Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»
Разработчик - учитель музыки ЧОУ «РЖД лицей №19» Дрокина Светлана Сергеевна
Предмет: музыка
Место урока в системе уроков: 5 класс, раздел «Музыка и литература», 2 четверть, урок № 13.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Используемые приемы педагогических технологий: технология проблемного обучения, технология ассоциативно – образного мышления, самооценка результатов учебной деятельности учащихся, здоровье сберегающая технология, групповая технология, информационно – коммуникативная технология (ИКТ)
Цели урока: формирование представления об особенностях оперного жанра, истории его возникновения, о взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко».
Предметные:
познакомить учащихся с историей создания оперного жанра, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров внутри оперы;
закрепить знания о средствах музыкальной выразительности, определять их роль в создании музыкальных произведений;
дать учащимся краткие сведения о биографии композитора Н.А. Римского – Корсакова;
закрепление у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, анализ музыкального произведения при помощи полученных ранее знаний;
закрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
совершенствование навыков вокально–хорового исполнительства;
овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: опера, либретто, ария, песня, музыкальный портрет;
развитие общих музыкальных способностей учащихся (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа
Метапредметные:
Формировать личностные УУД:
- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса;
- формирование устойчивой положительной самооценки;
- формирование ценностного отношения к искусству своей Родины;
- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование творческой деятельности музыкально – эстетического характера;
- формирование чувства доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости;
- стремление к реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
-формировать художественно – эстетический вкус;
- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма
Формировать познавательные УУД:
освоение основ познавательной рефлексии;
формировать умение эмоционально исполнять музыкальные произведения, высказываться о музыке;
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
освоение способов решения проблем поискового характера;
узнавать, называть и определять различные жанры;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
поиск и выделение необходимой информации;
приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира,
Формировать регулятивные УУД:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
формировать умение удерживать цель деятельности до получения ее результата;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
определять качество и уровень усвоения;
выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
корректировать собственное исполнение
Формировать коммуникативные УУД:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь участвовать в хоровом пении;
умение слушать и слышать учителя, собеседника и вести диалог;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС: практическая работа (решение кроссворда, соотнесение вопросов и ответов), игровой метод, метод моделирования художественно – творческого процесса, проблемный метод, самооценка результатов учебной деятельности учащимися (рефлексия), интонационно-образный анализ фрагментов из оперы, вокальное и инструментальное музицирование (исполнение песни)
Форма проведения урока: урок-путешествие
Оборудование: синтезатор, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (тексты песни «Волшебный мир искусства» муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжевой, задания для работы на уроке).
Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков фрагменты из оперы «Садко» (вступление к опере «Океан – море синее», песня Садко, Колыбельная Волховы (видео – фрагмент), песня для вокально-инструментальной работы на уроке «Заиграйте мои гусельки».
Ход урока
Организационная часть урока (5 мин.)
Учитель: - Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Цель этапа урока: мотивировать учащихся творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, совершенствовать навык вокально – хорового исполнительства.
Музыкальное приветствие.
Учитель: - Добрый день, ребята! (до-ре-ми-фа-соль-соль)
Учащиеся: - Добрый день, учитель! (соль-фа-ми-ре-до-до)
Учитель: - Добрый день! (до-ми-соль)
Учащиеся: - Добрый день! (соль-ми-до)
Учитель: - И чтобы настроиться на урок, вспомним песню, в которой говорится о «Волшебном мире искусства».
Исполнение песни «Волшебный мире искусства».
Учитель: - Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир искусства, мир яркий и разнообразный. Что он нам откроет, я думаю, вы догадаетесь, если прочитаете эпиграф к нашему уроку.
(Слайд 1):Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке1 нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
А. С. Пушкин
Учитель: - Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о театре музыкальном и тема нашего урока…
(Слайд 2) «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».
Совместное целеполагание
Учитель: - Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы поставим перед собой?
Что мы сегодня узнаем, с чем познакомимся, о чем будем говорить на уроке?
(Ответы: об опере, что такое опера и т.д.)
Методический комментарий:
Формируемые УУД:
личностные: формирование положительной мотивации к учению и познанию формирование устойчивой положительной самооценки;
регулятивные: учиться осуществлять контроль своей деятельности, оценивать, выделять и осознавать то, что уже усвоено;
познавательные: готовность к логическим действиям: анализ, обобщение, классификация;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Учитель: - Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит музыке.
Этап освоения новых знаний (15 мин.)
Цель этапа урока – мотивировать учащихся к освоению новой информации, познакомить с историей создания оперы.
Актуализация знаний.
Учитель: - Итак, ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в оперу. И наше путешествие начинается. Что вы уже знаете об опере?
(Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Опера – это сложный музыкальный жанр, который в первую очередь, связан с вокалом.
Опера – это жанр программной музыки.
Опера – это музыкальный жанр, который не может существовать без литературы.)
Изучение, объяснение нового материала.
Учитель: - Об истории возникновения жанра опера вам расскажет ………….., а вам предстоит ответить на вопросы:
Задания для учащихся:
Какие виды искусства объединяет опера?
Когда она появилась и где?
Что такое опера?
Сообщения учащихся или видеофрагмент
Опера-это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие. Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! «Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую!» - писал один из критиков – люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией. И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей. В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство ( костюмы, декорации), реже хореография. |
Учитель: - Так какие же виды искусства объединяет опера?
(Слайд 3) (Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец)
Формируемые УУД:
личностные: формирование положительной мотивации к учению и познанию, умение слушать своих одноклассников, формирование устойчивой положительной самооценки;
регулятивные: учиться осуществлять контроль своей деятельности, сличать свои результаты с эталоном, оценивать, выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению;
познавательные: умение выделять новые понятия, создавать обобщения, готовность к логическим действиям: анализ, обобщение, классификация, умение применять знакомые понятия;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, умении слушать и вступать в диалог.
Работа с билетами в парах
Учитель: - Молодцы. Я приглашаю вас в театр. Все знают, что вход в него без билета запрещен, поэтому каждому из вас я приготовила пригласительные билеты. Билеты необычные, с кроссвордом. Ответив на вопросы, вы узнаете название оперного спектакля, который нас ждет в театре. Билет на два лица. Вам предстоит поработать в паре.
На разгадывание кроссворда вам дается 2 минутки.
(Слайд 4) Кроссворд
1.Самый распространённый жанр вокальной музыки.
2.Высокий женский голос.
3.Главная мысль музыкального произведения.
4.Большой коллектив музыкантов.
5.Высокий мужской голос.
Методический комментарий:
Формируемые УУД:
личностные: формирование положительной мотивации к учению и познанию;
регулятивные: учиться осуществлять контроль своей деятельности, сличать свои результаты с эталоном, оценивать, выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению;
познавательные: умение определять понятия, применять ранее полученные знания, готовность к логическим действиям: анализ, обобщение, классификация;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, умении слушать и вступать в диалог.
Учитель: - Вы разгадали название оперы?
Учащиеся: - «Садко»
(Слайд 5) Ответы на кроссворд
(Ответы уч-ся: песня, сопрано, мелодия, оркестр, тенор. По вертикали - слово «Садко»).
Учитель: - Молодцы. Главная роль в создании оперного спектакля принадлежит композитору. Оперу «Садко» написал известный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Посмотрите на экран.
(Слайд 6)Портрет Н.А. Римского – Корсакова, краткие биографические сведения.
Цель учителя - заинтересовать учащихся излагаемым материалом, учитель комментирует информацию.
Учитель: - Н. А. Римский – Корсаков (1844 – 1908 г.г.) - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик, создатель многочисленных произведений разных жанров. Сочинил 15 опер. Из них 9 созданы на сказочные сюжеты. Друзья называли его композитором – сказочником. Родился в городе Тихвине. В 11 лет начал сочинять свои первые музыкальные произведения. С детства мечтал о путешествиях. И в возрасте 12 лет был отдан учится в Санкт – Петербургский Морской кадетский корпус, который окончил с отличием.
В 1862 году Николай Андреевич, произведенный в гардемарины, был назначен на клипер «Алмаз», и совершил на нем кругосветное путешествие. Уйдя в отставку, свою любовь к морю перенес в музыку.
Во многих произведениях композитора звучит тема моря, но особенно ярко эта тема проявляется в опере «Садко».
Композитору приглянулась старинная былина о новгородском певце - гусляре, путешественнике - мореплавателе, и он переработал ее, превратив в литературный сюжет, на основе которого и была написана опера.
(Слайд 7) Изображение Садко. Название оперы.
Этап включение нового знания в систему ранее полученных знаний. Слушание музыки, самостоятельная работа с раздаточным материалом (10 мин.)
Цель этапа урока: мотивировать учащихся к освоению новой информации, познакомить с музыкой оперы.
Учитель: - Теперь смело отправляемся в оперу. В фойе театра можно приобрести небольшую брошюрку-программу. У каждого из вас на парте лежит такая программа.
(Слайд 7) определение либретто
Она называется либретто, в переводе с итальянского означает «книжечка». Либретто – это краткое изложение сюжета музыкального спектакля. Либреттист - тот, кто сочиняет текст спектакля в стихах или прозе.
Формируемые УУД:
личностные: формирование положительной мотивации к учению и познанию;
регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, фиксировать новые понятия;
познавательные: освоение способов решения проблем поискового характера, умение выделять необходимую информацию;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, владение устной и письменной речью.
Учитель: - Либретто сказочной оперы-былины «Садко» написал сам композитор.
Что такое былина?
(Это вид устного народного творчества, героико-патриотическая песня-сказание. Основным сюжетом былины является какое-либо историческое событие или эпизод русской истории.)
Учитель: - В основу либретто оперы «Садко» положена былина о новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами.
Обычно опера делится на действия. В опере «Садко» нет такого деления. Она состоит из семи картин. В опере много вокальных музыкальных номеров – сольные, ансамбли, хоры.
Инструментальную музыку исполняет симфонический оркестр.
Опера начинается с увертюры.
(Слайд 9) Увертюра - это оркестровое вступление к музыкальному -спектаклю. В переводе с французского «открывать». Она передает главную идею оперы, настраивает слушателей на спектакль.
Опера «Садко» открывается оркестровым вступлением, которое сам композитор назвал «Океан – море синее».
(Слайд 10) изображение зрительного зала.
Учитель: - Наше путешествие продолжается. (звучит звонок на спектакль)
Итак… Мысленно пройдём в зрительный зал, сядем в удобные бархатные кресла. Гаснут люстры, слышатся последние звуки настраивающихся инструментов. Занавес пока закрыт. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…
(Звучит фрагмент вступления к опере «Океан – море синее» Хронометраж – 2 мин.14.сек.)
Учитель: - Что рисует музыка? (образ моря, величавую и полную жизни морскую стихию)
- Как развивается музыка? Что можно сказать о мелодии? (повторяется)
(Слайд 11) Демонстрация мелодии из 3-х звуков.
- Что напоминает этот мелодический рисунок? (волны)
- Можно сказать, что композитор использует изобразительные интонации? (безусловно)
- Каким рисует море композитор? (то спокойным и безмятежным, то взволнованным и грозным)
- С помощью какого средства музыкальной выразительности? (динамика)
Учитель: - Предлагаю вместе с дирижером показать движение моря светлыми (пиано) и темными (форте) карточками-волнами, и потихонечку встаём (сидя покачивание из стороны в сторону – поднимаем руки и делаем покачивание вместе с туловищем – встаем и движение продолжаем – море успокоилось, руки опустили и остановились. Присели на свои места.)
(Звучит фрагмент вступления к опере «Океан – море синее» Хронометраж – 2 мин.14.сек.)
Учитель: - Поразительно, как композитор создал столь захватывающую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков.
Мы уже с вами говорили, что увертюра настраивает слушателя на весь оперный спектакль. Слушатель понимает по настроению и характеру музыки будущий ход событий. Как вы думаете, легка ли будет судьба Садко?
(Нет. Музыка вступления тревожная. Герою придется нелегко.)
«Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец,
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты,
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских»
Учитель: - Так начинается былина. Что же значит гусельки яровчаты? Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны они из явора, белого клена.
Давайте откроем либретто и прочитаем содержание 1 картины.
(Чтение 1 картины)
(Слайд 12) Либретто.1картина.
Учитель: - Веселый пир купцов в Новгороде. Новгородский гусляр Садко отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Не понравилась обличительная речь Садко знатным новгородцам. Прогнали они Садко. Тот же, оскорбленный, говорит им, что отныне не будет петь им песен своих звонких, а уйдет складывать свои песни Ильмень-озеру.
- Пришёл Садко к Ильмень-озеру. Сел на камень и запел: «Ой, ты, тёмная дубравушка». Эта песня характеризует главного героя. После того, как она прозвучит, постарайтесь определить: исполнение и что чувствует в душе Садко? Вы можете следить за исполнением по тексту либретто, 2 картина.
(Звучит фрагмента песни «Ой, ты, тёмная дубравушка» Хронометраж – 6 мин.39.сек.)
(Слайд 13) Протяжная песня Садко «Ой, ты, тёмная дубравушка»
Учитель: - Прозвучал фрагмент арии Садко. Напомню, ария – это сольная песня в опере. Почему же Римский-Корсаков назвал этот номер Протяжная песня Садко?
(Может быть, потому, ария по звучанию напоминает русскую народную песню.)
Учитель: - Мы заем, что есть 3 типа мужских голосов. Какой голос у главного героя? (Голос - высокий мужской, тенор.)
- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко? (Садко сопровождает своё пение игрой на гуслях. В симфоническом оркестре - звучание арфы.)
- Звучание какого инструмента симфонического оркестра похоже на звучание гуслей?
- Что чувствовал в душе Садко? (Печаль, обиду, досаду, сожаление).
Методический комментарий
Формируемые УУД:
личностные: формирование положительной мотивации к учению и познанию, стремление к реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формировать художественно – эстетический вкус;
регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, фиксировать новые понятия, применять ранее полученные знания, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
познавательные: освоение способов решения проблем поискового характера, умение выделять необходимую информацию, закрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, владение устной и письменной речью, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учитель: - Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек. Среди них морская царевна Волхова, дочь царя морского. Царевна просит спеть для них весёлую песню. А за это обещает подарить Садко три золотых рыбки.
Попробуем и мы с вами вместе с Садко развлечь морскую царевну, но после антракта.
(Слайд 14) Антракт - перерыв между действиями спектакля.
Физкультминутка «Ритмический оркестр»
(Детям предлагается по рядам разучить ритмические партии и соединить их вместе. Можно попробовать с детскими шумовыми музыкальными инструментами. Далее подыграть мелодию плясовой песни Садко.)
Цель этапа урока: мотивировать учащихся творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в игре на детских музыкальных инструментах , совершенствовать навык музыкально – ритмического исполнительства.
(Слайд 15) Хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»
Учитель: - Антракт окончен. Опера продолжается. (звучит звонок на спектакль)
Давайте вместе с главным героем Садко развеселим морскую царевну Волхову и её подруг. При прослушивании песни «Заиграйте, мои гусельки» будем пропевать мелодию внутренним голосом и исполнять свои ритмические партии.
Исполнение песни «Заиграйте, мои гусельки» с ритмическим оркестром.
Учитель: - Понравилась песня Морской царевне и она выполнила своё обещание: подарила Садко трёх золотых рыбок. Он их продал, на вырученные деньги снарядил корабли, наполнил их изделиями новгородских мастеров и отправился в далёкое плавание, чтобы прославить родную землю. Сбылась мечта Садко.
Много потом еще приключений у него было. И даже на дне у Царя Морского довелось побывать…
(Слайд 16) 7 картина
В заключительной 7 картине Волхова прощается с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера. Она поёт ему колыбельную песню. Морская царевна почти становится человеком, но постепенно растворяется в мире природы, превращаясь в речку. Так заканчивается опера. И в действительности, в российском городе Новгороде течёт река Волхов.
Этап подведения итогов урока. Рефлексия (5 мин.)
Цель этапа урока: подвести итоги урока, закрепить знания, полученные на уроке, оценить свою работу на уроке.
Учитель: - К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.
Осталось последнее задание, которое покажет, как вы были внимательны на уроке.
Задание для учащихся по вариантам: укажите на листочках в третьей колонке правильные ответы.
Итоговое задание.
(1-й вариант)
1.Н.А. Римский – Корсаков | былина и опера о новгородском певце - гусляре, путешественнике – мореплавателе | |
2.Либретто | музыкальный спектакль, в котором артисты поют в сопровождении симфонического оркестра | |
3.Опера | русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель | |
4.«Садко» | название парусного судна, на котором гардемарин Римский-Корсаков совершил кругосветное путешествие | |
5.«Алмаз» | краткое литературное изложение оперы, оперетты, балета, мюзикла. | |
(2-ой вариант)
1. «Алмаз» | былина и опера о новгородском певце - гусляре, путешественнике – мореплавателе | |
2.Увертюра | сольный номер в опере, музыкальная характеристика героя | |
3. Ария | русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель | |
4.«Садко» | название парусного судна, на котором гардемарин Римский-Корсаков совершил кругосветное путешествие | |
5. Н.А. Римский – Корсаков | оркестровое вступление к опере, оперетте, балету, мюзиклу. | |
Методический комментарий
Формируемые УУД:
личностные: формирование положительной мотивации к учению и познанию, формирование устойчивой положительной самооценки и самосознания;
регулятивные: формировать умение удерживать цель деятельности до получения ее результата,
познавательные: освоение основ познавательной рефлексии, формировать умение применять полученные знания, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
коммуникативные: осуществлять контроль за своей деятельностью, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учитель: - осталось оценить свою работу на уроке. Нарисуйте смайлик – оценку себе за урок и сдайте свои работы.
Сегодня мы снова доказали, что музыка и литература неразрывно связаны. Не будь литературного произведения былины «Садко», не было бы и замечательной оперы.
Домашнее задание: изучить либретто оперы «Садко», которое я дарю вам на память об уроке.
Рефлексия деятельности.
Достигли ли мы намеченных целей?
Что нового вы узнали на уроке?
Что на уроке тебе понравилось больше всего?
Что наиболее запомнилось?
Урок окончен. Спасибо за работу.