СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Почему нужно мыть руки и чистить зубы?"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Куровская гимназия










Конспект урока окружающего мира







Тема:



«Почему нужно мыть руки

и чистить зубы? »










Подготовила и провела: Шмелёва Т.К.

учитель начальных классов

высшая кв. категория



Дата проведения: 16.03.2023г.










2022-2023 учебный год



Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»


Цели урока: - познакомить с основными правилами личной гигиены;


- учить правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены;


- прививать навыки здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытье рук, чистка зубов, еженедельное купание;


- развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность учащихся;


- воспитывать аккуратность, опрятность, формировать доброжелательные отношения к окружающим, умение понимать себя и других;


Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость чистки зубов и мытья рук; научаться отбирать из предложенных нужные предметы гигиены и объяснять их значение.


Регулятивные УУД:

 формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовать практическую задачу в познавательную (правила гигиены).


Познавательные УУД:

 общеучебные- извлечение  необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические- дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.


Коммуникативные УУД:

 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Личностные УУД:

 эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие.


Оборудование:

- Экран, проектор, ноутбук, презентация, письмо и посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, у учащихся – расческа с ватой между зубцами, зубная щетка.

- Карточки для игры «Что с чем дружит?»

- Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, 2 ч.



Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности.

Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться.

- Доброе утро!

- Доброе утро, солнцу и птицам.

- Доброе утро, улыбчивым лицам!

- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.


II. Актуализация знаний

  1. - Назовите тему урока, о которой мы говорили на прошлом уроке.



  1. - Отгадайте загадки.

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

     

    Весной сажают,

    Летом поливают,

    Пропалывают, тяпают,

    Осенью выкапывают!

                                      ( овощи)

Приведите примеры овощей.

Приведите примеры фруктов.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Что такое витамины?


- По описанию узнайте,  о каком витамине идёт речь.

  1. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я! ( витамин А)

  2. Если вы хотите быть сильными , иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен я! ( витамин В)

  3. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен я! ( витамин С)

- Какой вывод мы сделали на прошлом уроке и о чём мы должны помнить?


III.Самоопределение к деятельности

- Послушайте стихотворение и скажите: о ком в нем говорится?

Подготовленный ученик читает стихотворение:


Все собаки знают Ваню,

И рычат издалека:

Он обходится без бани,

Он отвык от гребешка,

Никогда в его кармане

Носового нет платка.

Тротуар ему не нужен!

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет –

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины выдран клок.

Мне, признаться, непонятно:

Что он сделал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна?

Кто он – этот ученик?

Догадались вы, кто этот ученик? (Неряха, грязнуля).


 - Что нужно делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?


Учащиеся: нужно мыть руки, чистить зубы, содержать в чистоте одежду

Учитель: - Как вы думаете, необходимо мыть руки и чистить зубы нужно только для того , чтобы не стать неряхой или мы это делаем ещё с другой целью?

( ответы учащихся)

Сформулируем тему и задачи урока.

(Тема: Почему нужно чистить зубы и мыть руки

Задачи: узнаем  зачем нужно чистить зубы и мыть руки, научимся правильно чистить зубы и мыть руки, соблюдать правила гигиены.)


IV. Работа по теме урока

- Ребята. Посмотрите. Какой красивый конверт принёс нам Муравьишка. Прочитаем на конверте. От кого это письмо. Ой, а тут ничего не написано.

Дорогие наши дети!

Я пишу вам письмецо!

Я прошу вас: мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно какой водою!

Кипяченой, ключевою,

Из реки иль из колодца, или просто дождевой.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой,

Потерпите – не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу.

Мойтесь чище, мойтесь чаще,

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья! Аноним.

- Почему надо мыть руки и лицо?

К  сожалению, не все дети выполняют это правило. Посмотрите, в конверте находится фото. Этот ученик, конечно, не знает , почему надо мыть руки. - Приятно ли смотреть на этого мальчика? Почему? Ребята, вы догадались, кто прислал нам это письмо? (Мойдодыр)

Работа в парах.

- Порассуждайте и попытайтесь ответить на вопрос урока: почему нужно чистить зубы и мыть руки? Проверьте свои предположения, прочитав текст на с. 90

- Что образуется на зубах?

- Что появляется на руках?

- Сколько раз в день нужно чистить зубы?

- рассмотрите предметы на с. 56 учебника. Какие из них нужны для чистки зубов?

- А какие предметы нужны для мытья рук?

- Рассмотрите рисунки ниже. В каких случаях надо мыть руки? - А сейчас мы с вами узнаем, что произойдёт, если не мыть руки. (фрагмент мультфильма «Витя и микробус»

Физкультминутка

Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево- вправо


Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)


V. Первичное закрепление

Учитель:  -Мойдодыр прислал вам интересные загадки. Постарайтесь их разгадать.

Ребята, разгадаем загадки Мойдодыра?

  1. Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

2.Гладко и душисто,

Моет очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого было –

Что, ребята? (Мыло)

3.На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка)

  1. Вытираю я, стараюсь

После бани паренька.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)

  1. Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

  1. Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

И та станет чище. (Платяная щетка.)

  1. Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

- Всё это предметы личной гигиены.

(По ходу работы учитель показывает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, зеркало, щетку для чистки одежды.)



-Ребята, вы знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?

А сейчас мы с вами поиграем в  игру «Что с чем дружит». Каждый получает по листочку, на котором изображены предметы в двух столбиках. Вам необходимо найти пары предметов, которые «дружат» и соединить их линией.

Проверка.

- С чем дружит нос…, туфли…, ногти…, волосы.., зубы..?



Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.



-А вы дружите с зубной щёткой?

- Почему надо чистить зубы?

-На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.

-Давайте поучимся правильно чистить зубы.


Хвостик из кости, а на спинке – щетинки. (Зубная щетка)


Я не сахар, не мука,

Но похож на них слегка.

По утрам всегда я

На зубы попадаю. (Зубной порошок).


- Чем мы чистим зубы? (зубной щёткой)


Она должна быть у каждого человека индивидуальная.

- Проведем с вами опыт, как правильно чистить зубы. Перед вами лежит расческа, зубцы на ней будут вашими зубами, а вата-это зубной налёт и остатки пищи.

Учитель чистит вдоль и поперек щеткой вату, снизу вверх, вата вычищается.)

Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала- изнутри, затем- снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо ещё верхушки. По ним водим кругами или петельками.

Когда почистим зубы, щетку надо помыть, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла.

Надо чистить каждый зуб,

Верхний зуб, нижний зуб,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три.

Три снаружи, изнутри…

 - Расскажите, как надо чистить зубы.

- Какими движениями надо чистить зубы? (Учащиеся показывают движения)

- А какой пастой надо чистить зубы детям? ( учитель показывает детскую зубную пасту)



- У многих из вас сейчас молочные зубы меняются на постоянные. Может быть, не стоит ухаживать за молочными зубами, раз они все равно выпадут?

Так рассуждать нельзя. Если молочный зуб заболел, то он заражает находящийся под ним, еще не вышедший наружу, постоянный зубик. Получается: не ухаживая за молочными зубами, мы портим еще не появившиеся зубы, с которыми нам придется жить все оставшееся время.


- Отгадайте ещё одну загадку.

Познакомиться готов?
Я бываю всех цветов.
Ручки моешь? Очень мило,
Значит, пригодиться...(Мыло)

- Для чего нужно мыло?

- Как правильно вымыть руки? ( рассказывает и показывает ученик – консультант, уточняет: полотенце у каждого человека должно быть индивидуальным).

Выступления подготовленных учеников.


VI. Закрепление изученного материала

- Поиграем в игру «Да - нет»

Если дам совет хороший, вы похлопайте в ладоши!

На неправильный совет - говорите: нет, нет, нет!

  • Постоянно нужно есть
    Для зубов, для ваших,
    Фрукты, овощи, омлет,
    Творог, простоквашу (хлопают в ладоши)

  • Не грызите лист капустный,
    Он совсем, совсем не вкусный,
    Лучше ешьте шоколад,
    Вафли, сахар, мармелад. (нет, нет, нет)

  • Зубы вы почистили -
    И идёте спать.
    Захватите булочку
    Сладкую в кровать (нет, нет, нет)

  • Перед завтраком, обедом

После улицы, игры.

Не забудь, конечно, с мылом

Руки вымыть ты свои (хлопают в ладоши)


  • Ох, неловкая Людмила,
    На пол щётку уронила.
    С пола щётку поднимает,
    Чистить зубы продолжает (нет, нет, нет)

  • Вы за стол решили сесть,

Щи с котлеткою поесть.

Руки с мылом не помыли-

Поспешили, позабыли. (нет, нет, нет)


  • Запомните совет полезный,
    Нельзя грызть предмет железный.
    Если мой совет хороший,
    Вы похлопайте в ладоши (хлопают в ладоши)



Игра: «Советы Мойдодыра»

- Давайте теперь, глядя на картинки, составим правила личной гигиены:

1. Мыть руки с мылом.

2. Умываться по утрам и вечерам.

3. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)

4. Купаться каждую неделю, тереться мочалкой.

5. Ежедневно расчесывать волосы.

6. Стричь вовремя ногти.



Самостоятельная работа.

- А сейчас вам предстоит побывать в роли художников- дизайнеров. Придумайте и нарисуйте новые упаковки для зубной пасты и мыла.

(Конкурс на лучшую упаковку.)


VII. Итог урока.

- Почему нужно чистить зубы?

- Почему нужно мыть руки?

- Как правильно чистить зубы?

- В каких случаях нужно мыть руки?

 Прочитайте вывод на с.57 учебника.


VIII. Рефлексия.

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Для чего нужен сегодняшний урок?

Ребята, кому было трудно на уроке?

- Оцените свои достижения на уроке.

- Кто сегодня вечером правильно почистит  зубы?

Я понял что, …

Я хочу быть здоровым, поэтому я …





















Дополнительный материал к уроку.

Мыло

Ты, конечно, не раз выдувал радужные мыльные пузыри. Они срывались с палочки, медленно плавали в воздухе и вскоре лопались. Когда ты намыливаешь руки, образуются точно такие же мыльные пузырьки, только очень мелкие. Каждый в отдельности и не разглядишь. Все вместе они создают слой легкой пены. У этих мелких пузырьков большая сила. Они отрывают от кожи частички грязи и уносят с собой. Вода смывает мыльную пену вместе с грязью и микробами — и руки чистые. Именно мыльные пузыри поработали над твоими руками.

Варить мыло люди научились еще в глубокой древности — 4 тыс. лет назад. Конечно, первое мыло было мало похоже на душистые разноцветные кусочки в красивой упаковке, которые мы покупаем сегодня.

Это был скверно пахнущий мыльный раствор, сваренный из козьего жира и золы деревьев.

Первые мыловаренные заводы построили во Франции в IX в., т. е. 1100 лет назад. В России мыловаренные заводы стали строить при Петре I. Мылом пользовалась только знать. Крестьяне еще долго стирали и мылись щелоком — древесной золой, прокипяченной с водой.

Сейчас каждый человек за год расходует около 10 кг мыла, шампуня, стирального порошка.


Зубная щетка

Каждый ли день ты чистишь зубы, дружок? Часто ли встречаешься с зубной щеткой? Послушай, какой указ издал французский король для своих подданных, которые служили при его дворе: «Повелеваю мыть руки каждый день, а лицо — почти так же часто, держать в чистоте волосы, глаза, зубы и даже ноги, особенно летом...»

Может быть, сегодня вечером ты вспомнишь рекомендации французского короля и особенно старательно вымоешь лицо, руки и вычистишь зубы?

Давно, когда зубной щетки еще и в помине не было, люди все же чистили зубы. Древние римляне, а особенно римлянки, полоскали рот отваром трав на меду и луковым отваром. Из жженого оленьего рога приготовляли зубной порошок и чистили им зубы, пользуясь деревянной палочкой. Десны после чистки зубов смазывали специальными мазями.

У народов Азии в древности тоже было приспособление для чистки зубов, похожее на современную зубную щетку. Называлось это приспособление «зубной веник».

В европейских странах — во Франции, Англии, в России и других — зубная щетка появилась более 300 лет назад, в XVII в. Тогда-то французский король и обязал своих придворных чистить зубы каждый день.
















18