Тема урока: «Народный праздничный костюм»
Ушакова Г.П.,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Лицей села Хлевное»
Цель и задачи:
- развитие мышления, воображения, творческих способностей, чувства стиля, художественного вкуса;
-знакомство с разновидностями народного праздничного костюма;
-воспитание любви к народному искусству и его традициям, аккуратности в работе, эмоциональной отзывчивости, чувства коллективизма.
Зрительный ряд: презентация, пособие с изображением древних символов, памятка с правилами работы с ножницами.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, документ – камера.
Материалы и приспособления для групп (их четыре): цветная бумага, ткань, ножницы, тесьма, мех и т.п., клей, клеёнки ( на парты), баночки, тряпочки (для рук), гуашь, кисти, листы бумаги А3.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Литературный ряд: эпиграф, загадки, отрывок из русской народной песни.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
2.Повторение пройденного.
Древние символы.
Загадки:
Один костер
Весь мир согреет.
(Солнце)
Матушкину коробку
С полу не подымешь.
(Земля)
В небе родилась
В земле увязла.
(Вода)
Показ символов на таблице.
- Древними символами украшал наш народ и свою одежду.
3.Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: «Народный праздничный костюм». (Презентация.
Слайд№1)
-Сегодня мы познакомимся с разновидностями русского народного костюма, выполним практическую работу в группах.
4.Работа по теме урока.
1) изучение нового материала с демонстрацией слайдов презентации;
2) беседа с показом книжных иллюстраций при помощи документ- камеры;
3) просмотр отрывка из модуля (oms) – в презентации;
4) физкультминутка;
- Глядя на все эти костюмы, кажется, будто кто-то собрал все краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в этих костюмах напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе.
- Ребята, а чем отличается наша, будь – то повседневная или праздничная одежда от сшитой в старину? (в ручную работу вкладывали душу)
- Да, в старину женщина – мастерица творила истинное произведение искусства.
Она шила, красна девица,
Все по плису, да по бархату,
По узорной красной ленточке,
Она шила, красна девица,
Всё приданное немалое.
- А в изготовлении некоторых элементов костюма женщинам помогали мужчины. Вот и мы сейчас попробуем работать все вместе: и девочки, и мальчики. Выполним практическую работу. А эпиграфом к нашей работе я взяла вот эти строки: «У подлинного счастья есть две стороны: счастье человеческого общения и радость творческого труда».
- Вы сегодня будете работать не индивидуально, а сообща. Именно для этого вы разбились на группы (войдя в класс, дети сели за тот рабочий стол, где была табличка с его именем).
- Но прежде чем начать, давайте на минутку закроем глаза и перенесемся в 19 век. Представим себя крестьянами, которые готовят себе праздничный костюм. И сами попытаемся создать подобный.
5) Практическая работа.
Задание: создать проект народного праздничного костюма (работа в группах).
Этапы выполнения (на слайде презентации)
- Но прежде чем приступить к работе, послушайте стихотворение и скажите, зачем я вам его прочитала?
Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
А рассеян будешь ты,
Не минуешь ты беды!
Вот послушай мой рассказ,
Кстати будет он сейчас.
Я небрежный очень был,
В глаз случайно клей полил,
На иголку наступил,
Ножницы я уронил,
А когда их поднимал,
Тоже очень пострадал.
-Вот здесь, ребята, правила работы с ножницами и клеем. Если забыли, прочитайте.
- Скажите, а какая музыка подойдет к теме нашего урока? (народная) Если вы позволите, то я такую музыку включу. Она добавит нам праздничного настроения.
Выполнение практической работы под музыку.
В ходе работы учитель может оказывать помощь.
5.Итог урока.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Защита проектов группами.
Оценки.
«Человек, умеющий видеть, чувствовать красоту, человек искусства не разрушит построенного. Он созидатель, а не разрушитель».
- Доказательство сказанного - ваши работы.
Всем спасибо!