I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует детей, проверяет готовность к занятию. Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так что время не теряем И работать начинаем. Эмоционально, психологически и мотивационно настраивает детей к усвоению изучаемого материала. У. Давайте создадим хорошее настроение: улыбнитесь друг другу. У. На прошлом занятии мы закончили изучение раздела «Общение». Хорошо написали контрольную работу. У. Теперь вы знаете правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе, правила поведения в общественных местах, а именно в театре, кинотеатре и общественном транспорте. Не забывайте пользоваться этими правилами в повседневной жизни. | Приветствуют учителя, садятся на свои места, настраиваются на занятие. Приветствуют друг друга, настраиваются на работу. Знакомятся с итогами контрольной работы. | Регулятивные: умеют контролировать свою готовность к занятию. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. 1. Подготовка к определению темы занятия. | У. Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела. Его название вам поможет определить отгадка на мою загадку: Сделан он из толстой кожи, Вещи он нести поможет, Его закроем на замок, Чтоб вещи взять чужой не мог. У. Куда и когда мы берем с собой чемодан? А по чему мы будем путешествовать вы узнаете, отгадав загадку. Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется… Что вы уже знаете о нашей планете?(слайд 2, 3, 4) У. Правильно. Как же будет называться наш раздел? У. Откройте, учебник на с. 69. Прочитайте тему нового раздела. У. Верно определили? У. Подумайте, чему будем учиться, изучая новый раздел? У. Скажите, пожалуйста, а что необходимо иметь человеку с собой. Чтобы не заблудиться отправляясь в путешествия? Верно, а что нам показывает компас? И как им пользоваться? У вас возникло затруднение, а чтобы справится с этим затруднением, я предлагаю Вам в группах выполнить задание.( 5 слайд) 1 Гр. Отгадайте загадку. Он и летом, и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди — Он всё будет впереди. 2 Гр. Посмотрите на фотографии. В чём различие? Что их объединяет? Как вы догадались, где на фото земля, а где небо? А как называется эта линия? 3 гр. Разгадайте ребус 4 гр. Напишите название термина по определению Видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей — это 5 гр. Найди слово из 8 букв. К | А | М | Т | А | Г | О | Д | З | И | Р | У | Г | Ъ | И | Ж | В | Ё | З | О | Д | Ы | Э | Н | У | Е | У | Т | | Д. Чемодан. Д. Когда собираемся путешествовать. Д. «Путешествия»! Земля Земля — это круглая, шарообразная планета (земной шар); участок поверхности земли нашей, по природным отношениям своим, составляют города, дома, леса, поля, горы, моря и океаны и пр Читают тему раздела. Д. Да. Читают хорошо читающие дети. Карта, компас. Возможное затруднения. горизонт На одном фото-море. На другом-поле Фотографиях показана небо и земля Они разделены линией Линия горизонта Горизонт Горизонт | Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, выделять нужную информацию. Регулятивные: осуществляют прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: учебное сотрудничество. |
2. Определение темы учебного занятия | И так тема нашего сегодняшнего урока это? Выслушав каждую группы, что вы можете сказать о нём? А вот у нас было два определения: горизонт и линия горизонта. Как вы думаете это одно и то же? Слайд 6-7 Прочитайте информацию на карточке у вас на парте. - Мы часто смотрим вокруг, и можем видеть многое, что происходит и что нас окружает, но нам также важно ориентироваться на местности, как я и говорила, нас окружает земная поверхность - горизонт Ранее вы сказали, чтобы не заблудится нам нужна карта и компас. Но как мы будем ориентироваться по этим вещам и как они связаны с горизонтом? Посмотрите на слайд (слайд 8) Мальчик пошел прогуляться, но он заблудился, чтобы ему сориентироваться на местности, что нужно ему знать? И так какую задачу на сегодняшний перед собой поставим? | Горизонт Горизонт Находится между небом и землёй. Недостижима. В чем разница между горизонтом и линией горизонта? Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонтом. А граница горизонта, где небо как бы сходится с земной или водной поверхностью, называется линией горизонта. . Стороны горизонта Научиться определять стороны горизонта | Регулятивные: определять цели деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: доносить свою точку зрения до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения). |
III. Этап изучения нового материала. IV Первичное закрепление | Как вы думаете можно ли добраться до горизонта? Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны, вокруг вас. Что вы увидите, если будете двигаться в каком-нибудь направлении? У. Да, но вы никогда не сможете закончить своё путешествие. Ведь по шару, как и по кольцу, можно ходить бесконечно. У. Какой же можно сделать вывод. У. Верно. Линия горизонта - это воображаемая черта между небом и Землей. Земля имеет форму шара, поэтому, сколько бы вы ни шли ей навстречу, она будет отдаляться, уходить от вас на такое же расстояние, на котором и была. 2. Знакомство со сторонами горизонта. У. А теперь давайте узнаем, какие существуют стороны горизонта. Вернемся к мальчику на экране - Может быть, кто-то из вас знает, где восходит Солнце по утрам и куда заходит, закатывается по вечерам? У. Ещё в глубокой древности люди, наблюдая за Солнцем, заметили, что оно каждое утро восходит, с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной. Так они научились определять по Солнцу две стороны света - восток и запад, как запомнить, что восход происходит на востоке на закат на западе? а со временем ещё две. Как вы думаете какие? То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали? Какой воздух оттуда приносит ветер? Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, назвали? Какие ветра дули из той местности? Делаем вывод какие существуют стороны горизонта? Или по-другому части света? Как вы думаете, где находится каждая сторона горизонта? Вам поможет компас. (начертить схему на доске. Проверим (слайд 9) Подумайте, удобно ли обозначать стороны горизонта целыми словами на схеме? Давайте поработаем с новыми понятиями. 1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр. Почему у вас возникло затруднение? Давайте попробуем справится с этим затруднением. Посмотрите на доску. Давайте обозначим основные стороны горизонта Как вы думаете почему они называются промежуточными? Подумайте, как они будут называться? (слайд 10) Подпишите эти стороны. Проверьте себя с учебником на стр.71. | Д. Новые поверхности суши и воды. Д. До линии горизонта добраться нельзя. Ответы детей. Начинаются с одинаковых слогов восток-восход, закат-запад. Югом. тёплый Севером Холодные Север, юг, запад, восток Север- вверху, юг-внизу, запад-слева, восток-справа. Нет, придумали сокращение по одной букве. Д. СЗ - северо-запад, ЮЗ - юго-запад, СВ - северо-восток, ЮВ - юго-восток. Хорошо читающий ребёнок читает текст вслух. Д. Север, юг, запад, восток. Д. Северо-запад, юго-запад, северо-восток, юго-восток. Появилось понятие промежуточные стороны. Находятся между основными сторонами Между севером и востоком-северо-восток (СВ) Между севером и западом-Северо-запад (СЗ) Между югом и западом-юго-запад (ЮЗ) Между югом и востоком-юго-восток (ЮВ) | Познавательные: добывают новые знания. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Регулятивные: ориентируются в новом учебном материале. |
Физкультминутка | Динамическая пауза: - Когда я скажу север, вы поднимаете руки вверх, когда я скажу юг, вы приседаете, когда я говорю запад, вы левую руку разводите в сторону, когда говорю, восток, вы разводите правую руку в сторону, начали. - Закончили, вы все такие внимательные, молодцы, садитесь на места. | Выполняют движения по тексту. | Регулятивные: самоорганизация отдыха на занятии |
| И так, ребята, что мы с вами обозначили? Почему мы видим горизонт? Как люди доказали, что земля шарообразная? (слайд 11-13) Кто-то знает имена кругосветных путешественников? (слайд 14) Как они совершали первые путешествия? Все верно. Благодаря путешественникам и учёным изготовили модель земли и это? (слайд 15) В верхней части глобуса мы видим? В нижней части? Если ориентироваться по ним, какие еще части света мы можем определить? Что мы еще видим на глобусе? | Стороны горизонта. Потому, что земля имеет форму шара. Путешественники совершали кругосветные путешествия и возвращались домой. Фернан Магеллан, Васко-да-Гамма. На кораблях Глобус. Северный полюс Южный полюс Запад и восток Воду и сушу, это можно определить по условным обозначениям: цвету. | Коммуникативные: ориентируются на партнера во взаимодействии, контролируют действия партнера. Познавательные: осмысленно читают задание, строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в рабочей тетради и в учебнике. Личностные: проводят самооценку на основе критерия успешности. |
Самостоятельная работа | 1 гр. Составить несколько вопросов по новой теме (4-5 вопросов) 2 гр. Подумайте и нарисуйте свою модель сторон горизонта, чтобы ее можно было взять с собой в путешествие. И расскажите о ней. 3 гр. Блиц-опрос. Блиц-опрос -Земная поверхность, которую мы видим вокруг, называется - … (горизонт) -Почему существует на Земле горизонт? -Воображаемая граница, где небо сходится с землей, называется ….. (линией горизонта) -Можно ли доехать или дойти до линии горизонта? -В какой местности лучше можно увидеть линию горизонта? -Основные стороны горизонта называются … (север, юг, запад, восток) -Если встать лицом к северу, то сзади будет …(юг) -Если встать лицом к востоку, то сзади будет … (запад) -Земля имеет форму (шара) -Это доказал - … (Ф. Магеллан) 4 гр. Инициировать сказку Сказка про Север, Юг, Запад, Восток.(инсценирование сказки) Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее. Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу! Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю. Восток : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я! Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я! Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете! -Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? -Какие стороны горизонта вы знаете? -Зачем нужно их знать? (чтобы правильно определять свое местонахождение и найти путь домой) 5 гр. Перед вами листочки. Возьмите каждый листочек с названием стороны горизонта и изобразите схему. Если не хватает человека, то, используйте вторую руку. | | Познавательные: закрепляют изученный материал; используют приобретенные знания в повседневной жизни. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |