Обучение грамоте.
1 класс.
Тема урока. Знакомство с буквой «Ю».
Буква «Ю» в начале и в середине слова.
Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов
деятельности
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласными
буквами Ю, ю.
Планируемые результаты освоения учащимися темы.
Формировать основные нормы поведения (личностные универсальные учебные действия).
Научить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, обучающийся получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи (регулятивные универсальные учебные действия).
Научить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, обучающийся получит возможность научиться проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом (познавательные универсальные учебные действия).
Научить использовать в общении правила вежливости, договариваться, приходить к общему решению, обучающийся получит возможность научиться задавать вопросы (коммуникативные универсальные учебные действия).
Научить различать звуки речи, устанавливать число и последовательность звуков в слове, различать гласные и согласные звуки, определять указатели мягкости-твёрдости согласных звуков, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета (предметные универсальные учебные действия).
Содержание, методические приёмы:
Определение положения звука [у] в слове. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ю, ю».
Звуковой анализ слов «ключ», «утюг». Подбор слов со звуком [у] по схемам . Для сильных учеников: разгадывание кроссворда;
Соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок). Чтение слов с изученными буквами.
Оборудование: цветные карандаши, синий, зелёный и красный квадраты (у каждого), палочки, карточки с буквами «Ю» и «ю», звуковички, печатные магнитные буквы, цветные магниты, цветные квадраты (красные, зелёные, синие) для работы в парах. Презентация ( буква Ю). Русская грамота , ч. 3, урок № 64 стр.24.
Ход урока
I. Организация начала урока
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях ваши любимые воспитатели.
Слайд 1.
Ещё один сюрприз.
К вам в гости пришёл Заврик Гриша.
Мы с ним общаемся на платформе Учи.ру.
Ему стало интересно, а чем вы занимаетесь на уроках. Я надеюсь, что вы сумеете показать, как умеете вести себя на уроке и чему научились за это время.
Мне бы хотелось, чтобы вы при выполнении заданий давали полные ответы, внимательно слушали мои вопросы и ответы товарищей, помогали друг другу в сложных ситуациях.
- Чтобы у вас всё получилось, повторим правила работы на уроке.
Слайд 2.
Повторение правил Смайлика
Не опаздывай на урок!
Соблюдай на парте порядок!
Если хочешь спросить, подними руку.
Не выкрикивай с места!
Будь внимательным!
Слушай учителя и точно выполняй все задания!
Соблюдай тишину!
II. Актуализация знаний.
- Начинаем урок с хорошего настроения.
Выразительное чтение стихотворения « Первый снег» ( Азбука. часть 2, стр. 44).
Читают два ученика ( один начинает, второй по просьбе учителя продолжает чтение). Дети оценивают свое чтение.
III. Постановка учебной задачи
Рассмотрим ленту букв в Азбуке на стр. 45.
- Какие гласные буквы уже изучили?
-На какие две группы они делятся?
( Гласные буквы, которые обозначают твердость согласных звуков, и гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.)
- Сколько пар гласных букв видите на ленте букв?
-У какой буквы нет пары?
( у гл. буквы «у» , гл.буквы «е»)
-
Слайд 3.
я | ё | е | |
бя | бё | бе | пёс |
пя | пё | пе | дядя |
дя | дё | де | Алёша |
тя | тё | те | ёжик |
зя | зё | зе | яркий |
ся | сё | се | маяк |
- Сегодня пришла пора познакомиться с новой гласной буквой.
Русская грамота №3, стр. 26 ( задание №1)
- Кого вы видите на картинке?
- Можно сказать , что это семья?
- Составьте предложение, что делает мама.
( Мама гладит бельё. У нее в руках горячий утюг)
- Что делает самый младший член семьи?
( Мальчик играет на ковре с игрушками.)
-Заврик Гриша очень интересуется ,знаете ли вы названия этих игрушек.
( Подъемный кран, трактор, юла, кубики).
- Вы знаете, что такое юла?
Отгадайте загадки и найдите на картинке отгадки.
Загадка.
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет, вскачь пройдет немножко,
Захочет, ляжет на бочок. ( Юла)
По реке простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. ( Утюг)
- Покажем Заврику Грише что мы умеем из букв составлять эти слова.
( два ученика работают у доски).
- Какая новая буква у нас появилась в словах?
( Буква Ю)
.
Слайд 4.
- Кто может назвать тему урока? (Ответы учащихся)
- Тема урока «Знакомство с буквой «Ю». Буква «Ю» в начале и в середине слова.
- Какая главная цель нашего урока? (Ответы учащихся)
- Мы должны исследовать новую букву, научиться читать с ней слова.
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
- Итак, начинаем исследовать новую букву.
- По картинке в Русской грамоте№ 3 , задание №3 назовите слова, которые начинаются на букву «ю». (Ответы учащихся : юла, юбка, юнга) Слайд 5.
Алфавит
- Слов в русском языке, которые начинаются на букву «ю» очень мало. В алфавите стоит в конце, перед буквой «я» на 32 месте.
Слайды 6-8.
- Скажите, на что похожа буква? (Ответы учащихся)
- Прочитаем, на что похожа буква. (Читают уч-ся, которые хорошо владеют этим навыком)
Слайд 9- 10
- Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её дома из пластилина.
Слайды 11-12.
- Нарисуйте забавную картинку из буквы «ю» и в классе проведём конкурс рисунков.
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Посмотрите в Азбуке ( стр. 47) из каких элементов состоит печатная буква «ю». (Вертикальная линия, горизонтальная маленькая линия, овал)
2. А сейчас покажем Заврику , как вы умеете читать слова с выученными буквами.
- На стр. 47 читать слова в первом столбике.
рисую рисуют пою поют | - Прочитайте слова и прислушайтесь, какие звуки обозначает буква Ю в этих словах ? - Назовите эти звуки. ?.[й ′ у ] - В каких случаях буква Ю обозначает два звука? |
- Я вижу, вы не боитесь трудностей, на ваших лицах - уверенность в себе и хорошее настроение. Мне это приятно.
Сейчас мы продолжим исследовать новую букву Ю.
Будем работать со звуковыми схемами.
Русская грамота, стр. 24, задание №1.
Один ученик составляет с карточек звуковую схему слова « утюг» на доске.
Объясняет какие звуки слышит.
- В Русской грамоте раскрасить схемы этих слов.
Проведите слого-звуковой анализ слова «юла».
−Сколько слогов в этом слове?
− Произнесите первый слог? Сколько слышите звуков? Какие?
- Дайте характеристику звука Й?
- Дайте характеристику звука у?
− Когда буква Ю обозначает звуки [ й′ у] ? ( в начале слова)
Что нового узнали о букве Ю ?
Вывод. |
Буква Ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. |
( Азбука стр. 47)
- Посмотрите на ленте букв на стр. 49, где буква Ю заняла свое место.
Работа по учебнику, стр. 48
Рассказ про Юру , Юлю и игрушку юлу.
- У кого была юла?
- Кто попросил юлу у Юры?
- Что главное узнали из рассказа? ( Ребята стали играть вместе.)
- Как можно озаглавить текст? ( Юля и Юра)
«Загадка – шутка « ( Б.Заходер)
Работа в паре.
Дети в паре читают друг другу по четыре строчки.( Чтение в полголоса).
По сигналу учителя дети замолкают
Читает учитель, дети «Буксиром» читают вместе с учителем.
Опрос.
- Вы догадались, что это за зверь?
Работа по учебнику ( стр. 69).
Чтение по ролям. Выбирается пара читающих детей.
- Найдите в тексте, что это за зверь.
( кошка Юлька)
Чтение слогов с буквой Ю.
- Назовите слоги, где буква «ю» обозначит мягкость согласному звуку. (Ню, рю, лю, мю, сю, пю, бю)
- Назовите слоги, где буква «ю» обозначит два звука. В какой позиции буква будет находиться? (Ответы учащихся)
VI. Рефлексивно-оценочный
− С какой буквой познакомились на уроке?
– Почему букву ю называют хитрой? (Может обозначать один или два звука.)
− Что еще запомнилось, показалось особенно интересным?
- Я очень рада, что мы сегодня с вами хорошо потрудились, вы все большие молодцы!
– Спасибо за урок!
- Ребята, Заврик Гриша благодарит вас за работу, дарит вам свой портрет и мне очень хочется, чтобы мы провели конкурс рисунков, нарисуйте, пожалуйста, забавную картинку из буквы «ю».