СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Народный праздничный костюм"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Народный праздничный костюм"»

10


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тонкинская средняя общеобразовательная школа.












Конспект

урока изобразительного искусства






Т е м а:

«Народная праздничная одежда»









Подготовила и провела:

учитель изобразительного искусства

МБОУ ТСОШ

Н.В. Игнатьева








р.п. Тонкино - 2014

ТЕМА: Народная праздничная одежда.


Цель: познакомить учащихся с особенностями русского

праздничного костюма, сформировать понимание связи представлений

людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки

создания художественного образа в декоративной композиции.

Задачи:


Учебные:

  • Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.

  • Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

  • Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

  • Развивать эстетическое мировосприятие.

  • Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).


Методы: словесные – рассказ, беседа

наглядные – демонстрация презентации, плакатов с

пейзажами, орнаментами, костюмов

практические – создание праздничного русского костюма

по трафарету


Методические приёмы: репродуктивные – фронтальная беседа

творческие – создание русского праздничного костюма

исследовательские – справки об истории русского народного костюма


Формы организации учебного процесса: фронтальная и индивидуальная


Межпредметные связи: история, литература


Развиваемые понятия: русский народный костюм, орнамент


Тип: углубление ЗУН


Техника: смешанная (краски, гуашь, аппликация).


Материалы и инструменты: кисти, краски, гуашь, трафареты людей, баночки

для воды.


Оборудование: компьютер, флешка, проектер, экран.


Зрительный ряд: женский сарафан, русские платки, кокошник, мужская

рубаха, плакат с полосами орнаментов; плакат с

пейзажам русских деревень, праздничными гуляньями

и наряженными людьми; плакат с изображением

деревни.

План урока
    1. Орг. момент. – 0,5мин.
    2. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос) - 4 мин.
    3. Тема и цель урока - 0.5 мин.
    4. Мотивация - 2 мин.
    5. Изучение нового материала (презентация костюмов) - 8 мин.
    6. Обобщение (фронтальная беседа) - 3 мин.
    7. Физкультминутка - 1 мин.
    8. Закрепление (практическая работа) - 17 мин.
    9. Итог - 3 мин.
    10. Рефлексия - 2 мин.
ХОД УРОКА:
  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Мы зашли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы урок начнем тогда.


II. Актуализация опорных знаний

- Сегодня я вас приглашаю мысленно попутешествовать по улицам деревни.


- Поют птицы, журчит речка. Идем от одного дома к другому. Осеннее

солнышко светит ярко.


(Звучит музыка леса, то затихая, то громче).


- Да, ребята. На Руси есть много обрядовых праздников, которые посвящались

сбору урожая. Хороший урожай - добротная жизнь людей будет.


- Давайте устроим праздник в нашей деревне?


- А праздники для того устраивали, чтобы природа была милостива к людям.


- А теперь ребята заглянем в нашу деревню.


- Кого не хватает в нашей деревне?


/людей/

- Действительно, без людей не может быть праздника.


- А какими бы вы хотели видеть жителей этой деревни?


/красивыми, радостными, нарядными, чтобы они пели,

плясали, водили хороводы.../


- А вы хотели бы одеть в праздничную одежду?


/да/


- Теперь вы наверное догадались какая тема нашего урока?

/да/


      1. Тема и цель урока.


Тема нашего урока: “Праздничная народная одежда”.


- Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями русского

праздничного костюма.


      1. Мотивация:


- Как вы думаете, зачем нам изучать праздничный русский костюм?

(…)

- Современные дизайнеры костюмов находят новые идеи в народных

традициях. Известные модельеры: В. Зайцев, В. Юдашкин, использовали в

своих коллекциях элементы народного костюма, даже в вашей одежде мы

можем найти отголосок прошлого русского костюма.


V. Изучение нового материала


- Послушайте несколько строчек о русском костюме:

(читает ученик)

Встала красная девица рано
Встала бела да румяна
Умывалась чистою росой
Увивалась русою косой
Надевала яркий сарафан
Золотом расписной, бисером вышитый
На голове кокошник, а на ногах сапожки
С нею рядом молодец в расписной рубахе...”


- А сейчас вашему вниманию мы представляем презентацию праздничных костюмов.


Презентация костюмов


Сообщение ученицы:

- Женская одежда средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки или коротены, а в холодную пору и душегреи. Рубаха – основа женского народного костюма. Шилась она из белого льняного или конопляного полотна. Ее праздничный вариант украшался вышивкой, оберегавшей от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица. Поверх рубахи надевался сарафан, он украшался спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом, узорными пуговицами. На сарафан надевалась епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, которая шилась из парчевой ткани. Головным уборам уделялось особое внимание – их было большое разнообразие, но при этом и четкое разделение на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Молодым девушкам разрешалось показывать свои волосы «Девичья коса – всему миру краса» - они носили легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи. Женщины должны были тщательно закрывать волосы от постороннего глаза. Отсюда – глухие сороки, кики, повойники, платки. На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую, клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. Далее, одевался передник, затем «навершник» для оберегания живота женщины, как символа продолжения рода и украшался вышивкой и узорами. И конечно, к праздничной одежде полагалось много украшений – ушные, шейные и нагрудные. Они очень разнообразные по форме, составу, размерам (были из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц).


После сообщения девочка поворачивается (как бы кружится перед классом, демонстрируя свой наряд), затем проходит по классу и садится на место.

Выходит мальчик так же одетый в русский народный костюм.


Сообщение ученика:

Костюм мужчины был менее затейлив. Его основой была рубаха – косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани и украшали вышивкой. Могла быть рубаха и из клетчатой ткани. Рисунок на рубахе располагался особым образом: нагрудные узоры – «передцы» - защищали сердце и легкие, наплечные – «вошвы» - охраняли руки, а наподольные не пускали злые силы снизу. Порты (штаны) были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока.


После окончания сообщения мальчик также поворачивается, проходит по классу, демонстрируя свою одежду, затем садится на место.


Ну а сейчас мы посмотрим на работы великих художников, которые изображали девушек и женщин в русских праздничных нарядах.


VI. Обобщение

- Значит, что надевали люди на праздник?

/девицы, женщины - рубаху с вышитыми узорами; сарафан расписной; кокошник , украшенный бисером, платок или обвязку/


- Юноши, мужчины

/рубаху вышитую узорами, пояс, фуражка с цветком, на ногах сапоги/


“Наряжался, стар и млад
В ярко вышитый наряд...”


- Эти праздничные наряды долгими вечерами готовили женщины и девицы.

Они шили, вышивали, накладывали аппликацию. Вкладывали все свое тепло в

работу. Поэтому так дорога была эта одежда. А хранили эту одежду в

сундуках и надевали только по праздникам.


- А какими узорами вышивали одежду?


/цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками/


- А откуда люди брали эти узоры?


/из природы/


- Да, ребята. Природа многое дает человеку.


- А как называется многоповторяющийся один и тот же узор?


/орнамент/


- Если узоры похожи на растения, то это …


/растительный орнамент/


- Если узоры похожи на геометрические фигурки, то это…


/геометрический орнамент/


- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке?


/по подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин/


- А какие цвета используют при вышивке?


/Яркие, теплые – красные/


- А орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи?


/Да/


- Орнамент наносился не только ради украшения одежды, но и служил, как

оберег от разных напастей (болезней, невзгод). Новорожденную девочку

заворачивали в рубаху матери, а мальчика в отцовскую рубаху. Считалось, что

положительная энергия рубахи оберегает ребёнка от болезней, от сглаза и т.д.

Пояс закрывал человека от разного недоброго...




- Вы хотели бы одеть своих героев в праздничную одежду и поместить их на

наш праздник в деревне?


/Да/


- А что нам в этом поможет? Отгадайте загадку:


“Умная Аришка в серой манишке
В радужное море окунется
Где пройдет коснется, там след остается”.
/краски и кисти/.


Физкультминутка:



VII. Закрепление (практическая работа)


- На доске трафареты героев нашего праздника. Выберите себе героя в костюме, который вы хотели бы украсить красками и орнаментом. Можете использовать для орнамента те символы которыми мы украшали предыдущие работы. Это какие символы:


- С чего мы начнем работу?


1 .Карандашный рисунок

2. Разведем водой краски.


3.Нанесем орнамент в полосе сарафана, рубахи, на кокошнике, на

платке, на поясе. Кисть для этой работы выбирается тонкая.


3.Выберем фон полосы, где узор.


4.Выберем фон сарафана, рубахи так, чтобы он отличался от

орнамента в полосе.


ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ.


(Звучит музыка с народными напевами).

VIII. Итог

- Готовые работы поместим в нашу деревню. Пускай они водят хороводы, поют

песни.


- Получился праздник на картине?


/Да/


- Давайте полюбуемся. Ребята, вы хорошо потрудились.


- Все получают оценку “5”.


IX. Рефлексия

Мне с вами было очень интересно.


-Понравился вам праздник?

/Да/

От того, как отно­симся мы к родной старине, зависит быть или не быть русской куль­туре. Многое забыто, утеряно. Давай­те же собирать по крохам то, что уце­лело. Копите добро  в  вашей  душе, копите любовь  к земле, на которой живете; пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату; сестре. Если

будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, зем­ля наша богаты трудом да любовью!


На перемене можете поближе рассмотреть все свои творения на доске.

(Звучит музыка).










10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!