СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Народные лирические песни» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 4 урока 3 четверти «Любовная лирика».

  Цели и задачи:

- продолжать знакомство детей с музыкальной культурой русского народа на примере жанра народных лирических песен;

- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

- воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к песенно-музыкальной культуре родного народа;

- учить слушать музыку;

- грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Народные лирические песни» (3 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс

3 четверть



Урок 4. Любовная лирика

Тема: Народные лирические песни



Цели и задачи:

- продолжать знакомство детей с музыкальной культурой русского народа на примере жанра народных лирических песен;

- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

- воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к песенно-музыкальной культуре родного народа;

- учить слушать музыку;

- грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.



Музыкальный материал: Русские народные песни: «Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Ковой-то нету, а мне больно жаль», современная народная песня «Шел ленинградский паренек».



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Прозвенел звонок!

- Начался урок!

2. Мотивация. Ритмическая минутка (р.н.м. «Пора ль, пора ль гостям с двора»)

12345678 12345678

1 234 5 6 1 234 5 6 (крупные цифры – длинные хлопки, мелкие – короткие).


  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы

- Назовите жанры обрядовых свадебных песен.

- Величальные, плачи (причитания), протяжные (лирические), плясовые, «отходные».

- Перечислите знакомые вам обрядовые свадебные песни и назовите их жанры.

- Протяжные: «На горе-то стоит ёлочка», «Нам сказали - Иван-то грозён».

- «Виноград в саду цветет» - величальная (лирическая).

- «Отходные»: «Пора гостям со двора» (плясовая), «Все мы, кумушки, домой» (лирическая).

- Исполним «отходные» песни с движениями, передавая их характер. В каком характере будем исполнять?

- «Все мы, кумушки, домой» - сдержанная, лирическая, а «Пора ль гостям с двора» - весёлая, танцевально-плясовая.

1) Распевание. Цель: Приспособление голосового аппарата для хорошего звучания.

А) лю-лю-лю-лю-лю – от звука «ля» до «ре» 1-й октавы, затем – выше и ниже.

Б) ми-и (ля, соль) – ма (фа диез, ми, ре).

В) ми-и, ми-и, ма-а, ма-а-а (начинать в фа мажоре: фа-соль, фа-соль, ля-соль, ля-соль-фа).

Г) а – э – и – о – у (на одном звуке, начинать со звука «соль»).

Д) лё – лё – лё… (все звуки гаммы до мажор сверху вниз).

2) Исполнение: «Пора ль гостям с двора» - исполняют мальчики (с сопровождением шумовых народных инструментов), «Все мы, кумушки, домой» - исполняют девочки.

- Подумайте и скажите, каких по характеру среди свадебных обрядовых песен встречается больше?

- Лирические, протяжные.

- Действительно, лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Сегодня мы с вами задумаемся, порассуждаем о становлении жанра русской народной лирической песни, отметим богатство и разнообразие её музыкального языка, проследим, как в лирических песнях раскрывается душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Лирика как жанр

Лирика (от греч. лира — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни) — род литературы, выражающий личные переживания человека. Лирика как жанр зарождалась в песне, выражающей настроение певца. Лирика в музыкальном фольклоре — это обращение к личным человеческим переживаниям, внутреннему миру человека. В отличие от обрядовых песен, содержание которых строго закреплено за определённым событием, содержание лирических песен формировалось как углублённое проникновение в личное, связанное с душевными переживаниями, чувствами человека. Лирические протяжные песни — это, как правило, страдания любящей души (несчастная любовь, разлука, одиночество, размышления о женской доле). Потому-то народные песни о любви по большей части «страшно разнесчастные» или, как ещё говорили в народе, «жизненские».

Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, выпевание нескольких звуков на один слог, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ах», «ох, да ты» и т.п.), варьирование мелодии, изменение размера.

  1. Литература о народной лирической песне

В русской художественной литературе встречается немало чудесных страниц, посвященных описанию лирической, или, как её ещё называли, протяжной песни. Вот что писала известная собирательница фольклора Е. Линёва (1854-1919) об исполнении простой крестьянкой песни «Лучинушка»:

«Она запевала низко и звучно, удивительно свежим для такой старой женщины голосом… Песня лилась ровно и ясно, ни одно слово не пропадало. Несмотря на широкую протяжную мелодию, выразительность, которую она вкладывала в слова песни, была так велика, что она будто в одно и то же время пела и сказывала песню. Меня удивила эта чистота, классическая строгость стиля, которая так шла к её серьёзному лицу…»

  1. Слушание «Лучинушка» (фрагмент)

И.С. Тургенев в рассказе «Певцы» описывает пережитое им душевное потрясение после исполнения крестьянским певцом лирической песни «Не одна во поле дороженька»:

«Не одна во поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый, он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».

  1. Слушание «Не одна во поле дороженька»

  1. Любовная лирика

В лирической песне чувство развивается постепенно, при многочисленном количестве строф, в каждой следующей оно словно переживается заново. В русской лирической песне часто использовалось сцепление (художественный приём — повторение последних строк предыдущего куплета в последующем), благодаря которому песня передаёт ощущение бесконечного страдания. Это эмоциональное переживание держит в напряжении каждого поющего и слушающего.

Перед исполнителем возникает трудность — выразить одно чувство, так как песня не предполагает смены настроений. Но такова устоявшаяся народная традиция исполнения лирики, и развитие в песне может проявляться только как движение интонационных вариантов к кульминации, обозначенной в тексте. Однако в этой вариантности и заключено самое главное богатство русской песенной любовной лирики — огромное разнообразие нюансов человеческих переживаний.

Попробуйте узнать, найти в песне, которая сейчас прозвучит, жанровые признаки лирической песни:

1) Слушание «Ковой-то нету, а мне больно жаль». Музыкальный анализ:

- Грустный сюжет – говорится о расставании с любимым, печальное настроение, тоскливые эмоции.

- Что можно сказать о ритме, метре, темпе? Какие средства выражают чувство разлуки, расставания?

Ответы детей.

- Каковы особенности интонирования?

- Мелодия звучит распевно и протяжно.

- Совершенно верно. Значит, мы можем сказать, что «лирическое в музыке» заключается в единстве содержания (здесь - расставание, разлука) и формы (здесь – песня-плач), выражающееся определяющим качеством — протяжностью.

Протяжность русской народной песни является ярким примером этого диалектического закона. Она выражает и сущность лирического чувства, охватывающего все стороны человеческой души, и одновременно исторически сложившийся способ, средство создания лирических образов в музыке.

О протяжности в русских народных песнях замечательно говорил Б.В. Асафьев: «...[в них] отслоилась, устоялась непрерывная мелодическая текучесть, песенное начало, которое создавало действенное напряжение и соблюдало, таким образом, непрерывность музыкального сознания. Как раз в песенности, в этом дивном наследии стародавних времён, сказывается «интонационное» стихийное, гипнотизирующее свойство музыки».

Обратите внимание, ребята, на слова: «гипнотизирующее свойство музыки»! Для многих обрядов почти всех народов мира свойственно своеобразное «кружение». Повторение с некоторыми изменениями одной и той же «магической формулы» при непрерывном возрастании динамики действия — непременная атрибутика обряда, с помощью которой оказывалось гипнотическое воздействие на людей. Использование в русской протяжной песне интонационно изменяемых повторов — это наследие языческой обрядовости, но творчески переосмысленное в любовной лирике. Суть его в том, что каждый отдельный звук в любовной лирике, как говорил Б.В. Асафьев, «облюбовывается и осязается», благодаря чему возникают варианты и особая «напряжённость» исполнения!

Давайте попробуем спеть несколько оригинальных строк из песни. Но постарайтесь не копировать народное исполнение, а передайте традицию так, как вы понимаете её.

2) Пропевание фрагмента песни.

4. Рекрутские лирические песни

Замечательна по своим художественным достоинствам лирическая песня «Ой, да ты, калинушка», которую ещё называют рекрутской. Вспомните, что значит жанр рекрутской песни?

Ответы детей.

В этой песне проводится поэтическое сопоставление: лист калины, оторвавшись от куста, может уплыть в синее море и никогда не вернуться; так и солдаты, ушедшие в царскую армию, отрываются от семьи и тоже могут не вернуться к своим близким.

Прослушайте песню «Ой, да ты, калинушка», расскажите, о чём в ней поётся? Какие чувства передаёт мелодия песни?

Слушание «Ой, да ты, калинушка».

- Песня проникнута чувством глубокой тоски, безысходного горя солдат, взятых на военную службу в царскую армию.

5. Современные лирические народные песни

- В современных лирических народных песнях воспевается наша действительность, любовь к родному краю, народу.

В годы Великой Отечественной войны большой популярностью пользовалась песня «Шёл ленинградский паренёк».

Скорбь о гибели юного героя, разделявшего вместе со взрослыми все трудности военной жизни, сочетается в песне с чувством уверенности в победе: бойцы «поклялись герою берлинской водою наполнить его котелок».

Прослушайте песню, охарактеризуйте мелодию. Почему песню можно отнести к жанру лирической песни?

1) Прослушивание песни «Шел ленинградский паренек».

- Песня звучит мягко, сердечно; её напев прост и мелодичен. Есть распевания по два звука на один слог.

2) Разучивание и исполнение песни.



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия. Итог.

Домашнее задание. Повторять, выразительно исполнять разученные песни.

Заключительное слово учителя:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

https://nsportal.ru/

https://multiurok.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!