Урок музыки в 3 классе.
Тип урока: Урок введения в тему. Интонация.
Тема урока: Понятие – интонация.
Цель урока: сформировать представление об интонации, как основы и речи и музыки. Показать, что интонация является средством музыкальной выразительности.
Задачи урока:
1.Опираясь на свой жизненный опыт подойти к определению интонации.
2.Определить связь и различие между речевой и музыкальной интонации.
3. Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления.
Развивать чувство ритма.
4. Приобщать детей через песенный материал к народной песне, к народному музыкальному творчеству.
5. Развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.
6. Воспитание патриотических чувств: Любви к истории своей Родины и чувства патриотизма.
6. Формировать культуру восприятия музыки.
1 часть. Организационный момент.
Дети входят в класс под аккомпанемент марша.
Занимают свои места.
(Слайд №1)
Ребята, поднимите руки, у кого дома есть домашние животные?
Вы разговариваете с ними?
Как вы думаете, животные понимают вашу речь?
А как, при помощи чего, вам отвечают животные?
Дети:
Мяукают, пищат .
При помощи звуков.
2 часть. Основная. Введение в тему.
Вы наверно и не догадываетесь, но простые звуки, являются прадедушками и прабабушками нашей речи.
( Слайд №2.)
Первый человек, который появился на земле, выражал свое настроение, внутреннее состояние при помощи звуков.
- Давайте поимпровизируем. Представим себе, что мы первые люди. Мы не говорим. В нашей речи у нас нет слов. Нам надо показать радость. Возьмем звук «А» и попробуем его произнести так, как будто
в нашей жизни произошло радостное событие.
-Кто попробует? ( Дети по желанию импровизируют состояние радости при помощи интонации и звука «а». Не более 3 x человек).
Предлагается повторить вместе всем классом.
- Нам нужно что-то спросить.
-Как мы спросим у своих собратьев?
-Произнесите тот же звук «А», чтобы я поняла, что вы спрашиваете?
(Дети по желанию импровизируют интонацию вопроса при помощи звука «а». Не более 3 x человек индивидуально. Предлагается повторить всем классом).
-А теперь представим, что мы рассказываем что-то интересное . Как будет звучать наш звук?
(Дети по желанию импровизируют интонацию вопроса при помощи звука «а». Не более 3 x человек индивидуально. Предлагается повторить всем классом).
Все звуки, которые мы сейчас произнесли, звучали по-разному.
- Кто знает, как называется выразительное средство речи, при помощи которого мы выражаем восторг, удивление или утверждение?
ИНТОНАЦИЯ,
-Правильно, молодцы!
Тема сегодняшнего нашего занятия – ИНТОНАЦИЯ.
Слайд № 3 определение интонации.
ИНТОНАЦИЯ — средство речи, при помощи которого мы выражаем восторг,удивление или утверждение.
- Какие мы с вами знаем интонации?
Вопросительные, повествовательные и восклицательные.
- Где мы с вами встречаемся с интонацией?
Д:В жизни, на уроках чтения, русского языка.
- Детская поэтесса А. Л.Барто очень любила детей, писала для детей стихи.
(слайд №4 портрет А. Л. Барто).
Я сейчас прочитаю вам фрагмент стихотворения, а вы постарайтесь оценить мое чтение:
Читаю без выражения на одном дыхании.
Дети:
Нет. Не выразительно. Без пауз, говорила быстро и невнятно, непонятно
Перечитываю выразительно фрагмент.
- А сейчас понравилось чтение?
При помощи чего я смогла так выразительно прочитать?
Дети:
При помощи знаков препинания, интонации и пауз.
Разговорная и музыкальная речь – самостоятельны.
Мы никогда не перепутаем говорящего и поющего человека.
Композитор С.С.Прокофьев не смог остаться равнодушным к озорному стихотворению поэтессы А.Л.Барто и сочинил музыку . Послушайте песню «Болтунья»
Исполнение фрагмента.
Какая черта характера девочки ярко выражена в литературном и музыкальном произведениях?
Болтливость.
-Как звучит болтливая речь? При помощи каких средств музыкальной выразительности мы можем показать болтливость ?
-Увеличение темпа, речь становится быстрой.
- усиление динамических оттенков – она становится более громкой.
- И речевые и музыкальные интонации не могут стоять на месте, он то поднимаются вверх, то спускаются вниз.
Какой вывод мы с вами можем сделать сравнивая музыкальную и речевую интонацию?
- Они похожи.
Выразительная речь похожа на музыку, а музыкальная интонация стремится быть похожей на выразительную речь человека, чтобы быть понятной и без слов.
А теперь я предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка «ежики».
- Ребята, с какой интонацией мы с вами кричали :Девочки! Мальчики!
Восклицательная
2 часть разучивание р.н.п. с голоса (аккопелло)
Русский человек всегда любил петь и в песнях он выражал свое настроение, отношение к окружающей его жизни.
-Как вы думаете, что помогало русскому человеку выразительно петь?
- музыкальная интонация, интонация голоса, речевая интонация.
- Послушайте песню, в исполнении детского хора «Солдатушки, брово ребятушки!»
- какая это песня по настроению характеру ?
Д: веселая, озорная, задорная, боевая.
Прежде чем приступить к разучиванию давайте подготовим связочки, язычок к пению.
Распевание на гласные звуки.
1 а......, о........., и............... .
2. Я пою, звонко я пою.
Разучивание 1-го куплета.
Солдатушки, бравы ребятушки,
А кто ваши деды?
Наши деды славные победы,
Вот кто наши деды.!
- Первая фраза ….. какая интонация звучит?
Вопросительная.
-Вторая фраза – восклицательная.
В песне идет диалог.
Я вас буду спрашивать, а вы будите отвечать.
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава русская держава!
Вот, где наша слава.
Разучивание сопровождение на музыкальных инструментх.
Что нам хочется делать, удобно делать под эту песню?
Маршировать. Поем, играем и маршируем.
Рефлексия:
1. О чем говорили на уроке?
Что дает нам понять смысл разговорной речи,
музыкальной речи?
3. Что особенно запомнилось?
4. Что понравилось?