Актуализация опорных знаний | - Алина, назови тему, над которой мы работали на прошлом уроке. - Ребята, а отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях? Приведите примеры бесполезного расходования воды. - Как же сохранить чистой воду в речке? - Чем каждый из нас может помочь в сохранении воды на земле? Еще, ребята, нам нужно помнить, что вода- источник жизни на Земле! | Берегите воду От слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм. От использования воды в быту. От использования воды в производстве. Экономия воды, постройка очистных сооружений и отстойников, контроль за уровнем загрязнения, использовать для очистки воды живые организмы (моллюски), высаживать растения по берегам водоёмов. Не бросать в воду мусор, не мыть в водоёмах велосипеды, плотно закрывать кран. | |
Целеполагание | Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, помогите решить проблемную ситуацию. Пару месяцев назад со мной поделились отростками цветка. Часть отростков я посадила в горшочек, часть отростков – оставила в воде. Посмотрите на слайд и сравните их. - Почему отростки, оставленные в воде, отстают в развитии? - Ребята, знаете ли вы, что такое почва? - Это и станет темой нашего урока. «Что такое почва»? - Какие цели мы ставим перед собой на этот урок? (при затруднении в ответе: Знаете ли вы состав почвы и её свойства? Знаете ли вы какие существа обитают в почве? Знаете ли вы о роли почвы для растений? Какие же цели мы поставим перед собой на этот урок: ) - Сегодня на уроке мы узнаем что такое почва, состав почвы и её свойства. Так же узнаем, какие существа обитают в почве. | Цветок в горшке большой, пышный, цветущий; ростки, оставленные в воде отстают в развитии Растения нужно сажать не в банку с водой, а в почву, почва – опора для растений, в ней есть полезные вещества. земля, часть земли - Узнать, что такое почва, её состав и свойства. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
Работа над новым материалом | - Откройте, пожалуйста ваши учебники на стр. 64 учебника. - Найдите определение понятия «почва». - Повторим это предложение все вместе. - Какое слово главное в определении понятия «почва»? - Как понимаете это слово? - Плодородие – главное свойство почвы. Выясним состав почвы и узнаем почему. - Для этого предлагаю вам посмотреть несколько опытов т.к. именно опыты помогают человеку раскрыть тайны природы. Полученную информацию будем фиксировать в ваших рабочих тетрадях на стр…37. - Провожу опыт№1. - В стакан с водой бросаю кусочек сухой почвы. Что заметили? - Какой мы можем сделать вывод? (При затруднении в ответе: Значит, что содержится в почве?) - Я записываю на доске: Состав почвы. 1. Воздух. - Вы заполняете таблицу у себя в рабочих тетрадях. - Посмотрите, пожалуйста на экране опыт№2. (включение фрагмента видеоурока) - Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? - Проверим ваши догадки. (продолжение фрагмента видеоурока.) - Я записываю на доске, а вы в тетрадях под цифрой 2.Вода - Предлагаю вам посмотреть опыт№3. (включение фрагмента видеоурока) - С каким новым понятием мы столкнулись при просмотре этого опыта? -Вы запомнили, что такое перегной? Послушайте: пере-гной. Что гниёт в почве? - Максим, прочитай, пожалуйста, на слайде, что такое перегной. - Итак, я записываю на доске, а вы в тетради, что в состав почвы входит 3. Перегной. - Внимание, посмотрим 4 опыт.( включение фрагмента видеоурока) - Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? - Хорошо, значит, под цифрой 4 я записываю песок и глина. - Предлагаю вашему внимательному просмотру опыт №5 ( включение фрагмента видеоурока). - Что показывает этот опыт? - Под цифрой 5 я на доске, а вы в тетради прописываете Минеральные соли. - Мы с вами уже плодотворно потрудились, отдохнём и сделаем физминутку. | Чтение учеником определения. Плодородный Плод, род – родятся плоды, урожай Из почвы выходят пузырьки воздуха В почве содержится воздух. Заполнение таблицы в рабочей тетради. - В почве содержится вода. -Перегной. Остатки растений и животных Чтение учеником определения понятия на слайде. Перегной – остатки растений и умерших животных, попавших почву под действием микробов. В почве содержится песок и глина. - В воде содержатся минеральные соли. | |
| - Подведём микроитог нашего урока. Мы выяснили состав почвы. Назовите, из чего она состоит. - Подумайте: какая главная часть почвы? (При затруднении в ответе: в начале урока мы говорили о главном свойстве почвы, назовите его. - Как вы думаете, что делает почву плодороднее? (Найдите ответ в учебнике.)Сделайте, вывод, какая часть почвы главная? - Мы с вами ещё не узнали о животных, которые обитают в почве. Рассмотрите на рисунок в учебнике. Назовите, какие животные обитают в почве. Назовите ещё. - Как вы думаете, повышают ли животные плодородие почвы? - Найдите на стр. 66 учебника, 5 абзац каким образом. - Правильно ребята, почва служит средой обитания многочисленных животных, которые улучшают её свойство: рыхлят её, разлагают остатки, повышают плодородие почвы. - Найдите в учебнике стр. 66, 2 абзац, сведения о роли почвы в жизнедеятельности растений. - Подведём небольшой итог: Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве. - Мы узнали, что почва это плодородный слой земли. А что может погубить почву и помешать естественному круговороту веществ в почве. - Каждый год, ребята, после летнего сезона отдыхающих в земле остается тысячи килограммов мусора. Так, например, (на слайде) - Газета разлагается 1 месяц; - Пластиковые бутылки – 10 лет; -Алюминиевые бутылки – 100 лет; - Стекло – более 1000 лет. - Кроме того, ежегодно из – за пожаров выгорает много тысяч гектаров лесов. – Как вы думаете, в большинстве, случаев, кто виноват в этом? - Да, ребята, все эти поступки приводят к загрязнению, нарушению состава почвы. Подумайте, что можем сделать мы, чтобы этого не происходило? - А как вы думаете за сколько лет образуется 1 см почвы? 1см почвы образуется 250-300 лет, 20см за 5-6 тысяч лет. Поэтому, ребята, нужно очень бережно относиться к почве. | В состав почвы входят воздух, вода, перегной, глина, минеральные соли. Перегной делает почву более плодородной Плодородие Перегной Медведка, личинка жука, сверчок, крот, многоножка, жаба, лесная мышь, дождевой червь. Да Чтение ученика - Чтение учеником ответа в учебнике. Ответы учащихся (мусор, пожары). Человек, его неосторожное обращение с огнём. - Не кидать мусор, не жечь в костры в очень сухую погоду, убедиться в том, что потушили за собой костёр и др. Ответы детей | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; |
Закрепеление изученного материала | - Назовите мне тему нашего урока. - Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? -Я думаю, что сегодня все были очень активны на уроке и небольшая самостоятельная работа не вызовет у вас затруднений. - Приготовьте, пожалуйста, небольшие листочки.(Раздаю листочки тем, у кого нет). Подпишите ваши листочки. Поставьте цифру 1. Слушаем 1 вопрос (также он представлен на слайде.) 1.Назовите главное свойство почвы: А) В почве живут животные; Б) Плодородие; В) Почва – верхний слой земли. - Возле цифры 1 запишите только букву а, б, или в. 2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется: А) песок Б) глина В) перегной 3. Какое из данных животных не является жителем почвы? А) Дождевой червь; Б) заяц; В) крот. - Передаём ваши листочки на первую парту. На следующем уроке вы узнаете оценки за эту работу. | Что такое почва? - Почва – верхний плодородный слой земли. - Выполнение самостоятельной работы. | |
Итог урока.Рефлексия | - Подведём итог урока. Как ответим на главный вопрос нашего урока? - Удалось ли нам достичь поставленных целей? - Какие открытия удалось сделать? - О чём расскажете родителям, друзьям? - Вспомните, чья работа на уроке вам сегодня понравилась. Подумайте, как бы вы оцените себя? Я хочу отметить следующих ребят.. Мне хочется закончить наш урок следующими словами: Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться. Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете. Как вы понимаете это высказывание? - Поднимите руку те, кто оценивает свою работу на уроке на отлично? Кто считает, что он был на уроке не совсем внимателен? - Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами. - Запишите, пожалуйста, д/з Учебник на стр. 67- 68 (страничка для любознательных). Рабочая тетрадь, стр… | Почва –верхний плодородный земли. Главное свойство почвы – плодородие. Состав почвы: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. | |