Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни на примере родного города. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами. | 23 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 2 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 1 | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя Один из учеников читает стихотворение Мы любим свой маленький город — столицу хакасской земли, Летом на ней снова будут ромашки цвести. В июне лужайки зеленые покроются легким пухом- Январских снежинок мимолетным духом. Ты в сердце моё навсегда попал как в капкан. Ты самый любимый город родной Абакан. Куда бы жизнь ни забросила, всегда возвращаюсь к тебе. Спасибо за это счастье я говорю судьбе. |
2. Актуализация знаний Устный счет: 30 апреля 2016 года Абакану исполняется 85 лет. Первые поселения на месте, где расположен город, появились в давние времена. Упоминания о них присутствуют на чертежах местности, которые выполнили красноярские казаки в 1665 году, а также в известной "Чертежной книге Сибири", составленной в 1701 году. В 1675 году был образован острог Абаканский. Это первое государственное сооружение на территории города, зафиксированное в исторических документах. Русские первопроходцы, построившие и заселившие этот острог, стали первыми абаканцами. Поэтому 1675 год входит в историю как дата основания первого поселения на месте города. Сколько лет прошло с тех пор? 2016-1675=341 лет. В каком году будет следующий юбилей? (через 5 лет, в 2020 году) В каком году Абаканский острог будет праздновать свое 400-летие? (2075 году, через 59 лет). Впрочем, автор известной книги "Абакан" Владислав Торосов, рассуждает так: если взять за основу поселок Нижняя Согра в городской черте, где археологи нашли средневековую крепость, построенную для защиты от врагов, то возраст города может насчитывать 1200 лет; если взять западный район, то есть пересечение улиц Аскизской и Канской, где недавно найдены остатки строений V века нашей эры, то Абакану может быть и 1500 лет.
А сейчас мы с вами должны назвать одну из самых важных дат для нашего города. Первая цифра нашего числа равна последней и их сумма равна наименьшему четному натуральному числу. Вторая цифра является самой большой. Третья цифра: «божье» число? | Учащиеся устно выполняют предложенные задания. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Именно в этом году город получил свое имя. Абакан получил свое имя по названию реки, на берегах которой он раскинулся. А что касается происхождения названия реки, то историки не раз уже спорили по этому поводу. Некоторые из них считают, что река получила свое имя от хакасского выражения, вам нужно отгадать его, а для этого выполнить задание. Задание: 96 | 14 | 2400 | 96 | 6 | А | Х | Б | А | Н | А: 40% от 240; Б: 75 % от 3200; Н: 1,5% от400; С: число, 5% которого равны 25; У: число, 50% которого равны 12,5; Х: число, 25% которого равны 3,5 Что в переводе означает - светлая, чистая вода. Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. Тема нашего урока: Задачи на проценты. Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач и еще ближе познакомиться с нашим городом. | Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленный вопрос Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации В 1920-е годы началось строительство железной дороги Ачинск-Минусинск. 23 ноября 1925 года состоялось торжественное открытие станции Абакан. Железнодорожная линия Ачинск-Абакан протяженностью в 459 километров была сдана в постоянную эксплуатации. Сегодня из Абакана можно уехать почти в любую точку нашей страны, с наименьшим числом пересадок, давайте найдем расстояние до городов России. 1. Между Абаканом и Москвой х км. (х-218):20=200 2. Между Абаканом и Красноярском у км. у:4-50,2=51,3 3.Между Абаканом и Новокузнецком т км. 15,58+2т=787,58 4. Между Абаканом и Новосибирском р км. 1058,4:р+1,54=1,74 5. Между Абаканом и Томском z км. 5,2z-3749,2=0 6. Между Абаканом и Крымом а км. а:4-25,1=1012,4 В 1926 году в новой части города около вокзала было две улицы: Вокзальная и Первая улица (Пушкина). Отгадайте какое название она носит сейчас. Название состоит из 7 букв, последняя буква в названии - первая по алфавиту, пятая в названии- десятая по алфавиту, первая буква совпадает с первой буквой названия сотой части числа. Правильно, эта улица носит имя знаменитого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Теперь же в Абакане более 170 улиц, и проживает более 176 тысяч человек. Задача: Численность города Абакана в 2015 году составила 176 тысяч человек, а в 1979 году 128 тысяч человек. На сколько процентов увеличилась численность населения за период 1979 года по 2015 год. (ответ округлите до десятых) Население Абакана многонационально. Давайте посчитаем, сколько в Абакане русских, если известно, что их 83 %., хакасов 9%, украинцев 2%, немцев 1,2 % другие – 4,8 %. | Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач.. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче: х=4218; у=406; т =386; р =882; z=721;
Ответ к задаче 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | П | у | ш | к | и | н | а | Ответ к задаче: 72,7(%)- численность в 1797 году 100-72,7=27,3(%)- разница населения в 2015 и 1979 году Ответ: На 27,3(%) в 2015 году больше населения в Абакане, чем в 1979 году. Ответ к задаче: Русских-136,12тыс. человек, хакасов -14,76 тыс.человек, украинцев - 3,3 тыс.человек, немцев - 2 тыс. человек, другие – 7,9 тыс. человек. . |
5. Физкультминутка Давайте немного передохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. И меняется наш город Абакан очень изменился со времени своего происхождения, сегодня в городе - 24 школы, 39 детских садов, несколько библиотек, две музыкальные, одна художественная школы, две школы искусств и другие учреждения культуры и здравоохранения, три стадиона, Дворец спорта. В Абакане несколько уютных парков, красивых площадей и уже более 170 улиц (помните, все начиналось с двух?). Большинство из них - это его современная история. Они появились в эпоху крупных исторических переломов, что нашло отражение в их названиях (проспект Ленина, улицы Маркса, Энгельса, Октябрьская, Димитрова, Тельмана, Чапаева, Бограда, Павших Коммунаров, Ярыгина, Вяткина, Кати Перекрещенко, Маршала Жукова). Сады, скверы и бульвары занимают до 30% площади Абакана. В центре города - старая часть бывшего села Усть-Абаканское, с которым впоследствии слилась станция Абакан (в 1925 году) и пристанционный поселок. Застроен небольшими деревянными домами и многоэтажными каменными зданиями. С 1950-х годов строились типовые 4- и 5-этажные кирпичные, а также крупнопанельные дома, с 1970-х гг. возводились 7- и 9-этажные дома, отделанные местным мрамором, гранитом и другими видами камня. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
8. Информация о домашнем задании 1. Уровень В 1933 году по инициативе комсомольцев города Абакана было осушено озеро и на его месте заложен парк (ныне детский парк "Орленок"). расшифруйте называние этого озера. 17% от 250 М. 42,04; К. 42,5; О. 340 2. 65 % от 340 Р.221; Ш. 23; У. 296,55 3. 72,5 % от 18 Р. 22,9; И. 13.05; С. 37,688 4. Число, 45 % которого равны 90 В. 200; Т. 0,629; И. 0,0644 5. Число, 66 % которого равны 13,2 З. 51; Н. 30; О. 20 6. Число, 0,13 % которого равны 1,69 Е. 1300; Н.7700; Г. 4,56 2. В 2015-2016 учебном году в школы г. Абакана пришло учиться 19 039 детей. Это больше, чем в 2014-2015 учебном году. По состоянию на 1 сентября 2014 года за парты сели 18 126 школьников. На сколько процентов увеличилось количество первоклассников. (результат округлить до десятых) 2 уровень Составить и решить задачу на проценты используя информацию о городе Абакан | Учащиеся получают карточки с домашним заданием. |