СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Натюрморт в графике"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по технологии. разработка соответствует госо

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Натюрморт в графике"»

Тема: Натюрморт в графике



Цель урока: Знакомство с новой графической техникой - эстампом

Задачи:

Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта, законах линейной и воздушной перспективы.

Познакомить учащихся с видами тиражной графики, расширить представления учащихся о графике как виде изобразительного искусства.

Знакомство с различными видами гравюры и произведениями известных мастеров.

Расширить представления учащихся о линии и пятне, выразительных средствах графики.

Формировать навыки работы в графической технике.

Развивать композиционные навыки, воображение и художественный вкус учащихся.

Воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать значение слов: гравюра, эстамп, оттиск, матрица, офорт, освоить приёмы изображения натюрморта в технике гравюры на картоне.

Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления

Метапредметные

Познавательные УУД : умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Коммуникативные УУД : выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийный проектор, репродукции, учебные таблицы с примерами различного композиционного решения натюрморта, таблички с новыми словами, шаблоны, образец выклееной из картона печатной формы, образец оттиска с этой печатной формы.

Для учащихся: бумага, клей, картон, ножницы, гуашь, кисти.



План урока

1.Организационный момент. 2 мин.

2.Актуализация знаний. 8 мин.

3. Сообщение новых знаний. 10 мин.

4. Практическая часть. 20 мин.

5. Итог урока. 5 мин.



Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь ,пожалуйста. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, нам понадобятся: бумага, картон различной толщины и фактуры, клей, ножницы, карандаш, ластик, гуашь черного или коричневого цвета, кисти.

Актуализация знаний. а). Устный опрос - Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с жанром натюрморта. Что обозначает слово « натюрморт»?

+ «Мертвая природа» в переводе с французского .

- В англоязычных странах ему дали более звучное название « still life» тихая жизнь.

-Скажите, пожалуйста, о чём нам рассказывает этот жанр?

+ Натюрморт рассказывает о жизни вещей.

– Правильно это картины, героями которых являются различные предметы обихода, музыкальные инструменты, фрукты, овощи, цветы, снедь.

- Мастерами натюрморта были многие выдающиеся художники, как русские ,так и зарубежные. Мы с вами уже знакомились с репродукциями этих натюрмортов, давайте вспомним их названия и авторов.

Учитель показывает слайды с натюрмортами, дети говорят имя автора и название.

Ф. Сурбан «Натюрморт», И. Ф.Хруцкий « Цветы и плоды», П.Сезанн «Фрукты», «Натюрморт с драпировкой», И. И.Машков «Снедь московская» «Клубника и белый кувшин», Ф. П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», А. Матисс «Красные рыбки», В. Ван-Гог «Подсолнухи», И. Э. Грабарь «Неприбранный стол».

- Назовите основные требования к натюрморту.

- Композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой. В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету.



б). Упражнения в определении правильного композиционного решения натюрморта.

К доске вызываются два человека. Каждый из них самостоятельно составляет композицию натюрморта из предложенных на выбор шаблонов ( вырезанных из цветной бумаги). Затем класс анализирует получившиеся композиции, называют их достоинства и недостатки.

Сообщение новых знаний

- Молодцы! Вижу вы научились грамотно составлять композицию натюрморта. на прошлом уроке мы знакомились в основном живописными примерами натюрмортов. Но как вы знаете натюрморт можно изобразить не только красками, но и графическими материалами. Тема нашего урока так и звучит: «Натюрморт в графике».

-Какой вид изобразительного искусства называется графикой?

ГРАФИКА

Учитель вывешивает на доску табличку с термином.

+ Произведения искусства выполненные карандашом,углём, пером и тушью.

- Назовите основные средства выразительности в графике?

+ Линия, пятно, штрих, тон.

-Да, правильно: тон, пятно, линия, отношение черных и белых пятен, их ритм – основа языка графики.

- Графика объединяет рисунок и различные виды печатной графики.В случае печатной графики с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла, линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется - гравюра.

- Гравюра ( от французского «гравер» - вырезать) вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы.

Оттиск по-другому еще называют – эстамп

- Печатная форма – доска из металла, дерева, линолеума, камня – матрица

- Гравюра делится на два вида: высокой печати и глубокой печати. При высокой печати - это гравюра на дереве ксилография и линогравюра – гравюра на линолеуме, рисунок вырезается специальными резцами-штихелями и краска накатывается на выступающие части доски. Таким образом, на оттиске отпечатываются выпуклые элементы рисунка, а углублённые остаются без краски и получаются белыми.

- Глубокая печать – гравюра на металле офорт ( в переводе с французского «азотная кислота»). Вид гравюры, при котором рисунок процарапывается иглой в слое кислоупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, затем полученные углубления заполняются краской, они и отпечатываются на бумаге.

- Сам принцип оттиска был известен очень давности, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. В столь же давние времена умели печатать рисунки на тканях. История гравюры на дереве восходит к глубокой древности. Родиной её считается Китай. В Европе гравюра появляется в 13 столетии и достигает особого расцвета в 15 и 16 веках. Гравюра обретает очень большое значение в жизни людей. Ведь картину у себя дома может повесить не каждый, а напечатанные гравюрные рисунки были вполне доступны. Так в России были доступны людям разных слоёв общества лубки - потешные картинки выполненные в технике гравюры на дереве, недорогие картинки с подписями изображали разнообразные бытовые и политические сюжеты в сатирической форме.

- Гравюры появились в книгах и журналах. Многие мастера прошлого работали в технике гравюры. Владимир Андреевич Фаворский создавал иллюстрации к «Слову о полку Игореве» в технике гравюры.

Презентация ( офорты - Рембрандт, гравюры – Ф. Мазерель, Г. Захаров, А. Зубов, цветная гравюра – Кацусика Хокусай «36 видов Фудзи».

Практическая часть

а). Объяснение последовательности выполнения работы

Сделать гравюру в условиях урока непросто. Сегодня на уроке будем учиться выполнять натюрморт в технике высокой печати- гравюру на картоне, изображение в которой выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым. Вы можете сами нарисовать предметы для натюрморта, то есть сочинить композицию затем на картоне изобразить эти предметы нужного размера и вырезать, либо вы пользуетесь готовыми трафаретами и обведя их на картон вырезаете заготовки и из них выклеиваите печатную форму.

  1. Выполняем эскиз натюрморта на ¼ альбомного листа (сочиняем композицию натюрморта).

  2. Вырезаем из картона предметы составляющие натюрморт (предварительно рисуем нужного размера и формы, со своего эскиза или обводим готовые шаблоны). Хорошо использовать картон разной фактуры и толщины. Тогда после печати элементы композиции будут отличаться друг от друга по тону. А фон останется более светлым.

  3. Вырезаем в предметах отверстия( блики, узоры), которые должны остаться светлыми.

  4. Наклеиваем элементы натюрморта на лист фона, в соответствии с задуманной композицией. Наклеиваем падающие тени. Наклеиваем элементы декора и собственные тени на предметы натюрморта.

  5. Покрываем матрицу краской.

  6. Получение оттиска. Прижимаем чистый лист и притираем его ладошкой, аккуратно снимаем – получается оттиск.

Отпечаток будет интереснее, если разнообразить фактуру наклеек: можно процарапать, сделать штрихи, использовать картон разной толщины, использовать дополнительные материалы, например кружева.

б). Самостоятельная работа учашихся

Следит за ходом работы и оказывает индивидуальную и фронтальную помощь, выдаёт трафареты тем детям, которые затрудняются нарисовать эскиз натюрморта. Контролирует правильность выполнения приемов работы. Контролирует объем и качество выполненной работы.

Итог урока.

Учащимся предлагается разгадать кроссворд, пока учитель готовит экспозицию из получившихся работ. Кроссворд выведен на экране. Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда, затем анализируют получившиеся работы ( если время урока не позволяет решить кроссворд, он выдатся на листочках в качестве домашнего задания).

По горизонтали: 1. Отпечаток на бумаге. 2. Вид графического искусства, изображение в котором получается в результате оттиска на бумсге с печатной формы. 3. Другое название оттиска.По вертикали: 1. Печатная форма. 2.Гравюра на металле.

1 1



2



3



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 424

Кронштадтского района Санкт-Петербурга











Конспект урока

по изобразительному искусству

для 6 класса

Тема: «Натюрморт в графике»













Автор:

Серова Н. Ю., учитель

изобразительного искусства

ГБОУ СОШ № 424





г. Кронштадт

2013г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!