотреть и сделать фотографии клеток или микроорганизмов при различном масштабе увеличения. В промышленности. До сих пор в некоторых отраслях промышленности используют чертежи, выполненные в натуральную величину. Например, в судостроении чертежи выполняют прямо в цехе, в помещении с гладким полом, на котором и вычерчивают обводы судна в натуральную величину. | Слушают речь учителя |
IX. Итог урока | Подведём итог урока:чему мы научились вы вытаскиваете лепестки и отвечаете на вопросы: -
Что называется «Масштабом»? -
Для чего нужен «масштаб»? -
Где в практической деятельности человек пользуется этим понятием? -
Как понять запись 1: 1000? -
Как по карте определить реальное расстояние между объектами? | |
VII.Домашнее задание. Цель этапа: выделить основные моменты по выполнению домашнего задания. | Решите задачи: -
Начертите план своей комнаты в масштабе 1 : 50. -
Возьмите дома свою фотографию в полный рост, измерьте ваш рост на фото и в действительности, и найдите масштаб фотоизображения. -
Всем нам докучают весной комары. Найдите длину крыла комара в действительности, если изображение выполнено в масштабе 4 : 1. | Слушают речь учителя, читают текст задач домашнего задания. |
IX.Рефлексия. Подведение итогов урока. | | Заполняют листы самооценки. |