Окружающий мир. 1-Г класс Учитель: Кутрас Марина Валерьевна Тема. КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?
Задачи: познакомить с птицами и показать их разнообразие; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера.
Планируемые результаты.
Предметные : научиться называть основной признак птиц, описывать их по плану.
Метапредметные.
Познавательные : сравнивать различные объекты, устанавливать причинно- следственные связи и зависимость между ними, выдвигать гипотезы и обосновывать их.
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Регулятивные : формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, проявлять готовность к преодолению трудностей.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, потребность сотрудничать со взрослым, бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением птиц, видеофрагменты о птицах, у учащихся – разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, стакан с водой, цветные карандаши.
Ходурока.
- Организационный момент.
- Организация познавательной деятельности.
Работа над загадками. (По мере отгадывания учитель показывает картинки с изображением животных).
Ночь, как смола, черным-черна. Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит. Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет, станет жутко, Вздрогнет спящая трава.
Это ухает… (Сова)
Чёрный жилет, Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел)
Спереди –шильце, Сзади –вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)
Над цветком порхает, пляшет,
Ветерком узорным машет. (Бабочка)
Пёстрая крякушка Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. ( Утка)
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
2. Актуализация необходимых знаний.
Беседа по картинкам.
- Назовите одним словом. (Животные)
- Что у них общего? (Все они летают)
- Какое животное из этой группы вы считаете «лишним»? (Бабочка)
- Докажите. (Бабочка – это насекомое, у неё шесть ног).
- Определите тему сегодняшнего урока.
(Мы будем изучать птиц)
- Определите задачу сегодняшнего урока.
(Варианты ответов учащихся)
На доске. К аких животных называют птицами?
3. Организация познавательной деятельности.
1). Игра «Кто больше».
( Соревнование : побеждает тот, кто последний назовёт название птицы) Проблемный вопрос. – Как же можно отличить птиц от других животных?
(Обсуждение возможных утверждений).
Вывод. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. 2). Знакомство со строением птицы.
( Работа в парах. Игра «Собери птицу на картинке» с последующей работой
по учебнику с. 36. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы.)
Определить название птицы по Атласу-определителю.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Практическая работа в группах. Исследование пера птицы.
План
- Чем различаются перья? ( Цветом, формой, размером) Определите, где стержень у пера.
- Чем различаются перья? ( Цветом, формой, размером)
- Определите, где стержень у пера.
- Определите, где бородки у пера. При помощи лупы обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
- Определите, где бородки у пера. При помощи лупы обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
- Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят. Они лёгкие). Разрежьте перо. Что видите внутри? (Ничего. Внутри пусто).
- Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят. Они лёгкие).
- Разрежьте перо. Что видите внутри? (Ничего. Внутри пусто).
Вывод. Поэтому оно лёгкое.
- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.
- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.
Вывод. Перья защищают птицу от воды и сырости).
- Проблемный вопрос. Для чего нужны птицам большие перья?
- Проблемный вопрос. Для чего нужны птицам большие перья?
(Чтобы летать). А для чего нужны маленькие перья? (Для тепла)
- Презентация самостоятельной исследовательской работы «Ворона». 5). Выполнение заданий в рабочей тетради с.25-26.
- Рефлексия. Работа над загадками.
И петь не поёт,
И летать не летает… За что же тогда
Его птицей считают? (Страус)
Скажи-ка мне, Какой чудак
И днём и ночью Носит фрак? (Пингвин)
-Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?
(Их тело покрыто перьями).
Рассказ заранее подготовленных учащихся об этих птицах «Это интересно».