II. Открытие нового знания, нового способа действия. Работа по учебнику (с. 93–95). Задание 1. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий. – На прямоугольной грядке Маша решила посеять морковь и редис. На каждый квадратный метр грядки расходуется один пакетик семян. Сколько пакетиков семян каждой овощной культуры нужно Маше? Рассмотрите рисунок и выполните необходимые расчёты. – На листе бумаги Маша начертила план своей грядки. Во сколько раз все размеры на плане меньше соответствующих размеров грядки? – Отрезок на местности, равный ширине грядки (1 м), Маша изобразила на плане отрезком длиной 1 см, то есть уменьшила его в 100 раз (1 м = 100 см). Так же в 100 раз она уменьшила и остальные размеры грядки. На практике часто приходится изображать план квартиры, земельного участка, улицы. В этих случаях на плане все действительные размеры уменьшают в одно и то же число раз. Таким образом, Маша выполнила план грядки в масштабе один к ста. Записывают это так: Масштаб 1 : 100. Эта запись означает, что одному сантиметру на плане соответствует 100 см на местности, то есть первое число масштаба всегда относится к длине на плане, второе – к реальному размеру. Задание. Начертите в тетради план грядки, как у Маши. Проставьте на нем размеры в метрах и укажите масштаб плана. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Запись: 2 · 1 = 2 (кв. м); 3 · 1 = 3 (кв. м) – Необходимо 2 пакетика семян моркови и 3 пакетика семян редиса. – В 100 раз меньше размеры на плане, чем на грядке. Выполняют задание. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью |
Задание 2. | – Объясните, что означает следующий масштаб: а) 1 : 10 в) 1 : 1 000 б) 1 : 5 г) 1 : 2 000 000 | – Масштаб 1 : 10 означает, что в 1 см содержится 10 см, или 1 дм. – Масштаб 1 : 5 означает, что в 1 см содержится 5 см. – Масштаб 1 : 1000 означает, что в 1 см содержится 1000 см, или 10 м. – Масштаб 1 : 2 000 000 означает, что в 1 см содержится 2 000 000 см, или 20 км. |
Задание 4. | – Измерьте длину ключа, изображенного на рисунке. Какую длину имеет ключ, если рисунок выполнен в масштабе 1 : 2? – Начертите отрезок, длина которого соответствует действительной длине ключа. | – Длина ключа на рисунке 4 см. Значит, если М 1 : 2, то ключ имеет длину 8 см. Выполняют задание. |