СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему " План и масштаб" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике на тему " План и масштаб" (4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему " План и масштаб" (4 класс)»

Урок 34. План и масштаб

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями «план», «масштаб»; способствовать формированию умений записывать и читать масштаб, выполнять построение отрезка в заданном масштабе

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятиями «план», «масштаб», с видами масштаба 1 : 10,

10 : 1;

научатся определять на плане масштаб, выполнять построение отрезка в заданном масштабе

Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно оценивают результаты своей деятельности.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; высказывают свое мнение и аргументируют свою точку зрения, дают свою оценку событий

Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Какую цифру можно поставить вместо квадратиков, чтобы получить верное неравенство? Прочитайте полученные неравенства.

203 20 372 3 3 146 1 7

32540 540 17 5

11111

Отвечают на вопросы учителя . Выполняют задания устного счета.




203 202 372 363 146 137

32540

11111

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать

в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания


– Какова масса тыквы, если ее уравновешивают такие гири:

а) 2 кг, 2 кг, 1 кг, 500 г. б) 2 кг, 1 кг, 500 г, 250 г.



а) 5 кг 500 г. б) 3 кг 750 г.


– Какие знаки действий можно поставить вместо звездочек и какие цифры вместо квадратиков так, чтобы получились верные равенства?

39 ¶ 16 = 5 56 ¶ 18 = 8

9 ¶ 4 : = 6 (63 ¶ 27) : 9 =

4 ¶ 5 – 60 = 0 75 ¶ 5 + 85 = 100




39 + 16 = 55 56 – 18 = 38

9 · 4 : 6 = 6 (63 + 27) : 9 = 10

4 · 15 – 60 = 0 75 : 5 + 85 = 100


– Выразите высоту, на которую могут подниматься птицы и насекомые, в километрах и метрах.

Орлы поднимаются на высоту 7000 м.

Журавли поднимаются на высоту 5000 м.

Бабочки и пчелы – на высоту 6600 м.

Дикие гуси – на высоту 9500 м



7000 м = 7 км

5000 м = 5 км

6600 м = 6 км 600 м

9500 м = 9 км 500 м

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 93–95).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

– На прямоугольной грядке Маша решила посеять морковь и редис. На каждый квадратный метр грядки расходуется один пакетик семян. Сколько пакетиков семян каждой овощной культуры нужно Маше? Рассмотрите рисунок и выполните необходимые расчёты.

– На листе бумаги Маша начертила план своей грядки. Во сколько раз все размеры на плане меньше соответствующих размеров грядки?

– Отрезок на местности, равный ширине грядки

(1 м), Маша изобразила на плане отрезком длиной 1 см, то есть уменьшила его в 100 раз (1 м = 100 см). Так же в 100 раз она уменьшила и остальные размеры грядки. На практике часто приходится изображать план квартиры, земельного участка, улицы. В этих случаях на плане все действительные размеры уменьшают в одно и то же число раз.

Таким образом, Маша выполнила план грядки в масштабе один к ста. Записывают это так: Масштаб 1 : 100. Эта запись означает, что одному сантиметру на плане соответствует 100 см на местности, то есть первое число масштаба всегда относится к длине на плане, второе – к реальному размеру.

Задание. Начертите в тетради план грядки, как у Маши. Проставьте на нем размеры в метрах и укажите масштаб плана.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Запись:

2 · 1 = 2 (кв. м); 3 · 1 = 3 (кв. м)

– Необходимо 2 пакетика семян моркови и 3 пакетика семян редиса.



– В 100 раз меньше размеры на плане, чем на грядке.

















Выполняют задание.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия

в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Задание 2.

– Объясните, что означает следующий масштаб:

а) 1 : 10 в) 1 : 1 000

б) 1 : 5 г) 1 : 2 000 000

– Масштаб 1 : 10 означает, что в 1 см содержится 10 см, или 1 дм.

– Масштаб 1 : 5 означает, что в 1 см содержится 5 см.

– Масштаб 1 : 1000 означает, что в 1 см содержится 1000 см, или 10 м.

– Масштаб 1 : 2 000 000 означает, что в 1 см содержится 2 000 000 см, или 20 км.

Задание 3.

– Запишите масштаб плана, если 1 см на плане соответствует в действительности: 10 000 см; 50 см; 10 м; 1 км.

Запись:

Масштаб 1 : 10000 Масштаб 1 : 1000

Масштаб 1 : 50 Масштаб 1 : 100000

Задание 4.

– Измерьте длину ключа, изображенного на рисунке. Какую длину имеет ключ, если рисунок выполнен в масштабе 1 : 2?

– Начертите отрезок, длина которого соответствует действительной длине ключа.

– Длина ключа на рисунке 4 см. Значит, если

М 1 : 2, то ключ имеет длину 8 см.


Выполняют задание.

Задание 5.

– Чему равна длина каждой стороны клумбы в действительности?

‒ Длина стороны клумбы равна 400 см, или 4 м.

Задание 6

– Определите масштаб плана детской площадки, выполнив необходимые измерения и вычисления

– На плане длина детской площадки равна 4 см. В действительности длина – 20 м.

20 м = 2000 см

2000 : 4 = 500 (раз) – уменьшение.

Ответ: масштаб 1 : 500

III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 97–98).

Задание 13.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.





– Соотнесите величину скорости и движущийся объект.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.




6 км/ч – скорость пешехода.

13 км/ч, 24 км/ч – скорости велосипедиста.

70 км/ч – скорость поезда.

850 км/ч – скорость самолета.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Задание 14.

– Сколько стоит покупка?


– Какими купюрами без сдачи Петя может расплатиться?

Запись:

15 + 85 + 25 = 125 (р.) – стоит покупка.

– Петя может расплатиться следующими купюрами: 100 р. + 10 р. + 10 р. + 5 р. = 125 р.

Задание 15.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

Запись: АВ = АС = 28 мм

Р = 72 см

ВС – ? см

Решение: 72 – 28 – 28 = 16 (см) – сторона ВС.

Задание 16.

– Какая фигура нарушает признак, по которому отобраны остальные фигуры?

– Четвертая фигура «лишняя».

Задание 17

– Вычислите неизвестное число

а) 50505 – 4949 = 45556 б) 128 · 6 = 768

IV. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Как определить расстояние на плане?

– Что такое масштаб?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!