СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Задачи на проценты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: "Задачи на проценты"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Задачи на проценты"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Место работы

Должность

Предмет

Класс

Тема и номер урока в теме

Базовый учебник

Казакова Наталья Андреевна

МБОУ «Лицей» г.Абакана

учитель математики

математика

5

Задачи на проценты (урок обобщения)

И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович, Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.

Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

Планируемые результаты:

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, воспитание у обучающихся любви к родному городу как к своей малой Родине.

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.



Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки самооценивания.

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Включаются в деловой ритм урока.


1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни на примере родного города.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

23

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

2

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

1




Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя

Один из учеников читает стихотворение

Мы любим свой маленький город — столицу хакасской земли,
Летом на ней снова будут ромашки цвести.
В июне лужайки зеленые покроются легким пухом-
Январских снежинок мимолетным духом.
Ты в сердце моё навсегда попал как в капкан.
Ты самый любимый город родной Абакан.
Куда бы жизнь ни забросила, всегда возвращаюсь к тебе.
Спасибо за это счастье я говорю судьбе.


2. Актуализация знаний

Устный счет:

30 апреля 2016 года Абакану исполняется 85 лет. Первые поселения на месте, где расположен  город, появились в давние времена. Упоминания о них присутствуют на чертежах местности, которые выполнили красноярские казаки в 1665 году, а также в известной "Чертежной книге Сибири", составленной в 1701 году. В 1675 году был образован острог Абаканский. Это первое государственное сооружение на территории города, зафиксированное в исторических документах. Русские первопроходцы, построившие и заселившие этот острог, стали первыми абаканцами. Поэтому 1675 год входит в историю как дата основания первого поселения на месте города.

Сколько лет прошло с тех пор?

2016-1675=341 лет.

В каком году будет следующий юбилей? (через 5 лет, в 2020 году)

В каком году Абаканский острог будет праздновать свое 400-летие? (2075 году, через 59 лет).

Впрочем, автор известной книги "Абакан" Владислав Торосов, рассуждает так: если взять за основу поселок Нижняя Согра в городской черте, где археологи нашли средневековую крепость, построенную для защиты от врагов, то возраст города может насчитывать 1200 лет; если взять западный район, то есть пересечение улиц Аскизской и Канской, где недавно найдены остатки строений V века нашей эры, то Абакану может быть и 1500 лет.

А сейчас мы с вами должны назвать одну из самых важных дат для нашего города.

1

9

3

1


Первая цифра нашего числа равна последней и их сумма равна наименьшему четному натуральному числу.

Вторая цифра является самой большой.

Третья цифра: «божье» число?




Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Именно в этом году город получил свое имя. Абакан получил свое имя по названию реки, на берегах которой он раскинулся. А что касается происхождения названия реки, то историки не раз уже спорили по этому поводу. Некоторые из них считают, что река получила свое имя от хакасского выражения, вам нужно отгадать его, а для этого выполнить задание.

Задание:

96

14

2400

96

6

А

Х

Б

А

Н


500

25

14

С

У

Х





А: 40% от 240; Б: 75 % от 3200; Н: 1,5% от400;

С: число, 5% которого равны 25;

У: число, 50% которого равны 12,5;

Х: число, 25% которого равны 3,5

Что в переводе означает - светлая, чистая вода.

Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.

Тема нашего урока: Задачи на проценты.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач и еще ближе познакомиться с нашим городом.



Учащиеся предлагают свои решения.








Отвечают на поставленный вопрос










Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.



4. Применение знаний и умений в новой ситуации

В 1920-е годы началось строительство железной дороги Ачинск-Минусинск. 23 ноября 1925 года состоялось торжественное открытие станции Абакан. Железнодорожная линия Ачинск-Абакан протяженностью в 459 километров была сдана в постоянную эксплуатации.

Сегодня из Абакана можно уехать почти в любую точку нашей страны, с наименьшим числом пересадок, давайте найдем расстояние до городов России.

1. Между Абаканом и Москвой х км.

(х-218):20=200

2. Между Абаканом и Красноярском у км.

у:4-50,2=51,3

3.Между Абаканом и Новокузнецком т км.

15,58+2т=787,58

4. Между Абаканом и Новосибирском р км.

1058,4+1,54=1,74

5. Между Абаканом и Томском z км.

5,2z-3749,2=0

6. Между Абаканом и Крымом а км.

а:4-25,1=1012,4


В 1926 году в новой части города около вокзала было две улицы: Вокзальная и Первая улица (Пушкина). Отгадайте какое название она носит сейчас.

Название состоит из 7 букв, последняя буква в названии - первая по алфавиту, пятая в названии- десятая по алфавиту, первая буква совпадает с первой буквой названия сотой части числа.

Правильно, эта улица носит имя знаменитого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Теперь же в Абакане более 170 улиц, и проживает более 176 тысяч человек.

Задача:

Численность города Абакана в 2015 году составила 176 тысяч человек, а в 1979 году 128 тысяч человек. На сколько процентов увеличилась численность населения за период 1979 года по 2015 год.

(ответ округлите до десятых)

Население Абакана многонационально.

Давайте посчитаем, сколько в Абакане русских, если известно, что их 83 %., хакасов 9%, украинцев 2%, немцев 1,2 % другие – 4,8 %.


Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач.. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответ к задаче:

х=4218;

у=406;

т =386;

р =882;

z=721;









Ответ к задаче

1

2

3

4

5

6

7

П

у

ш

к

и

н

а

Ответ к задаче:

72,7(%)- численность в 1797 году

100-72,7=27,3(%)- разница населения в 2015 и 1979 году

Ответ: На 27,3(%) в 2015 году больше населения в Абакане, чем в 1979 году.


Ответ к задаче:

Русских-136,12тыс. человек, хакасов -14,76 тыс.человек, украинцев - 3,3 тыс.человек, немцев - 2 тыс. человек, другие – 7,9 тыс. человек.


.

5. Физкультминутка

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. И меняется наш город Абакан очень изменился со времени своего происхождения, сегодня в городе - 24 школы, 39 детских садов, несколько библиотек, две музыкальные, одна художественная школы, две школы искусств и другие учреждения культуры и здравоохранения, три стадиона, Дворец спорта. В Абакане несколько уютных парков, красивых площадей и уже более 170 улиц (помните, все начиналось с двух?). Большинство из них - это его современная история. Они появились в эпоху крупных исторических переломов, что нашло отражение в их названиях (проспект Ленина, улицы Маркса, Энгельса, Октябрьская, Димитрова, Тельмана, Чапаева, Бограда, Павших Коммунаров, Ярыгина, Вяткина, Кати Перекрещенко, Маршала Жукова). Сады, скверы и бульвары занимают до 30% площади Абакана. В центре города - старая часть бывшего села Усть-Абаканское, с которым впоследствии слилась станция Абакан (в 1925 году) и пристанционный поселок. Застроен небольшими деревянными домами и многоэтажными каменными зданиями. С 1950-х годов строились типовые 4- и 5-этажные кирпичные, а также крупнопанельные дома, с 1970-х гг. возводились 7- и 9-этажные дома, отделанные местным мрамором, гранитом и другими видами камня. 


Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

8. Информация о домашнем задании

1. Уровень

  1. В 1933 году по инициативе комсомольцев города Абакана было осушено озеро и на его месте заложен парк (ныне детский парк "Орленок"). расшифруйте называние этого озера.

1

2

3

4

5

6

к

р

и

в

о

е

  1. 17% от 250

М. 42,04; К. 42,5; О. 340

2. 65 % от 340

Р.221; Ш. 23; У. 296,55

3. 72,5 % от 18

Р. 22,9; И. 13.05; С. 37,688

4. Число, 45 % которого равны 90

В. 200; Т. 0,629; И. 0,0644

5. Число, 66 % которого равны 13,2

З. 51; Н. 30; О. 20

6. Число, 0,13 % которого равны 1,69

Е. 1300; Н.7700; Г. 4,56

2. В 2015-2016 учебном году в школы г. Абакана пришло учиться 19  039 детей. Это больше, чем в 2014-2015 учебном году. По состоянию на 1 сентября 2014 года за парты сели 18  126 школьников. На сколько процентов увеличилось количество первоклассников. (результат округлить до десятых)

2 уровень

Составить и решить задачу на проценты используя информацию о городе Абакан


Учащиеся получают карточки с домашним заданием.