Конспект урока на тему «Логика. Выражения и операции»
Цель:
Изучение теоретического материала
Развитие логического мышления учащихся, умения анализировать
Тип урока: комбинированный урок.
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Проверка домашнего задания (7 мин.)
Изучение нового материала (23 мин.)
Закрепление изученного материала ( 7 мин.)
Подведение итогов урока (1 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: подготовка учащихся к уроку.
2. Повторение изученного материала.
Среди приведенных ниже высказываний определите сложные высказывания:
На уроке учащиеся работали в парах и писали проверочную работу.
Мы пойдем в парк или в цирк.
Если в треугольнике все стороны равны, то этот треугольник равносторонний.
15=-15
Постройте отрицания следующих высказываний:
Сегодня мы будем смотреть новый фильм
Число 2 есть четное число
Неверно, что число 5 не является делителем числа 125
Все учащиеся решили все задания контрольной работы.
Пусть а= Я буду сдавать ОГЭ по физике; в= Я буду сдавать ОГЭ по химии Выразите следующие формулы на обычном языке:
3. Изучение нового материала.
1. Виды выражений
Простые – состоят из одного высказывания.
Сложные – состоят из простых высказываний, объединенных логическими операциями.
2. Логические операции.
Конъюнкция – «и», &,^
Таблица истинности
А | В | А&В |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Где 0 – ложь, 1- истина
Учащиеся должны проанализировать таблицу и сделать вывод какая существует закономерность для запоминания: результат всегда ноль, кроме случая, когда оба простых высказывания истинны.
Дизъюнкция – «или», v,
Таблица истинности
А | В | А v В |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Учащиеся должны проанализировать таблицу и сделать вывод какая существует закономерность для запоминания: результат всегда один, кроме случая, когда оба простых высказывания ложь.
Инверсия – «не», ‾, ̚
Таблица истинности
4)Импликация - —, «если, то…»
Таблица истинности
А | В | А — В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Учащиеся должны проанализировать таблицу и сделать вывод какая существует закономерность для запоминания: результат всегда один, кроме случая, когда из истины следует ложь
5)Эквивалентность, равнозначность ~, «тогда и только тогда когда…»
Таблица истинности
А | В | А ~ В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Учащиеся должны проанализировать таблицу и сделать вывод какая существует закономерность для запоминания: результат истинен только тогда, когда А и В одновременно истинны или одновременно ложны.
4. Закрепление изученного материала
В следующих высказываниях определите простые, обозначьте каждое из них буквой; запишите с помощью знаков логических операций составные высказывания.
Число 246 четное и трехзначное.
Летом люди купаются в море или озере.
Неверно, что Земля плоская
Если сейчас не вечер, то утро
Число делится на 5 тогда и только тогда, когда сумма цифр числа делится на 5.
5. Подведение итогов урока
Вопросы по изученной теме, выставление оценок за работу на уроке.
6. Домашнее задание
Учебник. п.23
Подготовка к проверочной работе по таблицам истинности.