СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Такие разные песни» (7 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Такие разные песни» (7 класс)»

7 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 14. Такие разные песни

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание роли фольклора в культуре, искусстве и его влияния на творчество профессиональных композиторов.

Личностные:

— формирование уважительного, заинтересованного, ценностного отношения к русскому музыкальному фольклору.

Предметные:

— умение определить, объяснить, оценить использование русских народных песен в произведениях русских композиторов (на примере Симфонии № 4 П. Чайковского);

— знание примеров использования жанра песни в симфонии.

Форма проведения занятия: Аналитический урок, посвящённый музыкальному жанру песни.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: М. Боскин. «Хоровод».

Музыка: русская народная песня «Во поле берёза стояла» (№ 14 аудиоприложения); П. Чайковский. Симфония № 4, IV часть, фрагмент (№ 15 аудиоприложения).

Песенный материал: В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. «Под музыку Вивальди».

Виды деятельности учащихся: Беседа о русской народной песне, её жанровых разновидностях. Разучивание и пение песни (1-й, 3-й и 5-й куплеты — хором, 2-й и 4-й куплеты —  сольное пение). Обсуждение содержания и выразительных средств песни. Определение и обсуждение выразительных средств жанра «песня». Прослушивание и анализ музыкальных произведений в жанре песни. Сравнительный анализ русской народной песни и её использования в Симфонии П. Чайковского. Анализ нотных примеров (2 примера). Изучение репродукции картины; сравнительный анализ иллюстрации и соответствующих музыкальных фрагментов.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о музыкальных жанрах. Проверка качества исполнения песни. Контроль понимания отличительных особенностей жанра песни. Контроль эмоционально-ценностного, личностного, заинтересованного отношения к музыке. Контроль наличия аргументированной точки зрения по отношению к изучаемым музыкальным произведениям. Контроль общения, взаимодействия учеников в совместной учебно-творческой деятельности. Проверка выполнения заданий и ответов на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний


Звучит мелодия русской народной песни «Ты, река ль моя, реченька». Учитель предлагает спеть эту песню всем классом.

  1. Исполнение песни «Ты, река ль моя, реченька».

  2. Вопросы и задания:

  • Какой образ заключён в этой песне?

  • Назовите жанровые разновидности русской народной песни, их характерные особенности.

  • Как вы понимаете выражение «память жанра»? Объясните на примере музыки русской народной песни «Ты, река ль моя, реченька» и «Полонеза» Ф. Шопена.

Обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа. И благодаря «памяти жанра» - такой особенности музыкальных жанров, которая заключает в себе огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, - многие из них используются композиторами намеренно: для заострения того или иного жизненного содержания.

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

Всем известно, как часто используются в музыкальных произведениях подлинные народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.

Например, польский акт в «Иване Сусанине» М. Глинки благодаря использованию жанров мазурки и полонеза становится тонкой характеристикой польской шляхты, участвуя и в дальнейшем развитии оперы – в сцене гибели поляков и Сусанина.

А вот народные былины в «Садко» Н. Римского-Корсакова придают опере эпический смысл, характеризуя героев в возвышенно-поэтическом ключе.

Или другой пример: хорал в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева становится ярким средством характеристики рыцарей-крестоносцев.

Опора на народный жанр или жанр древнего искусства нередко становится средством постижения общечеловеческих культурных ценностей. Как много сумел сказать француз М. Равель в своём испанском танце «Болеро», М. Глинка в испанских увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», М. Мусоргский в «Старом замке», погружающем нас в атмосферу средневековой Европы с её трубадурами и величественно-печальными рыцарями, П. Чайковский в «Итальянском каприччио»! Подобными примерами полна многовековая история музыки.

Так, введение народной песни придаёт произведению и ярко выраженный национальный колорит, и своеобразный характер.

Сегодня мы с вами на примере симфонии - произведения крупной формы - разберём и оценим использование русской народной песни русским композитором П. Чайковским в одной из своих симфоний. Встретившись с симфонией, как жанром творчества этого русского композитора, постараемся понять, какую роль в этом крупном сочинении играет «первичный» жанр — песня. Познакомимся с жанром бардовской песни и разучим одну из таких песен.

Тема урока – «Такие разные песни».

3. Введение в тему урока

  1. Русский музыкальный фольклор

Вообще жанр песни играет основную роль в русском музыкальном фольклоре. Песни с древних времён сопровождали разнообразные обряды календарно-земледельческого и семейно-обрядового цикла: весной крестьяне пели весенние заклички, призывающие тепло; летом исполнялись специальные жнивные песни. Целый ряд песен сопровождал свадебный обряд; детям пелись колыбельные песни. На похоронах звучали плачи. Долгими вечерами исполнялись прекрасные лирические протяжные песни — с одной из них начался наш сегодняшний урок.

2) Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Всем известна русская народная песня «Во поле берёза стояла».

Эта — одна из самых популярных хороводных песен. Первые упоминания о ней относятся к концу XVIII в., хотя, возможно, она существовала и ранее.

Выражение «белую берёзу заломати», вероятнее всего, ведёт своё происхождение из древнего обряда, во время которого заламывали берёзу, нагибая её ствол к земле и переплетая с травой.

Это женская песня, поётся от первого лица. В ней рассказывается о героине, выданной замуж за старого и нелюбимого, которая собирается пойти в рощу, срезать с берёзы пруты и сделать музыкальные инструменты, чтобы будить старого мужа. 

Давайте споём песню «Во поле берёза стояла».

Исполнение песни (караоке) - https://youtu.be/-zZTIUkvd-A

Что вы можете сказать о мелодии этой песни, о её характере? Перечислите выразительные средства песни «Во поле берёза стояла».

- По жанру народной песни она относится к хороводным песням. Мелодия простая и непритязательная – быстро и легко запоминается, и так же легко поётся.

- Ритм – ровный. Лад – минорный. Форма – простая, куплетная.

- Однако именно эту песню избрал Пётр Ильич Чайковский как основную тему финала своей Четвёртой симфонии. Чайковский использует песню «Во поле берёза стояла» в финале своей Симфонии № 4 и волей великого композитора она стала источником музыкального развития целой части, изменяя свой характер и облик в зависимости от течения музыкальной мысли.

4. Работа по теме урока

1) П. Чайковский. Четвёртая симфония

Произведение написано композитором в 1877 г. (19-й век) и состоит из четырёх частей.

Последняя часть Симфонии (Финал) — картина народного праздника, в котором герой произведения находит отдохновение и очищение, то есть музыке этой части симфонии характерна двуплановость действия: массовое шествие (объективное в мире) и лирический герой (субъективное). Человек попадает на карнавал жизни, он хочет заглушить какую-то собственную боль, смотря на веселье других. Но судьба вновь настигает его… ему никто не может помочь… Если не можешь изменить ситуацию, необходимо изменить отношение к ней, что и происходит с героем. Он осознал, что жить всё-таки можно, даже тогда, когда до тебя никому нет дела. Только сам человек может помочь себе и спасти себя.

Чайковский определил главную мысль финала: «Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам».

На протяжении последней части Симфонии мелодия песни изменяется, становится грустной, даже тревожной, суровой, мрачной.

Изменение характера темы достигается, прежде всего, изменением её тембровой окраски. Она передаётся разным группам инструментов, проходит то у гобоя и фагота, то в хрупкой печальной звучности флейт.

Тема проводится то в ритмическом увеличении, то в уменьшении.

► Прослушайте финал Четвёртой симфонии Чайковского и при слушании проследите за «превращениями» темы русской песенной «берёзки».

2) Слушание фрагмента 4-й части Симфонии №4 П. Чайковского

3) Музыкальный анализ

Проведём сравнительный анализ русской народной песни и её использования в Симфонии П. Чайковского.

- Тема русской народной песни «Во поле берёза стояла» звучит в симфонии 6 раз, её исполняют разные инструменты оркестра.

- Форма – рондо с чертами вариационной (состоящей из темы и её нескольких вариаций). Лад – постоянно чередующиеся, переплетающиеся друг с другом мажор и минор.

- Мелодия разрабатывается, приобретает разный характер, меняет свой облик и как будто живёт новой жизнью.

- Мелодия русской народной «Берёзки» сумела придать звучанию музыки Симфонии то неистово ликующий, танцевальный, то лирически грустный песенный характер, настроение и мечтательное, и торжественное – словом, стала в этой симфонии бесконечно разнообразной, какой умеет быть только подлинная музыка.

И всё же в одном – главном своём качестве – мелодия сохранилась в неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого композитора.

4) Работа с учебником (над нотными примерами)

Откройте учебник на стр. 52-54. Сравните одноголосный нотный пример песни «Во поле берёза стояла» (нотный пример 13) с воплощением этой темы в многозвучной фактуре симфонического оркестра (нотный пример 14).

Под руководством учителя ученики отмечают, что композитор отделил фразы темы друг от друга паузами, в которых звучат аккорды арпеджиато.

5. Бардовская песня В. Берковского и С. Никитина на стихи А. Величанского. «Под музыку Вивальди»

1) Об авторе слов – непризнанном, неизвестном

Наш сегодняшний урок посвящён жанру песни, и потому сегодня мы познакомимся ещё с одной песней – «Под музыку Вивальди». Песня эта по жанру – бардовская (авторская).

Автор слов - Александр Величанский – современный поэт, живший в 20-ом веке. Его жёсткие, ершистые, грустные и ироничные стихи, в которых от невысказанности много «я», впервые опубликуют в год его смерти. А до этого - лишь публикация 10 стихотворений у Твардовского в «Новом мире» да несколько тонких мягких серых обложек затёртых самиздатовских изданий с опубликованными в них стихами А. Величанского, среди которых встречается и «Под музыку Вивальди»:

Под музыку Вивальди, Вивальди! Вивальди!

Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном

Печалиться давайте, давайте! Давайте!

Печалиться давайте об этом и о том. (Александр Величанский)

Величанский любил музыку. Когда-то его товарищ подарил ему несколько пластинок: там были Бах, Гендель, Моцарт и... Вивальди. Из поэзии Александр Величанский любил стихи Мандельштама, Окуджавы, любил читать «Житие» Протопопа Аввакума.

Свои стихи он пел, причём на собственные же мелодии. Была у него и своя мелодия «По музыку Вивальди». О чём это стихотворение? И как он – современный автор – это написал?

И всем нам стало ясно, так ясно! Так ясно,

Что на дворе ненастно, как на сердце у нас,

Что жизнь была напрасна, что жизнь была прекрасна,

Что все мы будем счастливы когда-нибудь. Бог даст. (Александр Величанский)

Скорее всего, здесь можно провести параллель именно с жизнью итальянского гения Антонио Вивальди, музыку которого так любил поэт: Вивальди также при жизни не был признан, более того, его имя не упоминалось в списке итальянских композиторов даже спустя 30 лет после его смерти. Лишь в первой четверти XX века, когда была обнаружена большая часть его произведений, его музыка стала естественной для всех, как звуки ветра или моря. Она словно ждала подходящего момента, чтобы выплеснуться, как вода в запруде.

При жизни Величанский - ироничный, многозначительный, вдумчивый – тоже окажется непризнанным, невостребованным, недочитанным поэтом. Почему? Потому что Величанский писал и говорил, как свободный человек. Теперь это выглядит странным недоразумением. Тогда же это было законом, не знающим исключений.

Я бы жил совсем иначе.

Я бы жил не так,

не бежал бы, сжав в комочек

проездной пятак.

Не толкался бы в вагоне,

стоя бы не спал.

На меня б двумя ногами

гражданин не встал.

Я бы жил в лесу усатом,

в наливном саду

этак в тыща восьмисотом

с хвостиком году... (Александр Величанский)

Об этой пресловутой «современности» Величанский сказал совершенно определённо:

«…нет на свете тебя: человек современен лишь Богу:

Богу предвечному вмиг все современны века».

  1. История песни

Музыку к стихам «Под музыку Вивальди» напишет Виктор Берковский. Сергей Никитин при записи внесёт свои коррективы, станет соавтором. И далее молодые Никитины разнесут эту песню, как ветер, по клубам, дворцам культуры и студиям. И даже оркестр Поля Мориа не удержится и подхватит мелодию: единственная отечественная песня, запавшая в душу Поля Мориа в течение его московского визита…

Подробнее рассказывает один из соавторов песни - Сергей Никитин:

«В один из дней Поля Мориа привезли поужинать в Центральный Дом работников искусств. А мы с Татьяной только что отработали там концерт и уже собирались уходить, но нас попросили остаться и что-нибудь исполнить для французских гостей. Мы спели несколько песен, первой из которых была «Под музыку Вивальди». И я увидел, что Мориа буквально «сделал стойку» на эту песню. У Поля Мориа загорелись глаза и он попросил нас подарить эту мелодию. И добавил: «Я без этой музыки не уеду».
Записей у меня не оказалось. Ноты сумели разыскать, и то только потому, что эта песня использовалась в телефильме «Почти смешная история», для чего была сделана оркестровка. С плёнок Серёжи Весёлого было отобрано несколько исполнений — дуэтом, соло, ансамблем — на выбор, переписано на бобину. На следующий день мы пришли к Полю Мориа в «Метрополь», принесли ноты, записи.
А через два месяца во Франции вышла пластинка «Dans les yeux d’Emilie». Оркестр Поля Мориа записал нашу песню, французы перечислили всех авторов: Величанский, Берковский, Никитин. Через некоторое время вышла ещё одна пластинка Поля Мориа, уже на фирме «Мелодия».

- https://youtu.be/SmTi1N_PQOw

Сергей Никитин, являющийся одним из авторов песни «Под музыку Вивальди», - современный российский композитор и автор-исполнитель. Этот композитор пишет песни на стихи как русских, так и зарубежных поэтов: Б. Пастернака, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, У.  Шекспира.

Музыка Никитина звучит в театре, кино, на радио и телевидении. Например, его песни мы слышим и в фильме «Москва слезам не верит».

Песня «Под музыку Вивальди» впервые прозвучала в исполнении дуэта Сергея и Татьяны Никитиных в 1977 году в художественном фильме «Почти смешная история» режиссера Петра Фоменко. - https://youtu.be/mOrKEi1WTaI

3) Разучивание песни - https://youtu.be/b3VTN51w-ig

Текст песни:

  1. Под музыку Вивальди,

Вивальди, Вивальди.

Под музыку Вивальди,

Под вьюгу за окном,

Печалиться давайте,

Давайте, давайте,

Печалиться давайте,

Об этом, и о том,

Об этом, и о том.

  1. Вы слышите, как жалко,

Как жалко, как жалко,

Вы слышите, как жалко,

И безнадёжно как

Заплакали сеньоры,

Их жёны и служанки,

Собаки на лежанках,

И дети на руках.

  1. И стало нам так ясно,

Так ясно, так ясно,

Что на дворе ненастно,

Как на сердце у нас.

Что жизнь была напрасна,

Что жизнь была прекрасна,

Что все мы будем счастливы,

Когда-нибудь, бог даст.

  1. И только ты молчала,

Молчала, молчала.

И головой качала

Любви печальной в такт.

А после говорила,

Поставьте всё сначала,

Мы всё начнём сначала –

Любимый мой, итак…

  1. Под музыку Вивальди,

Вивальди, Вивальди,

Под музыку Вивальди,

Под славный клавесин,

Под скрипок переливы,

Под завыванье вьюги

Условимся друг друга

Любить, что было сил.

4) Вокально-хоровая работа

Проводится работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

Исполнение песни: 1-й, 3-й и 5-й куплеты — хором, 2-й и 4-й куплеты —  сольное пение.

6. Рефлексия

Каждый аспект жизни народа - быт и нравы, праздники и повседневность, осознанный фатализм и неизбывный оптимизм – всегда отражался не только в песне, музыке.

Очень ярко, наглядно и детально наделяли глубоким психологизмом свои произведения (посвящённые и русской деревне в том числе) и русские живописцы, и писатели.

В этом смысле великая русская литература, музыка и изобразительное искусство шли «рука об руку», покоряя мир широтой и открытостью взглядов, готовностью понимать и принимать чужую радость и беду, как свои собственные, видеть красоту единственного момента в бесконечной череде суровых будней.

? Рассмотрите картину русского живописца Михаила Боскина «Хоровод». Какой из прослушанных или исполненных на сегодняшнем уроке песен соответствует данная репродукция?

Объясните свой выбор.

М. Двоскин. Хоровод. 1910-е гг.

7. Итог урока

На примере Симфонии №4 П. Чайковского мы сегодня ещё раз убедились, что обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.

8. Вопросы и задания

  1. Для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки? Назови такие произведения.

  2. Выучи текст песни «Под музыку Вивальди».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Былина. Хорал. Протяжная песня. Хороводная песня. Авторская (бардовская) песня. Симфония.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!