СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Наш язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Наш язык"»

Тема:  Наш язык

Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте свои сочинения.

—  Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)

—  Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)

—  А когда писали? (Письменную.)

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

—  Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

—  Отгадайте загадку.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык.)

—  Какие значения имеет это слово?

—  Как называются такие слова?

—  Чем отличается речь от языка?

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).

—  Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 6 (с. 8).

—  Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.

На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык - значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.

Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.

Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.

—  Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).

—  Рассмотрите рисунки и прочитайте.

—  Как называется такой текст? (Диалог.)

—  Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?

—  Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 9).

(Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).

—  Прочитайте выразительно строки из стихотворения.

—  Назовите автора этих строк.

—  А кто может продолжить это стихотворение?

—  О каком времени года в нём говорится?

—  Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.

—  Спишите стихотворение.

(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)

VIII. Рефлексия

—  Какие задания вызвали затруднения?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что такое речь?

—  Что такое язык?

Домашнее задание

Упр. 9 (с. 9). 18        

Тема:  Текст. Типы текстов

Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—  О чём говорит А. И. Куприн?

—  Объясните значение выделенных слов.

—  Для чего нужен язык?

III. Актуализация знаний

—  Разделите текст на предложения и запишите его.

Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.

—  Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.

1) севера, резкий, с, дует, ветер

2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают

3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

IV. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте.

Лес обнажился, поля опустели.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Грустную думу наводит она...

Только не сжата полоска одна...

—  Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)

—  Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)

—  Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.

•   Это много предложений.

•   Это предложение, записанное в тетрадь.

•   Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.

Признаки текста

1. Текст состоит из группы предложений.

2. Предложения расположены в определённой последовательности.

3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).

4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).

5. Текст выражает законченную мысль.

6. Текст имеет название, заголовок.

2. Работа по учебнику

—  Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).

—  Прочитайте.

—  Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

—  О чём говорится в тексте?

—  Определите главную мысль текста.

—  Какое название подойдёт к этому тексту?

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

—  Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?

Упр. 12 (с. 12-13).

—  Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

—  Определите главную мысль текста.

—  Сколько частей в этом тексте? (Три.)

—  Почему текст разделён на части?

—  Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.

—  Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.

—  Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.

—  Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?)

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

—  Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?

VI   Физкультминутка.

VII   Продолжение  работы по теме урока

1.Работа по учебнику

- Рассмотрите схему нас. 13. Назовите типы текстов.

- Kакой текст называется текстом-повествованием?

- Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?

- Какой текст называется текстом-описанием?

—  Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

—  Какой текст называется текстом-рассуждением?

—  Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр. 13 (с. 13).

(Работа в парах. Проверка.)

—  Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.)

—  Докажите.

—  Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.)

—  Докажите.

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

2. Работа с текстом

—  Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Мимо города большого:

Он бежит себе в волнах

Пушки с пристани палят,

Ветер по морю гуляет

Кораблю пристать велят.

Мимо острова крутого,

И кораблик подгоняет;

Кораблю пристать велят.

—  Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

—  Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)

VIII. Рефлексия

—  Прочитайте. Определите тип каждого текста.

Сластёна

Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.

Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.

Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.

По А. Дорохову

Янтарь

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.

Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

По В. Сейраняну

—  Какой тип текста вы ещё знаете?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что вы знаете о тексте?

—  Как отличить текст от набора предложений?

Домашнее задание

Составить и записать текст-описание животного.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!