СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте "Буква Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения грамоте. Тема урока "Буква Я".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте "Буква Я"»

КОНСПЕКТ УРОКА,

Тема урока: Буква Я.

Класс: 1

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с буквой Я и правилами ее написания.
Задачи урока: формировать знания о букве Я и правилах ее написания; развивать фонематический слух; развивать навыки письма.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование первичных знаний о букве Я, о правилах ее написания; расширение словарного запаса обучающихся; продолжение развития навыков письма.
Личностные: формирование уважительное и доброжелательное отношение к другим людям; воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к языку.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: осознание и принятие учебной деятельности; замечание допущенных ошибок; оценивание своей деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД: умение слушать друг друга, строить речевые высказывания, строить понятные для партнера речевые высказывания.
Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из сведений учителя, высказываний одноклассников; владение логическими действиями.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, ИД, презентация, раздаточный материал, прописи.
Структура урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Организационный момент

- Приведите в порядок свои рабочие места, на столе должны лежать: пропись, пенал.

- Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

- Кто мне скажет, как на уроке должен вести себя настоящий ученик?

- Верно, ребята! Надеюсь, сегодня я увижу настоящих учеников.


Артикуляционная гимнастика

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.


Актуализация знаний

- Ответьте на мои вопросы:

- Из чего состоят слова?

- Из чего состоят слоги?

- Как на письме мы обозначаем звуки?


- Хорошо, ребята, молодцы!


- Слова состоят из слогов

- Слоги состоят из звуков.

- Звуки на письме мы обозначаем буквами.







Постановка учебной задачи

- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной буквой.

- Послушайте стихотворение:


Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить всегда готова

– А вы знаете, кто Я?

Вы не знаете, кто Я.

Я не только буква Я -

Буква, слог и слово!

- С какой буквой мы будем знакомиться сегодня на уроке?

- Эта буква согласная или гласная?

- Молодцы.

















- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с буквой Я.

- Это буква гласная.



Усвоение новых знаний и способов действий. Закрепление способов действий


- Я вам выдала листы с заданием. Посмотрите в первом задании 3 квадрата. Обведите пальчиком букву Я в первом квадрате.

- Теперь вместе ее нарисуем в воздухе.


- Хорошо, смотрим на следующий квадрат. Ваша задача соединить точки так, чтобы получилась буква Я.



- Ну а теперь в третьем квадрате допишите недостающий элемент, чтобы получилась буква Я.



- На какую букву похожа буква Я?

- В чём отличие буквы Я от буквы К?




- Выполните задание: найдите в квадрате букву Я и разукрасьте ее красным карандашом.




- Хорошо, давайте немного отдохнем, поиграем в игру «Карлики и великаны». Если я говорю «карлики», вы присаживаетесь, если говорю «великаны», вы встаете. Будьте внимательны, я могу вас запутать!


- Теперь найдите в строчке букв букву Я. Обведите ее.


- Молодцы ребята.


- Переверните лист. Найди картинки, в которых спряталась буква Я.


- Следующее задание, соедините с буквой Я только те картинки, в названии которых она пишется.



- Ребята, посмотрите на доску. Сейчас вы будете по очереди читать слоги.


- Теперь мы будем читать слова.





- Во втором столбике найдите среди слов имена. Прочитайте их.

- Какое ещё значение может иметь слово СОНЯ?


- Объясните значение слова НЯНЯ

- Объясните значение слова МЯТА

- Объясните значение слова ОПЯТА


- Прочитайте слова в 1 столбце.

- Подчеркните букву Я в словах.






Аналогично с оставшимися столбцами.

- Ребята, вы большие молодцы! Но наши глазки устали и им нужно отдохнуть, сделаем гимнастику.


Встаньте из-за своих парт.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро-быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа,

На «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник
Ты глазами начерти.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.


- Вы хорошо справились с заданиями, теперь мы будем учиться писать маленькую строчную букву Я!

Но для начала разомнем наши пальчики. Встанем со своих мест.


Дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")



- Посмотрите, из скольких элементов состоит буква я? (ИД)

- Буква я имеет два элемента. Первый – закругление, переходящее в прямую наклонную линию с овалом.

Второй – прямая линия с закруглением внизу вправо.


- Напишем пальчиком в воздухе первый элемент, второй элемент.

- Давайте пропишем этот элемент. (учитель на доске!) И-раз-и


Открываем прописи.

- Начнем с первого элемента.

Пишем чуть выше нижней линии рабочей строки. Пишем вверх вправо, закругляем влево, ведём прямую линию, доводим овал.

- Пропишите целую строчку первого элемента.


- Напишем пальчиком в воздухе второй элемент.

- Давайте пропишем этот элемент. (учитель на доске!) Раз-и


- Теперь второй элемент: наклонная линия с закруглением внизу.

Пропишите целую строчку второго элемента.


- Теперь соединим оба элемента.

- На листах, пальчиком обведём букву под счёт: И-раз-и-два-и


- Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Пишем вверх вправо, закругляем влево, доводим овал, возвращаемся по написанному до верхней линии рабочей строки, доводим безотрывно, и проводим прямую линию с закруглением внизу.


- Вот и получилась у нас буква я. Попробуйте написать букву я сначала по точкам, пропишите всю строчку.


- Теперь опускаемся на строчку ниже и самостоятельно пишем целую строчку букву я.


- И еще раз потренируемся. Не забываем про правила написания буквы я.

- Молодцы!


- А теперь закрепим наши знания и отправимся на урок к Тётушке Сове…





















Ы В Я Б К Я Р




Я


Я-ГА Я-КА Я-СА Я-ВА

Я-ЛА Я-БА Я-РА КРЯ

ТЛЯ О-СЯ О-РЯ О-ЛЯ


МЯ-ЧИ НЯ-НЯ БА-НЯ БУ-РЯ

ФИ-ЛЯ СО-НЯ ЯХ-ТА ДУ-НЯ

ДЫ-НЯ МЯ-ТА ЛЮ-СЯ ДУ-СЯ

НА-ДЯ КО-ЛЯ БО-РЯ ФЕ-НЯ

ПЕ-ТЯ О-ПЯ-ТА КОС-ТЯ Я-ГО-ДА



Соня, Коля


Соня – человек, который любит поспать.


Ня́ня — профессия человека, в обязанности которого входит уход за чужими детьми

Мята – название растения

Опята – название грибов




МЯ-ЧИ-КИ РОС-СИ-Я РЯ-БИ-НА

КО-ЛЯС-КА ЯБ-ЛО-КО РЕ-БЯ-ТА

ЖЕ-РЕ-БЯ-ТА ВО-РО-НЯ-ТА ПО-РО-СЯ-ТА


Читают слова, находят в словах букву Я, подчеркивают ее красным карандашом.























На ИД буквы Я и К.


































На ИД картинки.




На ИД столбики слогов и слов.


















































































СЛЕДИМ ЗА ПОСАДКОЙ ДЕТЕЙ




















Итог урока

- Ребята, какую букву мы сегодня учились писать?

- Какие слова с буквой Я вы запомнили?

- Хорошо, вы большие молодцы, отлично справились со всеми заданиями!

Отвечают на вопросы.


Рефлексия

- Я вам выдала вот такие домики. Вы могли заметить, что у домика несколько этажей. Если на уроке вам все было понятно, то закрасьте самый верхний этаж. Если что-то осталось непонятным, то средний этаж. А если вообще ничего не понятно, то закрасьте самый нижний этаж.

Выполняют рефлексию.