СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Мои первые книжки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мои первые книжки"»

Урок обучения грамоте по программе «Перспектива»

Тема урока: Мои первые книжки.

Класс:

Учитель: Казанцева Наталия Анатольевна

Цель урока: сформировать первоначальное представление о книге, как о друге, наставнике, источнике добрых мыслей и важных знаний.

Задачи урока:

  1. Закрепление умения читать слова с изученными буквами, развитие самостоятельности чтения;

  2. Расширение представлений о жанровых особенностях текстов;

  3. Развитие желания посещать библиотеку.



1. Организационное начало урока

Учебник на столе у вас?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.

– С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.


2. Актуализация знаний

- Прочитайте.

О И А Ж У Э

- Что вы сейчас произнесли? (звуки)

- На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

- Как произносятся гласные звуки? Согласные?

- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

Игра « Лишняя буква»

- Посмотрите на ряд букв и определите, какая буква заблудилась?( А, О, Б; З-С,Б-П, Д_Р –Т)

- Какой звук обозначает буква ж? (только твердый ж)

- Что узнали об этом звуке на прошлом уроке? (звук ж - согласный, звонкий, всегда твердый.

- Прочитаем чистоговорку вместе.

Чистоговорка.

Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.


- Кто бы из вас мог помочь жуку?

- Надеюсь, что, сегодня на уроке, вы будете во всём помогать друг другу.


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1) Беседа о значении книги в жизни человека:

- Что такое книга? (печатное издание, которое состоит из страниц, на которых размещена информация)

- А можно ли книгу назвать другом?

- Как называлась самая первая книга, которую вы прочитали? Поделитесь впечатлениями о своей первой прочитанной книге. Кто является вашим любимым героем? Почему?

- Для чего нужно читать книги?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (О книгах)

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Вы ещё только начинаете читать свои первые книжки, поэтому тема нашего урока так и называется "Мои первые книжки".


Учитель рассказывает о том, как появились первые печатные книги на Руси.

В 1563 году первопечатниками на Руси стали Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров. Самым первым печатным изданием была книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне.

2) Работа над родственными словами

- Прочитайте слова. Объясните их значение.

Книга

Книжечка (ласково)

Книжный (н-р: книжный переплет, стиль)

Книголюб (любитель книги)

- Что в них общего? (корень - главная часть слова и общая часть однокоренных слов)

- Можете ли вы себя назвать книголюбами?

- Как вы думаете, какое из этих слов появилось первым? (книга, через слово книга мы можем объяснить значение всех остальных однокоренных слов)

- А где живут книги?

- В библиотеке.

- Мы отправляемся в библиотеку, чтобы выбрать ваши первые книги.

Надпись БИБЛИОТЕКА

-Что такое библиотека? (Учреждение, где собираются и хранятся книги, журналы для общественного пользования)


4. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний

Откройте учебники на стр.16.

- Чем заняты Аня и Ваня? Где они находятся?

- Они выбрали книги в библиотеке.

- Как же удалось ребятам выбрать нужные книги из такого множества? Давайте попробуем сегодня на уроке сделать своё маленькое открытие.


Знакомство с жанровыми особенностями произведений.

В литературе все произведения имеют свой жанр. Давайте узнаем, какие есть жанры литературных произведений.

-Ребята, внимательно посмотрите на стеллаж с книгами, представьте, что вы в настоящей библиотеке.

-Что это? (книги со сказками)

- Эти книги стоят на одном стеллаже в библиотеке. А как же мы назовём все эти произведения одним словом?

- Надпись «Сказки»

- В чём главная особенность сказок?

- В сказках есть волшебство, разговаривают животные и предметы.

- Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом и передавались «из уст в уста».

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

- В сказку народ вкладывал свои мечты о добре и справедливости.


- Ребята, а давайте мы докажем, что сказка – это волшебство.

Инсценировка русской народной сказки «Теремок». Вместо костюмов маски животных, сделанных учениками на кружке Оригами».


-Молодцы, ребята!

-А теперь посмотрите на следующий стеллаж или полку.

- А кто узнал эти произведения? Назовите автора и название.

- Как же назовём все эти произведения одним словом?

- Рассказы. (Надпись «Рассказы»)

- Чем отличается рассказ от сказки?

В рассказе говорится о том, что могло быть на самом деле.


- А мы возле следующего стеллажа ПРИБАУТКИ


- Прочитайте названия книг.

- Что такое прибаутки?

- Прибаутка - это веселая стихотворная шутка. Похожа на песенки. (Надпись «Прибаутка»)

- Послушайте прибаутку.


Егор и мухомор (Мансурова Виктория)

Шёл Егор через бор,
Видит:
Вырос мухомор. -
Хоть красив, а не беру,
Вслух сказал
Егор в бору.
Верно ты сказал, Егор! -
Так ему ответил бор.

- Почему Егор не взял мухомор?


- И вот наш последний стеллаж на сегодня ЗАГАДКИ


- Вы уже узнали эти книги и можете определить название стеллажа.

- Надпись «Загадки»


- Отгадайте загадки.

Ученики подготовили наизусть загадки.

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.

(Пешеходный переход)


Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Блестящий светлячок.


(Светоотражающие элементы)


Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый…(светофор).

Ребята, про что эти загадки? ( про пешеходов, про безопасность на дорогах улиц)

- Какие правила для пешехода мы знаем? (улицу переходить на пешеходном переходе на зеленый цвет светофора, а в темное время суток пользоваться светоотражающими элементами)


- В далекие времена люди верили, что если говорить о предмете не называя его, то нечистая сила не узнает, о чем идет речь и с этим предметом ничего плохого не случится. Так появились загадки.



- Вы ребята находитесь на правильном пути – вы определили жанры литературных произведений: сказки, рассказы, прибаутки, загадки.


Физминутка (проводит физорг)


5. Первичное закрепление новых знаний.

Откройте азбуку на стр.16.

- Прочитайте слова в столбике справа от картинок. (Рассказ, сказки, прибаутки, загадки)

- Что выбрали для чтения Аня и Ваня?

- Сказку «Колобок» и книгу сказок.

- Как ребята смогли выбрать первые книги для чтения?

- Они подошли к стеллажу со сказками и выбрали нужные.

- Кто из вас любит сказки?

- Узнаем какую сказку читает Аня. Прочитайте название. (Теремок)


- Чтение прибаутки "Музыканты".

- Давайте прочитаем следующий текст.

Жужжащее чтение.

Читаем хором (вместе с учителем).

- К какому литературному жанру данный текст относится? (Прибаутка)

- Почему? (это веселая стихотворная шутка).


Физминутка для глаз. (Восьмерка)


-Чтение сказки «Лиса и рак»

-Читает учитель, все следят

-Что предложила лиса раку? (побежать наперегонки)

-Что значит наперегонки? (кто скорее добежит)

-Кто оказался хитрее? (рак)

-Как рак перехитрил лису? (рак сел лисе на хвост, зацепился)

-Чтение по цепочке.


6.Итог урока

- С какими жанрами литературных произведений мы познакомились? (сказки, прибаутки, рассказы, сказки)

- Чему учат нас сказка "? (добру)

- Какое открытие вы сделали на уроке? Чему научились? (чтобы выбрать нужную книгу из множества, надо выбирать из нужного стеллажа, расположенных по жанрам.)

- Захотелось ли вам посетить библиотеку?

- Как нужно обращаться с книгой? Какие правила нужно соблюдать? (бережно относиться, не рвать, не писать на страничках, не слюнявить, не сгибать и т.д.)


7. Рефлексия

- Возьмите лист самооценки.

- Если вам всё было понятно на уроке, было легко работать, довольны своей работой прикрепите снежинку рядом с зимним деревом. А если вам было тяжело работать и что-то осталось непонятным - прикрепите снежок рядом с деревом.

Оценивание

-Молодцы, ребята! Вы все работали на уроке активно, и я довольна вами.

-И всем вам за урок ставлю…

-Встали все. Урок окончен.





Викторина "Отгадайте, о каких сказках идёт речь" (Если останется время)

Жили-были медведи. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушку и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.


7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью".