Педагогика театра как средства воспитания заключается в собственно театральном процессе создания и показа спектаклей зрителям. Каждый детский сад в этом смысле — маленький педагогический театр. Театрально праздничная атмосфера детских представлений в дошкольных образовательных учреждениях тому доказательство и показатель воспитательной подсистемы педагогического театра в конкретном образовательном учреждении. Известное утверждение Н. В. Гоголя о том, что «театр — это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра», подчеркивает воспитательную функцию театра. Такие родовые особенности театра, как коллективность, синтетичность, литературно-драматургическая текстовая основа спектакля, зрелищность и коммуникативность сценического действия, позволяют выстроить «театральную кафедру» как воспитательную систему педагогического театра детского сада.
Согласно известному профессиональному театральному словарю П. Пави понятие «педагогический театр» в теории и истории театра рассматривается как «дидактический театр». Дидактическая пьеса призвана наставлять зрителя, пропагандировать «философскую или политическую идею». Дидактический театр нацелен на воспитание Зрительской аудитории, поучение, извлечение «урока для своей частной или общественной жизни». Любая постановка Спектакля с детьми в ДОУ отвечает задачам воспитания и (развития театрализованной деятельности дошкольников. Но только профессионально осуществленный режиссерский процесс постановки спектакля может создать феномен педагогического театра.
В театральном наследии К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко имеются размышления о функциях режиссера, которые в профессио-нальном театре ранжируются от художественно-постановочной к организационной и педагогической. Выдающиеся реформаторы акцентировали важность воспитательного воздействия процесса постановки спектакля па всех его участников. В условиях постановки в детском саду приоритетными служат педагогическая и воспитывающая функции.
Как правило, постановку детских спектаклей в ДОУ осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, занимающиеся организацией театрализованной деятельности детей. В связи с этим им необходимо овладевать технологиями режиссерской постановочной работы. Проектирование всех ее этапов осуществляется на основе разработки режиссерского постановочного плана будущего спектакля, который служит развернутым планом постановочного замысла детского спектакля. Это необходимая часть организационной, постановочной работы, отражающая этапы, ход и проектирование результатов. Данный план представляет собой алгоритм пошаговых действии постановщика, отвечающего на ключевые вопросы режиссерского замысла.
Алгоритм режиссерского постановочного плана
Задача/постановка проблемы Этап
Какое произведение взять к постановке? Какова сложность развития действия в выбранном произведении'? Анализ драматургического произведения для детей или разработка инсценировки, сценария сказки или произведения детской литературы
В чем конфликт?
В чем экспозиция действия?
Где завязка конфликта и действия?
Как развивается действие по фактам: что происходит, какие персонажи вовлечены в развитие действия?
Где кульминация?
В чем смысл развязки? Анализ драматургии текста. Выявление конфликта, драматургической структуры: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки
Сколько действующих лиц в исходном варианте пьесы? Как распределить роли? Сколько действующих лиц нужно включить (добавить или сократить, чтобы у каждого ребенка была роль? Определение количества действующих лиц в соответствии с количеством детей в группе, планирование исполнителей на роли из числа имеющихся в группе детей, взрослых — педагогов или родителей на возрастные роли. Деление на главные и второстепенные роли в детском спектакле не допускается, у каждого ребенка должна быть роль
Сколько времени необходимо и до-статочно для работы над этим спектаклем с этой группой детей? Определение сроков постановочной работы, планирование даты премьеры спектакля. Размещение анонса спектакля на сайте ДОУ
Кого из педагогических работников, родителей привлечь в качестве по-мощников? Планирование взаимодействия с педа-гогическими работниками, родителями, ведение переговоров, достижение согласия и условий сотрудничества
В чем замысел спектакля?
Какова актуальность постановки конкретного спектакля в конкретном детском саду, группе? Определение и формулирование акту-альности выбора произведения для постановки
О чем произведение, принятое к по-становке?
Какова тема и идея автора пьесы? Определение и формулирование темы и идеи
Каково художественное стремление режиссера в этой постановке?
Какая мысль должна объединить все ком-поненты спектакля? Какую мысль, идею хотел бы донести режиссер до зрителя? Определение и формулирование сверх-задачи спектакля
Каков событийный ряд? В чем исходное, основное, центральное и главное события событийного ряда? Как вовлечены и связаны герои пьесы? Построение событийного ряда постановки (исходное, основное, центральное, главное события)
Как будет организовано театральное пространство? Где будет играться спектакль? Как в соответствии с замыслом распределить сценическую и зрительскую зоны'' Определение места и условий подготовки и показа спектакля
Какими будут декорации постановки'? Что для этого можно использовать из имеющихся ресурсов, а что надо сделать? Разработка эскизов декораций. Опре-деление предметов мебели и интерьера в качестве выгородки для определения места и условии действия в «репетиционном» процессе
Как действия будут происходить на сцене? Проектирование развития событий в мизансценах (мысленно или в эскизах)
Какими будут костюмы и грим? Что можно использовать из имеющегося в костюмерной, а что надо приобрести или сшить? Разработка эскизов костюмов и грима. Подготовка сметы расходов на приоб-ретение или пошив костюмов
Какой реквизит понадобится'? Определение перечня реквизита для исполнителей
Каким будет звуковое (музыкально- шумовое) оформление спектакля?
Какая фонограмма?
Потребуется ли исполнение музыкальных или хореографических произведений? Планирование музыкально-шумовою оформления. Подбор и запись фоно-граммы. Отбор музыкальных и хорео-графических произведений для исполнения
Каким будет световое оформление спектакля? Определение световых точек в развитии действия
Какими будут афиша и программки? Определение полноты сведений об авторах и участниках спектакля. Определение списка всех участников и помощников спектакля. Разработка эскизов афиши и программки. Внесение всей необходимой информации о спектакле в афишу и программку
Какой игровой, этюдный материал использовать для работы?
Как организовать разучивание и запоминание текста детьми? Планирование работы. Отбор текстов упражнений, игр, этюдов. Разработка конспектов, этапов разучивания текстов
Как будет организован премьерный показ спектакля? Планирование премьеры
Как организовать фото- и видеосъемку спектакля? Определение помощников, ответственных за видео- и фотосъемку
Как подвести итоги и сделать выводы? Подготовка и размещение итоговой статьи на сайте ДОУ. Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
Ход проведения.
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки и проведения спектакля с детьми дошкольного возраста»
Методика подготовки и проведения спектакля с детьми дошкольного возраста
Педагогика театра как средства воспитания заключается в собственно театральном процессе создания и показа спектаклей зрителям. Каждый детский сад в этом смысле — маленький педагогический театр. Театрально праздничная атмосфера детских представлений в дошкольных образовательных учреждениях тому доказательство и показатель воспитательной подсистемы педагогического театра в конкретном образовательном учреждении. Известное утверждение Н. В. Гоголя о том, что «театр — это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра», подчеркивает воспитательную функцию театра. Такие родовые особенности театра, как коллективность, синтетичность, литературно-драматургическая текстовая основа спектакля, зрелищность и коммуникативность сценического действия, позволяют выстроить «театральную кафедру» как воспитательную систему педагогического театра детского сада.
Согласно известному профессиональному театральному словарю П. Пави понятие «педагогический театр» в теории и истории театра рассматривается как «дидактический театр». Дидактическая пьеса призвана наставлять зрителя, пропагандировать «философскую или политическую идею». Дидактический театр нацелен на воспитание Зрительской аудитории, поучение, извлечение «урока для своей частной или общественной жизни». Любая постановка Спектакля с детьми в ДОУ отвечает задачам воспитания и (развития театрализованной деятельности дошкольников. Но только профессионально осуществленный режиссерский процесс постановки спектакля может создать феномен педагогического театра.
В театральном наследии К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко имеются размышления о функциях режиссера, которые в профессио-нальном театре ранжируются от художественно-постановочной к организационной и педагогической. Выдающиеся реформаторы акцентировали важность воспитательного воздействия процесса постановки спектакля па всех его участников. В условиях постановки в детском саду приоритетными служат педагогическая и воспитывающая функции.
Как правило, постановку детских спектаклей в ДОУ осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, занимающиеся организацией театрализованной деятельности детей. В связи с этим им необходимо овладевать технологиями режиссерской постановочной работы. Проектирование всех ее этапов осуществляется на основе разработки режиссерского постановочного плана будущего спектакля, который служит развернутым планом постановочного замысла детского спектакля. Это необходимая часть организационной, постановочной работы, отражающая этапы, ход и проектирование результатов. Данный план представляет собой алгоритм пошаговых действии постановщика, отвечающего на ключевые вопросы режиссерского замысла.
Алгоритм режиссерского постановочного плана
Задача/постановка проблемы Этап
Какое произведение взять к постановке? Какова сложность развития действия в выбранном произведении'? Анализ драматургического произведения для детей или разработка инсценировки, сценария сказки или произведения детской литературы
В чем конфликт?
В чем экспозиция действия?
Где завязка конфликта и действия?
Как развивается действие по фактам: что происходит, какие персонажи вовлечены в развитие действия?
Где кульминация?
В чем смысл развязки? Анализ драматургии текста. Выявление конфликта, драматургической структуры: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки
Сколько действующих лиц в исходном варианте пьесы? Как распределить роли? Сколько действующих лиц нужно включить (добавить или сократить, чтобы у каждого ребенка была роль? Определение количества действующих лиц в соответствии с количеством детей в группе, планирование исполнителей на роли из числа имеющихся в группе детей, взрослых — педагогов или родителей на возрастные роли. Деление на главные и второстепенные роли в детском спектакле не допускается, у каждого ребенка должна быть роль
Сколько времени необходимо и до-статочно для работы над этим спектаклем с этой группой детей? Определение сроков постановочной работы, планирование даты премьеры спектакля. Размещение анонса спектакля на сайте ДОУ
Кого из педагогических работников, родителей привлечь в качестве по-мощников? Планирование взаимодействия с педа-гогическими работниками, родителями, ведение переговоров, достижение согласия и условий сотрудничества
В чем замысел спектакля?
Какова актуальность постановки конкретного спектакля в конкретном детском саду, группе? Определение и формулирование акту-альности выбора произведения для постановки
О чем произведение, принятое к по-становке?
Какова тема и идея автора пьесы? Определение и формулирование темы и идеи
Каково художественное стремление режиссера в этой постановке?
Какая мысль должна объединить все ком-поненты спектакля? Какую мысль, идею хотел бы донести режиссер до зрителя? Определение и формулирование сверх-задачи спектакля
Каков событийный ряд? В чем исходное, основное, центральное и главное события событийного ряда? Как вовлечены и связаны герои пьесы? Построение событийного ряда постановки (исходное, основное, центральное, главное события)
Как будет организовано театральное пространство? Где будет играться спектакль? Как в соответствии с замыслом распределить сценическую и зрительскую зоны'' Определение места и условий подготовки и показа спектакля
Какими будут декорации постановки'? Что для этого можно использовать из имеющихся ресурсов, а что надо сделать? Разработка эскизов декораций. Опре-деление предметов мебели и интерьера в качестве выгородки для определения места и условии действия в «репетиционном» процессе
Как действия будут происходить на сцене? Проектирование развития событий в мизансценах (мысленно или в эскизах)
Какими будут костюмы и грим? Что можно использовать из имеющегося в костюмерной, а что надо приобрести или сшить? Разработка эскизов костюмов и грима. Подготовка сметы расходов на приоб-ретение или пошив костюмов
Какой реквизит понадобится'? Определение перечня реквизита для исполнителей
Каким будет звуковое (музыкально- шумовое) оформление спектакля?
Какая фонограмма?
Потребуется ли исполнение музыкальных или хореографических произведений? Планирование музыкально-шумовою оформления. Подбор и запись фоно-граммы. Отбор музыкальных и хорео-графических произведений для исполнения
Каким будет световое оформление спектакля? Определение световых точек в развитии действия
Какими будут афиша и программки? Определение полноты сведений об авторах и участниках спектакля. Определение списка всех участников и помощников спектакля. Разработка эскизов афиши и программки. Внесение всей необходимой информации о спектакле в афишу и программку
Какой игровой, этюдный материал использовать для работы?
Как организовать разучивание и запоминание текста детьми? Планирование работы. Отбор текстов упражнений, игр, этюдов. Разработка конспектов, этапов разучивания текстов
Как будет организован премьерный показ спектакля? Планирование премьеры
Как организовать фото- и видеосъемку спектакля? Определение помощников, ответственных за видео- и фотосъемку
Как подвести итоги и сделать выводы? Подготовка и размещение итоговой статьи на сайте ДОУ. Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
Ход проведения.
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.