СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема «Что такое почва».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема "Что такое почва".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема «Что такое почва».»



План – конспект Урока



Тема «Что такое почва»



















Нижневартовск 2014г.

Урок по теме «Что такое почва».

Тип урока: Введение нового материала.

Цели:

Обучающая: формировать представление о почве как верхнем плодородном слое земли, о составе почвы. Выявить основное свойство почвы – плодородие; значение плодородия почвы для жизни растений. Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам.

Развивающая: развивать речь учащихся (обогащение словарного запаса); наблюдательность, умение делать выводы; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к земле.























Ход урока


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Орг момент

Внимание! Прозвенел звонок!

Проверь дружок, готов ли

Ты начать урок!

Все ль на месте, все в порядке:

Книжки, ручка и тетрадки.

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь.


Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.


Актуализация опорных знаний

- Алина, назови тему, над которой мы работали на прошлом уроке.

- Ребята, а отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях? Приведите примеры бесполезного расходования воды.



- Как же сохранить чистой воду в речке?





- Чем каждый из нас может помочь в сохранении воды на земле?

        Еще, ребята, нам нужно помнить, что вода- источник жизни на Земле!

Берегите воду


От слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм. От использования воды в быту. От использования воды в производстве.

Экономия воды, постройка очистных сооружений и отстойников, контроль за уровнем загрязнения,  использовать для очистки воды живые организмы (моллюски), высаживать растения по берегам водоёмов.

Не бросать в воду мусор, не мыть в водоёмах велосипеды, плотно закрывать кран.




Целеполагание

Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, помогите решить проблемную ситуацию.

Пару месяцев назад со мной поделились отростками цветка. Часть отростков я посадила в горшочек, часть отростков – оставила в воде. Посмотрите на слайд и сравните их.

- Почему отростки, оставленные в воде, отстают в развитии?


- Ребята, знаете ли вы, что такое почва?

- Это и станет темой нашего урока. «Что такое почва»?

- Какие цели мы ставим перед собой на этот урок?

(при затруднении в ответе: Знаете ли вы состав почвы и её свойства? Знаете ли вы какие существа обитают в почве? Знаете ли вы о роли почвы для растений? Какие же цели мы поставим перед собой на этот урок: )


- Сегодня на уроке мы узнаем что такое почва, состав почвы и её свойства. Так же узнаем, какие существа обитают в почве.





Цветок в горшке большой, пышный, цветущий; ростки, оставленные в воде отстают в развитии Растения нужно сажать не в банку с водой, а в почву, почва – опора для растений, в ней есть полезные вещества.

земля, часть земли



- Узнать, что такое почва, её состав и свойства.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.


Работа над новым материалом

- Откройте, пожалуйста ваши учебники на стр. 64 учебника.

- Найдите определение понятия «почва».

- Повторим это предложение все вместе.

- Какое слово главное в определении понятия «почва»? - Как понимаете это слово?

- Плодородие – главное свойство почвы. Выясним состав почвы и узнаем почему.

- Для этого предлагаю вам посмотреть несколько опытов т.к. именно опыты помогают человеку раскрыть тайны природы. Полученную информацию будем фиксировать в ваших рабочих тетрадях на стр…37.

- Провожу опыт№1.

- В стакан с водой бросаю кусочек сухой почвы. Что заметили?

- Какой мы можем сделать вывод? (При затруднении в ответе: Значит, что содержится в почве?)

- Я записываю на доске: Состав почвы.

1. Воздух.

- Вы заполняете таблицу у себя в рабочих тетрадях.

- Посмотрите, пожалуйста на экране опыт№2. (включение фрагмента видеоурока)

- Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?

- Проверим ваши догадки. (продолжение фрагмента видеоурока.)

- Я записываю на доске, а вы в тетрадях под цифрой 2.Вода

- Предлагаю вам посмотреть опыт№3. (включение фрагмента видеоурока)

- С каким новым понятием мы столкнулись при просмотре этого опыта?

-Вы запомнили, что такое перегной? Послушайте: пере-гной. Что гниёт в почве?

- Максим, прочитай, пожалуйста, на слайде, что такое перегной.

- Итак, я записываю на доске, а вы в тетради, что в состав почвы входит 3. Перегной.


- Внимание, посмотрим 4 опыт.( включение фрагмента видеоурока)

- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

- Хорошо, значит, под цифрой 4 я записываю песок и глина.

- Предлагаю вашему внимательному просмотру опыт №5 ( включение фрагмента видеоурока).

- Что показывает этот опыт?

- Под цифрой 5 я на доске, а вы в тетради прописываете Минеральные соли.

- Мы с вами уже плодотворно потрудились, отдохнём и сделаем физминутку.



Чтение учеником определения.



Плодородный

Плод, род – родятся плоды, урожай








Из почвы выходят пузырьки воздуха



В почве содержится воздух.


Заполнение таблицы в рабочей тетради.




- В почве содержится вода.






-Перегной.




Остатки растений и животных

Чтение учеником определения понятия на слайде. Перегной – остатки растений и умерших животных, попавших почву под действием микробов.



В почве содержится песок и глина.





- В воде содержатся минеральные соли.


Физминутка

Мы копали огород, шаг назад, шаг вперёд.

Дождик огород польёт, шаг назад, шаг вперёд.

В землю зёрнышко положим. (наклоны)

Быстро 3 на 2 умножим. (показать пальчики)

Столько раз наклон вперёд. (6 наклонов вперёд)

И расцвёл наш огород. (потянуться)


Повторяют движения за учителем



- Подведём микроитог нашего урока. Мы выяснили состав почвы. Назовите, из чего она состоит.

- Подумайте: какая главная часть почвы? (При затруднении в ответе: в начале урока мы говорили о главном свойстве почвы, назовите его.

- Как вы думаете, что делает почву плодороднее? (Найдите ответ в учебнике.)Сделайте, вывод, какая часть почвы главная?

- Мы с вами ещё не узнали о животных, которые обитают в почве. Рассмотрите на рисунок в учебнике. Назовите, какие животные обитают в почве. Назовите ещё.

- Как вы думаете, повышают ли животные плодородие почвы?

- Найдите на стр. 66 учебника, 5 абзац каким образом.


- Правильно ребята, почва служит средой обитания многочисленных животных, которые улучшают её свойство: рыхлят её, разлагают остатки, повышают плодородие почвы.

- Найдите в учебнике стр. 66, 2 абзац, сведения о роли почвы в жизнедеятельности растений.

- Подведём небольшой итог: Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.

- Мы узнали, что почва это плодородный слой земли. А что может погубить почву и помешать естественному круговороту веществ в почве.

- Каждый год, ребята, после летнего сезона отдыхающих в земле остается тысячи килограммов мусора. Так, например, (на слайде)

- Газета разлагается 1 месяц;

- Пластиковые бутылки – 10 лет;

-Алюминиевые бутылки – 100 лет;

- Стекло – более 1000 лет.

- Кроме того, ежегодно из – за пожаров выгорает много тысяч гектаров лесов. – Как вы думаете, в большинстве, случаев, кто виноват в этом?


- Да, ребята, все эти поступки приводят к загрязнению, нарушению состава почвы. Подумайте, что можем сделать мы, чтобы этого не происходило?


- А как вы думаете за сколько лет образуется 1 см почвы?

1см почвы образуется 250-300 лет, 20см за 5-6 тысяч лет. Поэтому, ребята, нужно очень бережно относиться к почве.


В состав почвы входят воздух, вода, перегной, глина, минеральные соли.

Перегной делает почву более плодородной


Плодородие


Перегной


Медведка, личинка жука, сверчок, крот, многоножка, жаба, лесная мышь, дождевой червь.


Да


Чтение ученика





- Чтение учеником ответа в учебнике.










Ответы учащихся (мусор, пожары).











Человек, его неосторожное обращение с огнём.



- Не кидать мусор, не жечь в костры в очень сухую погоду, убедиться в том, что потушили за собой костёр и др.

Ответы детей

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.













Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;


Закрепеление изученного материала

- Назовите мне тему нашего урока.

- Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос?

-Я думаю, что сегодня все были очень активны на уроке и небольшая самостоятельная работа не вызовет у вас затруднений.

- Приготовьте, пожалуйста, небольшие листочки.(Раздаю листочки тем, у кого нет). Подпишите ваши листочки.

Поставьте цифру 1.

Слушаем 1 вопрос (также он представлен на слайде.)

1.Назовите главное свойство почвы:

А) В почве живут животные;

Б) Плодородие;

В) Почва – верхний слой земли.

- Возле цифры 1 запишите только букву а, б, или в.


2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

А) песок

Б) глина

В) перегной

3. Какое из данных животных не является жителем почвы?

А) Дождевой червь;

Б) заяц;

В) крот.

- Передаём ваши листочки на первую парту.

На следующем уроке вы узнаете оценки за эту работу.

Что такое почва?

- Почва – верхний плодородный слой земли.








- Выполнение самостоятельной работы.


Итог урока.Рефлексия

- Подведём итог урока.

Как ответим на главный вопрос нашего урока?

- Удалось ли нам достичь поставленных целей?

- Какие открытия удалось сделать?


- О чём расскажете родителям, друзьям?

- Вспомните, чья работа на уроке вам сегодня понравилась. Подумайте, как бы вы оцените себя?

Я хочу отметить следующих ребят..

Мне хочется закончить наш урок следующими словами: Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете. Как вы понимаете это высказывание?

- Поднимите руку те, кто оценивает свою работу на уроке на отлично? Кто считает, что он был на уроке не совсем внимателен?

- Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.

- Запишите, пожалуйста, д/з Учебник на стр. 67- 68 (страничка для любознательных). Рабочая тетрадь, стр…


Почва –верхний плодородный земли.


Главное свойство почвы – плодородие.

Состав почвы: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!