СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Составление алгоритмов. "

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Учить видеть истинные и ложные высказывания в верных и неверных равенствах и неравенствах. Развивать умение анализировать текстовую информацию и выбирать из текста информацию, нужную для создания алгоритма. Учить разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Составление алгоритмов. "»

Конспект урока по «Информатике и ИКТ»

Класс: 6

Тема: Составление алгоритмов.

Цель:

  • Учить видеть истинные и ложные высказывания в верных и неверных равенствах и неравенствах.

  • Развивать умение анализировать текстовую информацию и выбирать из текста информацию, нужную для создания алгоритма.

  • Учить разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.


Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, мультимедиа презентация, ПК, раздаточный материал.


Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный


План урока

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Проверка домашнего задания (10 мин)

  3. Закрепление (10 мин)

  4. Самостоятельная работа (10 мин)

  5. Домашнее задание (3 мин)

  6. Практическая работа на пк (10мин)























Ход урока

1.Организационный момент


2. Проверка домашнего задания

  1. № 6. Ваня собирается выполнять домашнее задание по математике. Помоги ему подготовить рабочее место.

Предварительная беседа может быть примерно такой:

  • Ребята, что нужно положить на стол, чтобы сидя за ним, выполнить домашнее задание по математике?

  • Ручку, учебник по математике, тетрадь.

  • Давайте уточним, прежде чем Ваня начнет выполнение домашнего задания по математике, ему нужно положить на стол ручку, открытую тетрадь по математике, дневник (его следует открыть на той странице, где записано задание) и учебник (его тоже следует открыть на нужной странице). Разложить предметы в таком виде – цель алгоритма, который поможет Ване подготовить рабочее место.

  • Посмотрите на рисунке, где лежат ручка, тетрадь, дневник и учебник. Это их положение перед выполнением алгоритма – исходное положение.

  • Алгоритм подготовки к выполнению домашнего задания по математике записан в таблице. Но в нем есть пропуски. Как узнать, какая команда пропущена?

  • Рассмотреть, как выглядит стол, полка и верхний ящик стола до и после выполнения этого шага алгоритма.

  • Правильно, после такого сравнения можно догадаться, какая команда пропущена.

Исходное положение:

Дана таблица выполнения алгоритма «Подготовка к выполнению домашнего задания по математике». Восстанови алгоритм. Запиши пропущенные команды.

Примерный вид пропущенных команд:

2. Положить учебник на стол;

4. перенести дневник из ящика на стол;

5. Открыть дневник;

8. открыть тетрадь.

Проверяя выполнение задания, просим детей прочитать команды алгоритма, которыми они заполнили пропуски. Для одного и того же шага необходим ответ нескольких человек. Обсуждаем, чем отличаются прочитанные команды, могут ли разные команды для одного и того же шага алгоритма быть правильными. Например, один ученик записал «открыть тетрадь», а другой – «открыть тетрадь на первой числой (или не до конца заполненной) странице». Инструкция второго ученика объясняет подробнее, что нужно делать. Из первой команды не понятно, на какой странице нужно открыть тетрадь. Если бы составляли алгоритм для исполнителя алгоритмов, похожего на Энтика, Перемещайку, которые не умеют думать, а только в точности исполняют команду, первая команда считалась бы неправильной. Но ученик умеет думать и догадается, на какой странице открыть тетрадь.

Вывод: когда составляешь алгоритм, всегда надо помнить, кто будет выполнять его.

Просим кого-нибудь из учеников прочесть весь алгоритм. Предлагаем найти шакг, в результате которого ни на столе, ни в его ящике, ни на полке ничего не изменилось. (Шаг 6. Прочитать, что задано). Спрашиваем:

  • Зачем нужен шаг, в результате которого ничего не меняется? Или что-нибудь все-таки изменилось?

  • Изменилось! До выполнения этой команды Ваня не знал задания по математике, а теперь знает.

  • Предположим, мы исключим из алгоритма эту команду. Можно будет после этого выполнить следующую команду? (прочтите ее внимательно)

  • Нет, нельзя. На седьмом шаге требуется открыть учебник на нужном задании. Не выполнив команду шага 6, ученик не будет знать, какое задание – нужное.




  1. Закрепление

Равенства и неравенства – это тоже высказывания. Они записаны не на русском языке, а на языке математики.

№ 1. Какие высказывания истинны, а какие – ложны.

  1. Л

  2. И

  3. И

  4. И

  5. Л

  6. Л

Детям необходимо догадаться, что верные равенства и неравенства являются истинными высказываниями, а неверные – ложными.

№ 2. Прочти рассказ М.М. Пришвина «Под снегом».

«Удалось услышать, как мышь под снегом грызла корешок.»

  1. Какая информация о мыши сообщается в рассказе? Мышь под снегом грызла корешок. Где автор мог получить эту информацию? Автор мог получить такую информацию в лесу, в поле, в саду. Какой орган чувств автора принял информацию? Ухо.

  2. Какие действия выполняли:

    • Мышь? ─ грызла корешок

    • Автор? ─ слушал и наблюдал

№ 3.Составь алгоритмы обмена объектов местами.

  1. Цель: поменять местами морковь и картофель.






Два объекта на поле из трех клеток обмениваются следующим образом:

Начало

1. Переместить объект 1 на пустую клетку.

2. Переместить объект 2 на пустую клетку (ту, на которой вначале был объект 1).

3. Переместить объект 1 на пустую клетку (ту, на которой вначале был объект 2).

Конец

В зависимости от того, какой объект перемещать первым (морковь или картофелину), можно получить для Перемещайки два равноценных алгоритма:

Начало

  1. Переместить объект вправо через клетку.

  2. Переместить объект на соседнюю клетку слева.

  3. Переместить объект на соседнюю клетку слева.

Конец

Начало

  1. Переместить объект на соседнюю клетку справа.

  2. Переместить объект на соседнюю клетку справа.

  3. Переместить объект влево через клетку.

Конец



  1. Цель: поменять местами круг и треугольник

Выполни алгоритм, составленный ранее. Цель достигнута?

Как ты думаешь, алгоритмы Перемещайки зависят от перемещаемых предметов?

В результате выполнения задания учащиеся должны прийти к выводу, что алгоритм Перемещайки не зависит от того, какие объекты перемещаются. Набор и последовательность команд зависят только от начального и требуемого конечного расположения объектов.

Самостоятельная работа

  1. Цель: получить истинное высказывание.

Перед составлением алгоритма дети определяют, какие объекты необходимо поменять местами, чтобы получить истинное высказывание (числа 5 и 7). Можно получить два равноценных алгоритма:

Начало

  1. Переместить объект вправо через две клетки.

  2. Переместить объект влево через клетку.

  3. Переместить объект на соседнюю клетку слева.

Конец

Начало

  1. Переместить объект на соседнюю клетку справа.

  2. Переместить объект через клетку вправо.

  3. Переместить объект через две клетки влево.

Конец

  1. Цель: поменять местами петуха и ворону.

Если дети поняли вывод, сделанный ранее, они догадаются использовать свой алгоритм из задания с для обмена местами вороны и петуха.

  1. Домашнее задание

  1. Учить записи в тетради.

  2. № 4.Прочти текст о жилище оленеводов Севера России (источник информации – Энциклопедия для детей издательства «Аванта+».

«Оленеводы переезжают на оленях с места на место – кочуют. Селятся по три-четыре семьи. Переносное жилище оленеводов – чум.

Основу чума составляют от 16 до 20 длинных деревянных палок (шестов). Чум обтягивают покрывалами из оленьих шкур – нюками. Шесты и нюки перевозят на санях, запряженных оленями.

Посередине чума горит костер или стоит печка. Справа и слева на плетеных из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежанки.

Напротив входа стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами или иконы.»

  1. На каком рисунке показан чум до выполнения алгоритма? Отметь рисунок зеленым цветом.

Обвести зеленым второй рисунок.

  1. На каком рисунке показан чум после выполнения алгоритма? Отметь рисунок красным цветом.

Обвести красным первый рисунок.

  1. Пронумеруй команды так, чтобы получился алгоритм.

Алгоритм «Сборка чума»

Начало

  • Собрать из шестов деревянную основу чума.4

  • Покрыть чум нюками.5

  • Снять с саней шесты.2

  • Снять с саней нюки.1

  • Поставить посередине чума печку.6

  • Снять с саней печку.3

  • Накрыть подстилки из веток ивы шкурами.8

  • Положить в чуме подстилки из веток ивы.7

Конец

Это не единственный способ упорядочивания инструкций. Печку, например, можно поставить в чум после того, как положены и накрыты подстилки. Но нельзя ставить печку или класть подстилки до тго, как чум собран.

  1. Назови любые две команды, которые нельзы поменять местами:___________.

Назови любые две команды, которые можно поменять местами:___________.


  1. Практическая работа на ПК

Практическая работа в среде ЛогоМиры № 1.

Тема: Знакомство со средой ЛогоМиры.

Ход работы

  1. Запустите программу ЛогоМиры, дважды щелкнув мышью на значке с черепашкой.

  2. Сравните изображение на экране монитора с изображением на рисунке.

  3. Найдите на экране основные объекты интерфейса: рабочее поля, Поле команд, Инструментальное меню.

  4. Переместите окна на экране, используя строку заголовка.

  5. Закройте окна Поле команд и Инструментальное меню с помощью управляющей кнопки Закрыть в левом верхнем углу окна.

  6. Вновь откройте окно Поле команд, выбрав команду меню Мелочи → Поле команд.

  1. Для выбора команды из скрытого меню в ЛогоМирах:

    • Наведите указатель мыши на название пункта меню;

    • Нажмите левую кнопку мыши;

    • Не отпуская кнопку, перемещайте указатель мыши вниз до тех пор, пока не выделится нужная команда;

    • Отпустите кнопку мыши.

  1. Переместите черепашку по рабочему полю, захватив ее мышью за панцырь. Обратите внимание: указатель примет вид ладони.

  2. Поверните черепашку вокруг своей оси.

  1. Чтобы повернуть черепашку:

    • Наведите указатель мыши на ее голову;

    • Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, вращайте указатель мыши вокруг черепашки – черепашка будет крутиться.

  1. Щелкните на изображении кисточки в Инструментальном меню – на месте Поля команд появится встроенный графический редактор.

  2. Используя встроенный графический редактор, нарисуйте пейзаж.

  3. Сохраните рисунок в личной папке под именем ЛогоМиры1.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!