Прикладной модуль
Тема: «Дело мастера боится»
Цель занятия: -познакомить обучающихся с известными авторами и их высказываниями о мастерстве;
-обучать нахождению средств художественной выразительности;
- развивать речь, внимание, понимание авторского замысла;
- способствовать формированию интереса и представлений о выбранной обучающимися профессии;
- воспитывать ценностное отношение к слову.
Тип занятия: обобщение знаний и их систематизация
Форма занятия: комбинированная
Методы: беседа, дискуссия
Оборудование: учебное пособие, мультимедийная презентация.
Ход занятия:
-
Организационный момент. Слово преподавателя.
Наверное, каждого человека, на определенном этапе профессионального пути, интересует вопрос – а кто он – мастер своего дела? Интересно, что словарь Даля дает такое определение слову мастер. Мастер - человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своем. Быть мастером своего дела, значит, достичь совершенства в какой-либо профессии, делать своё дело лучше других.
"Мастер своего дела" - человек, который выбрал для себя любимое дело и владеет им в совершенстве. Так как он знает все нюансы и подводные камни, он может набирать учеников и обучать их, если хочет, чтоб его дело продолжалось.
Мастер – это, прежде всего, хозяин. Дело служит мастеру, а не наоборот. Конечно, сначала нужно очень долго и упорно овладевать азами, набивать руку - право хозяина и владельца нужно заслужить.
Быть мастером своего дела это честь и очень важный дар, ведь то, чем ты занимаешься, должен делать уверенно, правильно, с любовью, вкладывая душу, быть мастером своего дела, значит приносить людям радость и пользу своим делом.
Великие авторы, объединенные своим искусством слова, зачастую дают оценку мастерству в своих цитатах. Их слова становятся источником мотивации и вдохновения для всех тех, кто стремится к совершенству в своем искусстве. Вот несколько ярких цитат от известных авторов о мастерстве:
1. Уильям Шекспир: "Мастерство не есть то, которое мы имеем, а то, которым овладели".
2. Леонардо да Винчи: "Чистота линии и сила контрастов создают мастерство".
3. Эрнест Хемингуэй: "Мастерство – это дать читателю ощущение, что все случилось само собой".
4. Мигель де Сервантес: "Когда знание не пользуется мастерством, оно становится деревянным".
5. Рэй Брэдбери: "Мастерство – это сделать сложное таким простым, чтобы все считали, что они сами могут это сделать".
6. Урсула Ле Гуин: "Мастерство – это мечты, доведенные до конца".
7. Уолт Уитмен: "Работа – лучшее лекарство от всех недугов. Труд и мастерство помогают избавиться от тоски".
8. Стивен Кинг: "Мастерство – это мысль, скрытая в каждом слове".
9. Франсуа Рабле: "Мастерство возвращает себе крылья каждым новым достижением".
10.Федор Достоевский: "Мастерство – это главное оружие против бездарности и равнодушия".
Цитаты этих авторов отражают их веру в великое искусство мастерской работы. Их слова вдохновляют, мотивируют и призывают нас стремиться к совершенству во всем, что мы делаем. Мастерство – это не только успешное достижение цели, но и непрерывное стремление к улучшению своих навыков и знаний.
Мастерство не исчерпывается в одной области – оно проникает во все сферы нашей жизни. Оно открывает перед нами бесконечные возможности роста и реализации наших талантов. Каждая цитата выше говорит о важности мастерства и его силе в нашей жизни.
Мастерство требует усидчивости, труда и самоотдачи. Оно заставляет нас ставить новые цели, совершенствоваться и добиваться успеха. Благодаря мастерству мы оставляем свой след в истории и вдохновляем других последовать по нашим стопам.
Таким образом, цитаты известных авторов о мастерстве стремятся показать нам, что вдохновение может быть найдено в нашей работе, в нашем творчестве и в стремлении к совершенству. Они напоминают нам, что мастерство – это не только уровень опыта, но и жизненная философия, которая позволяет нам преуспеть в любой сфере деятельности.
-
Актуализация знаний
- Вставьте слова в текст, изменив их форму, где это необходимо.
Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый…(дятел). Серый рыжеватый…(рябчик) с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница -…(белка) теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые …(сойки).
Слова: рябчик, сойка, белка, дятел.
-
Мотивация учебной деятельности
- Прочитайте пословицы. (На доске записаны пословицы)
Упорно трудиться – будет хлеб в закромах храниться.
Без труда и отдых не сладок.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
- О чем эти пословицы? (О труде.)
- Как вы понимаете эти пословицы?
(Ответ. Упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться – будешь хорошо работать, будет еда в доме.
Без труда и отдых не сладок- если не устал, то и отдых не почувствуешь.
На работу с радостью, а с работы с гордостью – если работаешь с удовольствием, то работу выполняешь так, что ею можно гордиться.
- О чем мы будем сегодня говорить? (О труде, о мастерстве, о профессиях.)
-
Работа по теме занятия
Рубрика «Мудрость в пословицах»
- Прочитайте еще пословицы о труде.
- Прочитайте первую пословицу. Как вы ее понимаете? (Солнце украшает нашу Землю цветами, травами, деревьями. Труд делает человека красивым в физическом смысле и в духовном.)
-Прочитайте вторую пословицу. Объясните ее смысл. (Работаешь прилежно, аккуратно, не стыдно бывает за свою работу.)
-Прочитайте следующую пословицу. Что народ хотел сказать этой пословицей? (Если какое-то занятие нравиться, делаешь его легко и с удовольствием.)
Рубрика «Из истории языка и культуры»
- Какие профессии есть у всех народов? (Учитель, врач, повар, строитель.)
-Какие профессии связаны с условием жизни людей? (Дровосек, рыбак, оленевод и т.д.)
-Какие профессии были распространены на Руси? (Земледельцы, хлеборобы, рыболовы, лесорубы, столяры, плотники…)
-Чем занимались плотники? (Рабочий, занимающийся грубой обработкой лесного материала, постройкой деревянных зданий, выделкой деревянных частей сооружений или простой деревянной мебели. Работа плотника заключается главным образом в распилке, обтеске и составлении разных деревянных соединений.)
-А чем занимаются столяры? (Столяр – профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготовляющий изделия из дерева или изделия на основе дерева. Столяр занимается столярными работами: изготовлением мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий. Столяр выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник.)
5. Упражнение (Работа в парах)
- Назовите синонимы. (Построить – срубить, навести; постройка- сооружение; умелец – мастер, искусный строитель.)
- Какое выражение выбрали из текста? Почему? (можно употребить выражение «сработано топором» - «сделано топором». Сработано топорно – значит, сделано грубо, неаккуратно.)
- Что общего между словами «сделать», «сработать», «соорудить», «создать»? (Они все обозначают «выполнить какую-либо работу».)
-В чем разница между ними? (Соорудить- построить, создать – сделать что-то новое, сработать – выполнить работу.)
-Подберите к каждому слову однокоренное слово. (Сделать – дело, сработать – работа, соорудить – сооружение, создать – создание.)
- Какое значение имеет слово «срубить» в сочетании «срубить дерево»? (Ссечь, свалить дерево)
- Какое значение имеет слово «срубить» в сочетании «срубить дом»? (Построить дом.)
6.Физкультминутка
-
Закрепление изученного материала
Написание обучающимися сочинения-рассуждения на тему: «Дело мастера боится»
8.Рефлексия.
9.Домашнее задание
Найти 2-3 загадки о современных и исчезающих профессиях.