7 урок, 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: __________
Тема урока: «Логические высказывания. Элементарные и составные высказывания»
Цель урока: создать условия для изучения теоретический материал по теме «Высказывание. Логические операции», научиться сопоставлять и применять полученные навыки на практике.
Задачи урока:
Образовательная - определяет понятия: понятие, высказывание, умозаключение; различает формы мышления; называет понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции; составляет сложные высказывания; решать логические задачи; оценивает способ решения логических задач; анализирует, строит логические рассуждения.
Развивающая - развивает интерес к предмету, познавательную активность, самоконтроль, навыки работы с интерактивной доской; формирует целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развивает осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; формирует коммуникативную компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Воспитательная - формирует ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирует информационную культуру, внимательность, дисциплинированность.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Ответы СС
Первый вариант
10 | 2 | 8 | 16 |
763 | 1011111011 | 1373 | 2FB |
1029 | 10000000101 | 2005 | 405 |
375 | 101110111 | 567 | 177 |
1409 | 10110000001 | 2601 | 581 |
514 | 1000000010 | 1002 | 202 |
Второй вариант
10 | 2 | 8 | 16 |
939 | 1110101011 | 1653 | 3AB |
376 | 101111000 | 570 | 178 |
489 | 111101001 | 751 | 1E9 |
805 | 1100100101 | 1445 | 325 |
815 | 1100101111 | 1457 | 32F |
3. Изучение нового материала
В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания.
А что для вас, ребята, логика? (высказывают свои предположения)
Логика – это наука о формах и способах мышления.
Подумайте и скажите, какие еще науки изучают логику? (алгебра, математика)
Что же изучает алгебра? (числа, числовые величины, числовые выражения, а также правила выполнения действий над ними).
Объединим два этих понятия. Как вы думаете, чем занимается алгебра логики!?
Алгебра логики изучает общие операции над высказываниями. Определяет правила записи, вычисления значений, упрощения и преобразования высказываний.
Основы данной алгебры были положены английским математиком Джорджем Булем в 19 веке, также называли булевой алгеброй.
Мы сегодня часто сталкивались еще будем встречать слово «высказывание». А кто знает, что оно обозначает?
Высказывание (суждение) - это повествовательное предложение, содержание которого можно однозначно определить, как истинное или ложное.
Высказывания бывают истинными и ложными. Приведите и запишите в свои конспекты пример истинного и ложного высказываний.
Примеры:
-
Истинное высказывание: «Буква “б” – согласная»
-
Ложное высказывание: «Сейчас 2013 год»
Высказываниями НЕ являются:
«Это предложение является ложным»
«Компьютерная графика – самая интересная тема в курсе школьной информатики»
Теперь давайте устно отвечать на вопросы
Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность:
-
Париж – столица Англии. (высказывание, ложное)
-
4 + 5 = 9. (высказывание, истинное)
-
Кто приехал?
-
У треугольника 5 сторон. (высказывание, ложное)
-
Посмотри в окно.
-
Назвать устройства вывода информации.
-
Егор Крид – самый не популярный певец.
Вывод: теперь вы можете определить какое предложение является высказыванием, а какое нет.
Перейдём к логическим выражениям и операциям.
Логические выражения и операции.
В алгебре логики высказывания обозначаются именами логических переменных (А, В, С), которые могут принимать значения истина (1) или ложь (0).
Истина, ложь – логические константы.
Логическое выражение – простое или сложное высказывание. Сложное высказывание строится из простых с помощью логических операции.
Пример: Рассмотрим два простых высказывания:
А = “Два умножить на три равно шести”
В = “Два умножить на три равно семи”
В нашем случае первое высказывание истинно, т.е. А = 1, а второе ложно. т.е. В = 0
В алгебре высказываний над высказываниями можно производить определенные логические операции, в результате которых получаются новые, составные высказывания.
Составное высказывание – Логическая функция, которая содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций.
Рассмотрим три базовые логические операции, выражаемые с помощью логических связок “и”, “или”, “не”, конъюнкция, дизъюнкция и отрицание.
Для этого вам потребуется таблица (на обратной стороне листа см. таблицу 1), в которой не заполнены столбцы. Вам необходимо используя материал в листочках заполнить ее. Столбец про конъюнкцию мы заполним с вами вместе. (Заполняем таблицу) Первый ряд заполняет про дизъюнкцию (2 столбец), второй – про инверсию (3 столбец), третий – про дизъюнкцию.
Конъюнкция (логическое умножение) – соединение двух логических выражений (высказываний) с помощью союза И. Эта операция обозначается символами & и
.
Правила выполнения логической операции отражаются в таблице, которая называется таблицей истинности:
А – У меня есть знания для сдачи зачета.
В – У меня есть желание для сдачи зачета.
A&B – У меня есть знания и желание для сдачи зачета.
A | B | A&B |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Вывод: Логическая операция конъюнкция истинна только в том случае, если оба простых высказывания истинны, в противном случае она ложна.
Дизъюнкция (логическое сложение) – соединение двух логических высказываний с помощью союза ИЛИ. Эта операция обозначается значком Vили |.
Рассмотрим таблицу истинности для данной логической операции.
Обозначим через A - летом я поеду в лагерь, B – летом я поеду к бабушке.
AVB - Летом я поеду в лагерь или поеду к бабушке.
A | B | AVB |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Вывод: логическая операция дизъюнкция ложна, если оба простых высказывания ложны. В остальных случаях она истинна
Отрицание или инверсия – добавляется частица НЕ или слова НЕВЕРНО, ЧТО, обозначается символом ¬ , ¯.
Пусть A – Сейчас на дворе лето.
Вывод: если исходное выражение истинно, то результат его отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное выражение ложно, то оно будет истинным.
ОБЩИЙ ВЫВОД: в результате работы вы познакомились с тремя основными логическими операциями. Какими? И узнали в когда составные высказывания будут истинными, а когда ложными.
4. Решение задач.
-
Кто является основоположником формальной логики? (Аристотель)
-
Что такое логика? (Логика – это наука о формах и способах мышления)
-
Что такое понятие? (Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других)
-
Что такое высказывание? (Высказывание – это формулировка своего понимания окружающего мира)
-
Что такое умозаключение? (Умозаключение - это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод))
5. Закрепление знаний и способов действий
Составьте и запишите истинные сложные высказывания из простых с использованием логических операций.
1. "Ваш приезд не является ни необходимым, ни желательным"
А = " Ваш приезд необходим ";
В = " Ваш приезд желателен "
Ответ: А= ¬A & ¬B;
2. F = "Поиски врага длились уже три часа, но результатов не было, притаившийся враг ничем себя не выдавал"
Составляющие высказывания:
А = "Поиски врага длились три часа"
В = "Врага нашли (результат есть)"
С = "Враг себя выдал".
Ответ: F=¬ C → A & ¬B
Найдите значения логических выражений:
l) F = (0v0) v(l v1);(ответ: 1) . .
2) F = (lvl) v(l v0); (ответ: 1)
3) F = (0&0)&(1&1); (ответ:0)
4) F = (1&(1 v 1)v(-0&1);(ответ:1)
6. Домашнее задание
Теория, составить 5 логических высказываний по формуле.