СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: «Оркестр русских народных инструментов»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучающиеся узнают историю возникновения оркестра; научатся классифицировать группы народных инструментов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе на тему: «Оркестр русских народных инструментов»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Конспект урока музыки в 4 классе на тему:

«Оркестр русских народных инструментов»





Разработала:

учитель музыки высшей категории

Гоголева Римма Викторовна

















с. Нижний Суэтук, 2020 г.



Учебный предмет: музыка.

Тема: оркестр русских народных инструментов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии.

Форма: урок-путешествие.

Музыкальный репертуар: Г. В. Свиридов «Тройка», р.н.п «На горе-то калина».

Оборудование: баян, шумовые инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод размышлений о музыке.

Учебно-материальная база:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2015.

  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2015.

  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2015.

  4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.

  5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 4 класс. CD-диск. М.: Просвещение, 2013.

  6. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс. М.: Просвещение, 2013.

Материально-техническая база: фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска, музыкальные инструменты.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • узнают историю возникновения оркестра;

  • называют инструменты оркестра и определяют на слух звучание народных инструментов;

  • классифицируют группы народных инструментов.

Метапредметные:

  • осуществляют осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;

  • осуществляют продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

  • владеют навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки;

  • ставят и принимают учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки;

  • контролируют собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);

  • проявляют способность к саморегуляции.

Личностные:

  • осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора;

  • проявят эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкального произведения.

Ход урока


- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, наше занятие пройдёт интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. Желаю всем получить новые знания и отличные оценки. Традиционно наш урок, мы начнем с распевания. ( канон «Пойду ль я, выйду ль я»)

- Что необычное заметили вы, когда вошли в класс? На что обратили внимание? (инструменты)

- Какие из этих инструментов вам знакомы, назовите их. Назовите, одним словом эти инструменты. (народные)

- Где мы можем услышать звучание всех этих инструментов? (в оркестре).

- Что такое оркестр? (группа людей, играющих на разных инструментах).

- Какие виды оркестров вы знаете? (симфонический, орк. русс, нар. инстр, духовой).

- В состав какого оркестра входят эти инструменты? (оркестра русских народных инструментов).

- Какая тема нашего урока? (оркестр русских народных инструментов)

Слайд№1. (тема)


- Что мы будем делать на уроке? Какие умения нам понадобятся на уроке? (слушать музыку, описывать характер произведения, определять композиторская или народная музыка, определять состав исполнителей, исполнять произведение).

- Какие задачи вы поставите на урок?

- О чем бы вы хотели узнать на уроке? Что мы не знаем об оркестре русских народных инструментов?

Слайд №2.(задачи)


- Ребята, скажите, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Нам предстоит попасть в старинный замок «Оркестр» и узнать его тайну.

Итак, отправляемся в дорогу. Какой транспорт мы с вами выберем для нашего путешествия? Какое у нас сейчас время года? Может быть, мы поедем на санях, запряженных в тройку лошадей? Итак, поехали. Чтобы мы в дороге не скучали, нас будет сопровождать музыка. Какие умения нам понадобятся, когда будет звучать музыка? (размышлять о произведении)

Слайд №3. (тройка)

«Тройка» Г. Свиридов (вступление).

  1. группа: определите состав исполнителей.

  2. группа: определите музыку композиторскую, народную.

  3. Группа: опишите характер произведения.

  4. Группа: назовите инструменты, звучащие в произведении.

Слайд№4. (портрет Свиридова)

Слайд №5. (замок)

- Вот мы с вами и подъехали к замку. Но, его двери закрыты. А для того, чтобы их открыть, мы должны отгадать, какие инструменты живут в этом замке.

(если все ответы у детей правильные, группа получает скрипичный ключ по 2 загадки каждой группы).

Слайд№6.

1 группа:

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,
На красивых ярких... (ложках)

(Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.)

Слайд№7.

2 группа:

По описанию, определите нар. инстр. (балалайка)

(струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу.

Слайд№8.

3 группа:

Аудиозапись... (жалейка) стих о жалейке.

Слайд№9.

4 группа:

Инструмент у музыканта –
Он у нас не без таланта!
Как на кнопки нажимает,
Громко музыка играет.
Кажется: звучит орган,
Хоть в руках простой –... (баян)

- Двери замка открыты, но мы назвали не все инструменты, которые живут в этом замке. Нам предстоит преодолеть еще одно испытание – собрать разрезанные картинки. (раздаю разрезанные картинки каждой группе).

- Какие инструменты вы собрали? Назовите их.

- На сколько групп мы можем разделить наши инструменты? (на 4).

- Как одним словом мы можем назвать вашу группу, если у вас бубен, домра, свирель, гармонь? (ударные, струнные, духовые, клавишно-духовые).


Новое умение «Определять группу народных инструментов».

Слайд№10(струнные)

Слайд№11(духовые)

Слайд№12(ударные)

Слайд№13(клавишно-духовые)


Молодцы ребята! Вот мы и открыли дверь в этот удивительный замок. А для того, чтобы узнать, кто нас встречает, вы должны прочитать текст и ответить на вопросы.

Слайд№14. (андреев)

- Наше путешествие продолжается.

Слайд№15.

- Где мы с вами находимся? (Из замка мы попали на сельский праздник).

- Что вы видите на картине?

- Какую музыку вы бы подобрали для озвучивания этой картины?

Для того чтобы озвучить нашу картину, мы с вами выучим народную песню «На горе-то калина».

Слайд№16

Какие нам понадобятся умения? «Исполнять произведение», «Игра на инструментах»

- Первый раз попробуем пропеть мелодию песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (первое исполнение). А теперь исполним еще раз немного смелее.

Исполнение песни «На горе-то калина»

- Ребята, вам понравилось? Вы довольны своим исполнением?

- Молодцы! Я тоже вами довольна!

- Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры. А теперь пора подвести итоги.

Рефлексия.

  1. Определить какой звучит музыкальный инструмент? Название, к какой группе относится? (работа с цветными карточками)



  • Красный цвет – клавишно-духовые,

  • Желтый цвет – струнные,

  • Синий цвет – духовые.

  • Оранжевый цвет – ударные.



(звучание 6 инструментов: баян, балалайка, жалейка, домра, бубен, свирель)

Сколько верных ответов столь плюсов.

Слайд№17, Слайд№18, Слайд№19, Слайд№20, Слайд№21, слайд№22.



(сколько правильных ответов, столько и жетонов получает каждая группа)

Слайд№23 (правильные ответы)

  1. Определять группы народных инструментов.

Подчеркните инструмент, не входящий в данную группу:

струнные

духовые

клавишно-духовые

ударные

1.

балалайка

свирель

трещотка

ложки

2.

бубен

жалейка

баян

бубен

З.

домра

гусли

гармонь

домра


Выставление оценок:

Максимальное кол-во баллов 13.

от «10» и более + =оценка «5»

менее «10»+ =оценка «4»

Домашнее задание: нарисовать в тетради любой русский народный инструмент.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!