Конспект урока окружающего мира во 2 классе
«Бюджет семьи»
Аннотация: Данная работа посвящена проблеме организации интерактивных форм обучения при реализации программ начального общего образования. В материале представлен конспект урока окружающего мира. На этом уроке в ходе ролевой игры вводятся такие понятия как «бюджет», «доходы», «расходы». Обучающиеся знакомятся с распределением денег в семейном бюджете, учатся подсчитывать бюджет семьи. Автор приходит к выводу, что применение таких интерактивных форм обучения дает возможность учителю успешно заложить основы финансовой грамотности у учащихся начальных классов. Рассматриваемая тема будет интересна учителям начальных классов, работающим по разным учебно-методическим комплектам.
Ключевые слова: ролевая игра, семья, бюджет, расходы, доходы.
Цель урока: формировать представление о бюджете семьи.
Задачи урока: познакомить со структурой семейного бюджета; развивать познавательный интерес, речь обучающихся; формировать умение работать в группе; воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности и целеполагание.
- Сегодня у нас будет очень интересное занятие. А на какую тему – вы узнаете, отгадав зашифрованное слово ЖЕТДБЮ
- Какое слово зашифровано? (Бюджет)
- О чем будем говорить на занятии? (О бюджете)
- Тема урока: Бюджет семьи.
- Мы сегодня познакомимся с распределение денег в семейном бюджете, научимся подсчитывать бюджет семьи.
2. Актуализация знаний
- Вначале вспомним, что такое бюджет, из каких частей он состоит. (Ответы детей)
- Прочитайте слова. (Зарплата, пенсия, пособие, стипендия, питание, одежда и обувь, квартплата, транспорт, обучение, лечение, отдых, хозяйственные товары)
- Кто получает зарплату, пенсию, стипендию, пособие?
-Подумайте, на какие 2 группы можем разделить слова? (На доходы и расходы)
- Распределим карточки со словами на 2 группы.
- Прочитайте слова первой группы
- Как назовем первую группу? (Доходы)
- Прочитайте слова 2 группы
- Как назовем вторую группу (Расходы)
- Итак, из чего складывается семейный бюджет? (Из доходов и расходов) (Заполняют кластер)
Бюджет семьи |
Доходы | Расходы |
зарплата | питание |
пенсия | одежда и обувь |
пособие | квартплата |
стипендия | транспорт |
иные виды доходов | обучение |
| лечение |
| отдых |
| хозяйственные товары |
3. Организация познавательной деятельности
- Вспомним, с чем можно сравнить бюджет семьи. (С кошельком) Почему?
- Сейчас поиграем в игру «Семейный бюджет». Вы будете планировать бюджет одной семьи на месяц.
- В игре участвуют 5 семей: Петровы, Сидоровы, Морозовы, Смирновы, Антоновы.
- Чтобы начать игру, нам нужно будет распределить роли.
- Я вам выдаю карточки с указанием состава семьи, вы должны будете распределить роли. (Приложение 1)
- У каждого члена семьи свой доход. Переверните листочки, теперь у вас на партах таблицы с доходами членов семьи. Внимательно изучите таблицу и ознакомьтесь, у кого какой доход. (Приложение 2)
- У меня есть помощники. У них есть золотые и серебряные монеты – смайлкоины. Это наши деньги. Одна золотая монета - 10 смайлкоинов, серебряная – 5 смайлкоинов. Мои помощники будут выдавать вам зарплату, пенсию, стипендию, пособия.
- Сейчас каждый член семьи получит у моих помощников свои деньги согласно таблице доходов, и семья потом должна будет посчитать вместе свои денежки и узнать какой общий доход вашей семьи.
- Назовите доход вашей семьи.
- Положите деньги в кошелек – это ваш доход на месяц.
- Теперь вы будете тратить ваши деньги.
- Как вы думаете на что обязательно надо истратить деньги? (На самое необходимое)
- Даю вам список расходов, а вы должны будете проставить галочки, на что будете тратить ваш доход за месяц. (Лечение, лекарства, питание, одежда и обувь, средства гигиены, проезд, игрушки, спортивная (музыкальная) школа, кружки, книги, квартплата, школьные принадлежности, телефонная связь, оплата детского сада; посещение кинотеатров, музеев, театров; сладости, парикмахерская, бытовая техника) (Приложение 3).
- Назовите, на что потратите деньги.
- Сейчас я вам даю листочки с ценами расходов, вы должны будете посчитать, сколько смайлкоинов вы израсходуете за месяц.
- Назовите ваши расходы
- Теперь сравните сумму расходов за месяц с вашим общим доходом.
- В какой семье расходов больше, чем доходов?
- Что вы будете делать?
-Как можно уменьшить расходы?
- В какой семье расходов меньше чем, доходов? Что можно делать с оставшимися деньгами?
- Мы с вами просто поиграли в игру «Семейный бюджет». А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что потратить их в первую очередь, а с чем подождать. Поэтому от вас требуется, чтобы вы подумали, прежде чем попросить дорогую игрушку, или что-то ещё, есть ли деньги на это в бюджете вашей семьи.
4. Рефлексия учебной деятельности
- О чем говорили на занятии?
- Почему важно уметь управлять бюджетом семьи?
- Выберите верные утверждения.
Уходя из дома, выключайте свет.
- Кто понял, как нужно распределять деньги в бюджете семьи, поднимите золотую монету, кто испытывал затруднения – поднимите серебряную монету.
Список литературы
1. Давлетова Е. Р. Бюджет семьи (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/10/29/uchebnyy-material
2. Елисеева Е. В. Урок окружающего мира "Семейный бюджет". 2-й класс (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/627787
3. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова - М.: Астрель, 2014.
4. Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. Окружающий мир. 2 класс: учебник: в 2 частях – М.: Дрофа: Астрель, 2020.
5. Михайлова Ю. Н. Урок окружающего мира во 2 классе. Тема:"Бюждет семьи"(УМК Планета Знаний") (Электронный ресурс) - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/12/10/urok-okruzhayushchego-mira-vo-2-klasse-temabyuzhdet
Приложение 1
Состав семьи
Состав семьи Петровых
Мама | |
Папа | |
Бабушка - пенсионерка | |
Сын - студент | |
Дочка - школьница | |
Сын – 1 год | |
Состав семьи Сидоровых
Мама | |
Папа | |
Бабушка - пенсионерка | |
Дедушка - пенсионер | |
Сын - школьник | |
Дочка – 5 лет | |
Состав семьи Морозовых
Мама | |
Папа | |
Бабушка - пенсионерка | |
Дедушка - пенсионер | |
Дочка - студентка | |
Сын - школьник | |
Состав семьи Антоновых
Мама | |
Папа | |
Бабушка - пенсионерка | |
Прабабушка - пенсионерка | |
Сын - студент | |
Сын - школьник | |
Состав семьи Смирновых
Мама | |
Папа | |
Бабушка - пенсионерка | |
Прадедушка - пенсионер | |
Дочь - студентка | |
Сын – 2 года | |
Приложение 2
Доход семьи
Доход семьи Петровых
мама | зарплата | 30 с. |
Папа | зарплата | 35 с. |
бабушка | пенсия | 15 с |
Сын | стипендия | 10 с. |
дочка | пособие | 5 с. |
сын | пособие | 5 с. |
Доход семьи Сидоровых
мама | зарплата | 25 с. |
Папа | зарплата | 30 с. |
бабушка | пенсия | 15 с |
Дедушка | пенсия | 20 с. |
Сын | пособие | 5 с. |
дочка | пособие | 5 с. |
Доход семьи Морозовых
мама | зарплата | 20 с. |
Папа | зарплата | 30 с. |
бабушка | пенсия | 10 с |
Дедушка | пенсия | 20 с. |
дочка | стипендия | 15 с. |
сын | пособие | 5 с. |
Доход семьи Антоновых
мама | зарплата | 25 с. |
Папа | зарплата | 35 с. |
бабушка | пенсия | 15 с |
прабабушка | пенсия | 10 с. |
Сын | стипендия | 10 с. |
сын | пособие | 5 с. |
Доход семьи Смирновых
мама | зарплата | 25 с. |
Папа | зарплата | 20 с. |
бабушка | пенсия | 15 с |
прадедушка | пенсия | 20 с. |
дочь | стипендия | 15 с. |
сын | пособие | 5 с. |
Приложение 3
Список расходов
Лечение, лекарства | 10 с. |
Питание | 40 с. |
Одежда и обувь | 10 с. |
Средства гигиены | 5 с. |
Проезд | 5 с. |
Игрушки | 5 с. |
Спортивная (музыкальная) школа, кружки | 15 с. |
Книги | 5 С. |
Квартплата | 20 с. |
Школьные принадлежности | 5 с. |
Телефонная связь | 5 с. |
Оплата детского сада | 10 с. |
Посещение кинотеатров, музеев, театров | 5 с. |
Сладости | 5 с. |
Парикмахерская | 5 с. |
Бытовая техника | 20 с. |