Конспект урока по окружающему миру
в 1А классе МКОУ «Фатежская СОШ №2»
по теме «Кто такие птицы?»
Подготовила
учитель начальных классов
МКОУ «Солдатская ООШ»
Белова Евгения Сергеевна
План-конспект урока по учебнику
«Окружающий мир. 1 класс».
Автор: А.А. Плешаков
Тема: «Кто такие птицы?»
Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:
познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;
Познавательные:
учить выявлять признаки данного вида животных;
отличать новое от уже известного,
обучать практическому исследованию предметов природы.
Регулятивные:
ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;
использовать жизненный опыт;
учить отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:
умение работать в паре, вести учебный диалог;
формирование уверенности в себе;
учить оценивать свою работу и работу товарища.
Личностные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;
привлекать к проблеме помощи животным;
развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), перья птиц, ножницы, стаканчик с водой; шапочки «Ученого», карточки с заданием; птицы оранжевого и желтого цветов.
Ход урока.
I.Орг.момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс ваш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
-Добрый день, дорогие дети, здравствуйте, уважаемые гости.
-Ребята, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. С вами мы уже немного познакомились. Напомню, меня зовут Евгения Сергеевна.
-Урок наш мы проведем под девизом: «Ужасно интересно все то, что неизвестно. Мы тайны разгадаем и мир большой познаем»
II.Мотивация.
-Давайте будем внимательны, активны, любознательны и усидчивы для того, чтобы разгадать все тайны большого мира.
-Наш урок пройдет в виде небольшого научного заседания. Все вы маленькие ученые и вам предстоит сделать много открытий на уроке.
-Скажите мне, кто такие ученые?
-Значения этого слова и еще очень многих можно посмотреть вот в такой книге. Это толковый словарь Ожегова. Послушайте, какое значение имеет слово «ученый»
-А вы хотите стать настоящими учеными?
-Молодцы
III.Определение темы и целей урока.
-Дети, посмотрите, к нам в класс пришло письмо. От кого же оно?
-Правильно, оно от Муравья Вопросика для ребят 1 А класса.
Письмо Муравья Вопросика:
«Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зеленом доме?»
Звучит музыка «Голоса птиц»
-Дети, кого услышал Муравей?
-А каких птиц знаете вы?
-Молодцы! Много знаете птиц.
-Догадались, о чем мы будем говорить с вами на уроке?
-Тема нашего урока : «Кто такие птицы?»
-Какие мы поставим перед собой цели?
-Сделаем вывод: цель нашего урока: познакомиться с разнообразием птиц и научиться выделять их существенные признаки, чтобы отличать их от других групп животных(фотографии птиц)
IV.Работа по теме урока.
(Слайд 1)
-Ребята, а кто-нибудь из вас знает, чем отличаются птицы от других животных?(они умеют летать)
-Давайте понаблюдаем и скажем, действительно ли главным признаком птиц является умение летать.
(Слайд 2)
-Перед вами рисунки животных. Назовите тех, которые умеют летать. Птицы ли они?
-А курица? Умеет ли летать курица?
(Слайд 3)
-Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто умеет летать- птицы?
(Слайд 4)
-Рассмотрите птиц. Какой общий признак отличает их от других животных? Чем покрыто тело птиц?(перья)
-Так, значит, какой главный признак птиц?(тело, покрытое перьями)
(Слайд 5)
-Да, дети, птиц мы узнаем именно по перьям. Это вполне справедливо, поскольку, из всех живых существ, только птицы имеют перья, за это их называют пернатыми, а все перья на их теле оперением.
-А как вы думаете, для чего птицам нужны перья?
(Слайд 6)
-Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперение птицы чистят и укладывают. Но все равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые перья и отращивают новые.
(Слайд 7)
-Посмотрите на этих птиц. На какие группы они разделены?
-Да, птицы бывают дикими и домашними. Дикие птицы делятся еще на две группы. Отгадайте загадки:
-Бывают птицы разные:
Одни бояться вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
-Как называют таких птиц?(перелетные)
-Другие- те народ другой:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее всякой стужи.
-А таких птиц как называют?(зимующие)
(Слайд 8)
Знакомство со строением птиц (Слайд 9)
-Давайте познакомимся со строением птиц.
-Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (гладкая, обтекаемая)
-Птице нужна такая форма, чтобы преодолевать потоки воздуха и быстро летать.
-Эту особенность строения тела птиц люди давно подсмотрели у природы и создали один из видов воздушного транспорта. Какой транспорт похож на птицу?(самолет)
(Слайд 10).
-Молодцы.
Знакомство со строением пера.
-Вспомним, какой главный признак отличия птиц от других групп животных?
-А вы держали в руках перо птицы?
-Что сделали бы ученые, чтобы больше узнать о свойствах перьев?
-Вот и мы с вами, как настоящие ученые, сейчас внимательно рассмотрим и исследуем перья. Достаньте из конвертиков на ваших партах перья. Рассмотрите их внимательно. Чем они похожи? Чем различаются?
-Найдите маленькие и пушистые перья. Это кроющие перья. Они покрывают все тело птицы, сохраняя тепло. А летают птицы с помощью маховых перьев. Это жесткие и упругие перья. Найдите их.
-Молодцы. Значит, есть кроющие перья для сохранения тепла и защиты тела и маховые для того, чтобы летать.
V.Физминутка.
VI.Продолжение работы по теме.
Практическая работа.
-Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где он.
-Найдите бородки, покажите их. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.
-А что случится, если сейчас подует ветерок?
-Давайте проверим. Положите перышко на ладонь и тихонько на него подуйте. Что случилось?
-Мы же с вами ученые, поэтому просто обязаны проверить, что у пера находится внутри. Хотите?
-Возьмите ножницы и разрежьте его. Что видите внутри?
-Правильно. Оно внутри пустое. Поэтому такое легкое.
-А сейчас ко мне подойдут три человека.
-Проведем небольшой опыт. Опустите перо в воду. Посмотрите, изменилось ли оно? Не намокло ли?
-Да, дети, птицы смазывают свои перышки жидкостью, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, они защищают птиц от влаги и сырости
-Есть такая поговорка «Как с гуся вода». Так говорят, когда человеку все сходит с рук.
-Спасибо за помощь.
-Итак мы выяснили, что тело птицы хитроумно устроенный «аппарат», и очень важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки.
-Для чего служат большие перья?
-Маленькие?
(Слайд 11)
-Дети, посмотрите, почему перо нарисовано рядом с ручкой?
-Много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями.
(Слайд 12)
-А.С.Пушкин писал свои сказки именно таким пером.
-Сейчас у нас у всех есть ручки, но люди до сего дня используют перья. Изготавливают из них подушки, одеяла, одежду и даже украшения.
-Велико значение птиц для человека. Без птиц мы не сможем представить свой мир. Скоро наступит зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще птица умирает от голода, чем от холода. Я вам принесла в подарок кормушку. Повесьте ее со своим учителем на одно из школьных деревьев и не забывайте насыпать корм для пернатых друзей. Они будут этому рады и часто начнут к вам прилетать.
Самостоятельная работа(тест)
-А сейчас проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Для этого выполним небольшой тест.
-Первое задание. Нужно найти, какое из этих животных птица. Закрасьте кружок с цифрой возле нее.
-Второе задание. Какой главный отличительный признак всех птиц?
-Третье задание. Среди данных птиц найдите ту, которая не умеет летать.
(Проверка по эталону(Слайд 13))
-Какие вы молодцы!
VII. Рефлексия.
-Сегодня на уроке вы были маленькими учеными.
-В классе у нас стоит дерево. Оно совсем уже без листочков. Давайте мы его украсим вот такими красивыми птичками и при этом оценим свою работу и настроение на уроке. Выберите желтую птицу, если вам было легко, интересно и настроение ваше хорошее. А, если иногда возникали трудности и вам не совсем все понравилось- красную. Повесьте своих птичек на наше дерево.
VIII. Итог урока.
-Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке?
-Какой главный отличительный признак птиц от других групп животных?
-Для чего им нужны перья?
-Интересно ли вам было исследовать неизвестное?
-Не зря девизом нашего занятия были слова «Ужасно интересно все то, что неизвестно. Мы тайны отгадаем и мир большой познаем»
-Спасибо вам за урок! Вы все большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать. Я увидела умных и заинтересованных детей. Обязательно дома расскажите о том, что нового и интересного вы узнали на уроке.
-Уважаемые гости! Могу ли я вручить ребятам звания ученых и наградить их знаками отличия?