Абдураимова Р.Р..Математика.5 класс. Дата_____
Тема: Треугольники
Цель: научиться классифицировать треугольники по углам, по сторонам.
Задачи: исследовать свойства треугольников; научиться определять виды треугольников; научиться работать с чертёжными инструментами.
Развивающие: развивать креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
Воспитательные: воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
Предметные. Метапредметные:
Регулятивные: учатся составлять план и последовательность действий; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
Коммуникативные: научатся: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы, подтверждая их фактами; критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Познавательные: умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; анализируют условия и требования задания;
Личностные: развивать логическое и критическое мышление, культуру речи, способность к умственному эксперименту;
Тип урока: изучение материала.
Оборудование: мел, доска, учебник, презентация, чертежные принадлежности.
Ход урока
-
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
-
Актуализация.
Кто не слышал о загадочном Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты?! А ведь знакомый всем нам с детства треугольник также таит в себе немало интересного и загадочного. Как вы думаете о чем мы сегодня будем беседовать ?
-
Постановка целей и задач. На уроке мы
узнаем: что такое треугольник; виды треугольников;
научимся: распознавать треугольники на чертежах и рисунках;
сможем: определять периметр треугольника.
-
Изучение нового материала. Учитель использует презентацию с пояснением каждого слайда.
1. Среди всех многоугольников наименьшее число сторон и углов имеет треугольник. Он является простейшей фигурой, и, казалось бы, его изучение не может быть интересным. Однако существует множество видов треугольников. О них мы и поговорим.
2.Отметим какие-нибудь три точки, не лежащие на одной прямой – например, А, В, С. Соединим их с помощью линейки. Получим геометрическую фигуру, которая называется треугольником. Отмеченные три точки А, В, С называются вершинами, отрезки АВ, ВС, АС – сторонами треугольника, а углы А, В, С – углами треугольника.
3.Учитель изображает треугольники на доске(используя чертежные принадлежности) Все треугольники можно разделить на группы по сторонам:
- если равных сторон нет – это разносторонний треугольник;
- если две стороны равны – это равнобедренный треугольник;
- если все стороны равны – это равносторонний треугольник.
Треугольники можно разделить на группы в зависимости от углов:
- если есть тупой угол – это тупоугольный треугольник;
- если все углы острые – это остроугольный треугольник;
- если есть прямой угол – это прямоугольный треугольник.(Учащиеся проверяют углы с помощью транспортира)
3.Рассмотрим свойства треугольников.
Одно из них – жёсткость. Это свойство заключается в том, что, если взять три рейки и соединить их попарно, то получится треугольник, изменить форму которого можно лишь сломав рейку.
Рассмотрим ещё одно свойство треугольников. Оно заключается в том, что длина каждой стороны треугольника всегда меньше суммы двух других сторон.
Сумма углов треугольника равна 180.
Учитель на доске записывает свойство.
4.Зная стороны треугольника, то можем найти его периметр.
Р = АВ + ВС + АС.
Задача. Измерим с помощью линейки стороны треугольника и рассчитаем его периметр.(Учитель у доски рисует произвольный треугольник ,а затем находит его величины, дано и решение записываем на доске и в тетради )
Решение.
По результатам измерения стороны, соответственно, равны 5, 6 и 7 сантиметрам.
Значит, периметр равен 18 см, то есть сумме всех сторон.
Р = АВ + ВС + АС= 5 + 6 + 7 = 18 (см)
5.Если треугольник полностью накладывается на другой треугольник, такие треугольники равны. В противном случае треугольники не будут равными.
-
Закрепление.
-
Тренировочные задания.
№ 1. В треугольнике все стороны равны 15 см. Чему равен периметр треугольника?
Решение: Р = АВ + АС + ВС. Так как у этого треугольника стороны равны, то
Р = 15 см + 15 см + 15 см = 45 см.
№ 2. Можно ли начертить треугольник со сторонами 2 см, 3 см и 5 см?
№ 3. Сопоставьте треугольники с их видами (1 ряд - по углам, 2 ряд – по сторонам).
№4.Нарисовать произвольный треугольник и найти его периметр.
№5.Тест.
.
-
Подведение итогов. Выставление оценок (учитель комментирует оценку ).
Что такое треугольник? Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой и соединённых между собой.
Что такое периметр треугольника? Периметр треугольника – сумма длин всех сторон треугольника.
Можно ли начертить треугольник со сторонами 2 см, 3 см и 5 см?
7. Домашнее задание.
1. Знать определение треугольника, определение равностороннего, равнобедренного разностороннего, прямоугольного, тупоугольного, остроугольного.
2.Выполнить творческое задание. Нарисовать любое животное с помощью треугольников (подписать каждый треугольник).