СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКиСЭ "Этикет"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ Этикет»

МБОУ школа №1 г.Кинешма

Ф.И.О. Маслова С.Н.

Предмет: ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс: Класс 4

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы


Тема

Этикет

Цели


Образовательные: Помочь учащимся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.


Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Планируемый результат

Предметные: Знание и понимание правил этикета; знакомство с основами этикета, его значением в жизни; формирование первоначальных представлений о возникновении правил этикета; осознание в применении правил этикета


Личностные: Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

чувствам других людей.

Метапредметные: П. Формируем умения ориентироваться в своей системе знаний, умение осознать недостаток информации, осуществлять поиск и выделение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрации).

Р. Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К. Умение соблюдать правила вежливого общения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать взаимопомощь и находить альтернативные способы в разрешении конфликтов.

Основные понятия

Усвоение понятий: этикет, образец, правила этикета, речь, нормы поведения.

Ресурсы:


Б.Заходер «Перемена»

Г.Б. Остер «Вредные советы»

«Юности честное зерцало…»

Пословицы и поговорки по теме.

Стихотворения о правилах этикета

Компьютер, Интерактивная доска, презентации.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа






Технология проведения

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:


- Здравствуйте, ребята!

-Скажите, а можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?

А кто первым подаёт руку при приветствии: мальчик или девочка?

А кто первым должен закончить телефонный разговор: тот, кто звонил или тот, кому звонили?

Куда следует наклонять тарелку с супом: к себе или от себя?

Можно ли пойти в театр в новом спортивном костюме?

-Ваши мнения разошлись. Одни считают, что следует поступить так, а другие –иначе. А между тем, спорить тут нечего (учитель озвучивает правильные ответы). Дело в том, что существуют для подобных случаев правила поведения, которые все вместе называются красивым словом «этикет».


).

Коммуникативные: обмен

мнениями, выражают свою

точку зрения.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и

формулирование цели.

Личностные: Мотивация к

учебной деятельности,

желание учиться, проявление

интереса к предмету.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:




- Чему же будет посвящен сегодня урок? - Давайте вместе определим цели урока.







Регулятивные УУД:

Принимают и сохраняют

учебную задачу, осознают

недостаточность своих знаний.

Познавательные УУД:

осуществляют поиск

необходимой информации.

Личностные: проявляют

самостоятельность в поиске

решения задачи

Коммуникативные УУД:

умеют слушать и слышать,

отвечать на поставленные

вопросы.


III. Изучение нового

(20 мин)

Цели:



1.Беседа.-Итак, сегодня мы будем путешествовать по удивительной стране, которая называется «этикет». Давайте ещё раз уточним, что же означает это слово (слайд 1)

- Ответ можно найти в учебнике на с. 56 и в словаре. (С.И. Ожегов, с. 731) (слайд 2)

-Откуда же взялось это слово?


2. Рассказ подготовленного ученика.

Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет». Казалось бы, что общего между этими словами. Этикетку все видели, все знают. Это яркая наклейка, которая привлекает наше внимание и рассказывает о предмете. От того, как нам понравится этикетка, во многом зависит наше отношение к вещи, к предмету А этикет определяет, как человек общается с другими людьми, его внешний вид, манеру вести себя. Именно это прежде всего бросается в глаза при знакомстве и по этому нередко судят о нас самих. Вот и получается, что «этикетка» и «этикет» - слова-родственники. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.


3.-Ну что ж, пора отправляться в путешествие. Для нашего путешествия нам пригодится багаж… «волшебных» слов.

-Назовите, какие «волшебные» слова вы знаете. Почему их так называют? (слайд 3)

4. Продолжим наше путешествие на общественном транспорте. Вот как раз и трамвай подошёл.

Разыгрывается сценка по стихотворению С Михалкова «Одна рифма».

-Приходилось ли вам наблюдать такое в нашем общественном транспорте? Какие ещё ситуации вам встречались?

Работа в группах.

Обсудите, как следует поступить в данной ситуации?

1 группа. На улице уже по -вечернему прохладно. Ты возвращаешься с тренировки, на тебе тёплый свитер. Так хочется открыть окно в автобусе, тем более, что и народу немного: сзади сидят лишь седенькая старушка и краснощёкий малыш со своим папой. Можно ли это сделать?


2 группа. Вы возвращаетесь из цирка на городском автобусе. Было очень смешное представление. Вам весело, хочется обсудить, что видели и даже показать руками, как нужно жонглировать. Можно ли это делать? Если да, то как? Если нет, то почему?


3 группа. Тамара вошла в полупустой автобус, села и осторожно дотронулась до плеча дремавшей впереди старушки: «Деньги на билет передайте, пожалуйста». Молодая женщина, сидевшая рядом, взглянула на Тамару и тихо сказала: «Не очень то ты воспитана, девочка». Тамара обиделась: «Почему это нехорошо? Может быть, деньги на билет передать уже нельзя?» Права или неправа Тамара?

Проверка (выслушиваются ответы каждой группы).

Обобщение: этикет в транспорте –слайд 4


5.-Мы продолжаем наше путешествие.

Работа в группах.1 группа отправится в театр, а 2-я и 3-я группы - в гости.

Задание для 1 группы. Изучить правила поведения в театре. Составить по ним вопросы для 2 и 3 групп.

(1.Не рекомендуется при посещении театра надевать спортивную или рабочую одежду, использовать резкие духи.


2. На спектакль следует прийти за пятнадцать-двадцать минут, чтобы раздеться и сесть на свое место.


3.Проходя между рядами, всегда иди спиной к сцене. Чтобы занять места, указанные в билете, тебе часто приходится беспокоить уже сидящих людей. Не забывай говорить "извините", тревожа уже занявших свои места людей.


4.Мобильные телефоны нужно обязательно выключить до начала представления. Невежливо во время спектакля обращаться с вопросами к соседям, комментировать происходящее на сцене, шелестеть программкой, шуршать обертками, есть мороженое, пить прохладительные напитки.


5.Своими впечатлениями лучше делиться в антракте. Может случиться, что представление придется тебе не по душе. Постарайся сдержать свои чувства, спокойно дождись ближайшего антракта, и посиди до окончания спектакля в фойе театра, предупредив об этом педагога.


6.По окончании спектакля не торопись в гардероб, не дождавшись ухода артистов со сцены.)


Задание для 2 группы. Подготовить выразительное чтение отрывков из книги «Вредные советы» Г. Остера, сформулировать по тексту полезные советы, записать, дополнив своими советами, как правильно вести себя в гостях и принимать гостей.

(Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома -

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Сложно будет вынимать.


Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла,

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

- Стой! Сдавайся! Руки вверх!

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

За плечо возьмет вас папа

И куда-то поведет.

Там, наверно, очень долго

Папа будет вас хвалить.)


Задание для 3 группы. Прочитать выразительно отрывки из книги «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». Составить правила поведения за столом.

(Более 200 лет назад в России появилась книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно себя вести за столом. Называлась эта книга «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению» и составлена была самой Академией наук по указу Петра 1.

Вот некоторые правила из этой книги:

«…Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке посему правилу:

1. Над едой не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотив куска, не говори.

2. Часто сморкать, чихать и кашлять не пригоже.

3. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай.

4. Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

5. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь мясо ножом.

6. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

7. Не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотишь.

8. Когда тебе предложат, возьми только часть, а остальное передай другим и поблагодари…»

Вот такие приличия необходимо было соблюдать в те времена. Они не потеряли своего значения и сегодня.)


Проверка выполнения задания каждой группы. Обобщение :слайды 5-8.

Физминутка. Я захотел устроить бал

И я гостей к себе позвал…

6.-Страна этикета очень большая, но нам пора возвращаться в школу. Вот мы в родной школе. И попали прямо на перемену.

Сценка по стихотворению Б. Заходера «Перемена». (Показывают заранее подготовленные ученики).

Не встречались ли вы с таким Вовой?

Знаете ли вы правила школьного этикета?

Разыграть ситуацию.

1 группа. Два мальчика столкнулись в дверях класса. Кто из них должен уступить дорогу, если их возраст 8 лет и9 лет?

2 группа. 6 человек, из них 2 девочки – войти в класс из коридора и сесть на 4 стула.

3 группа. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя Наталью Ивановну. Как поздороваться вежливо?

Обобщение: слайд 9-10.






Познавательные УУД:

осуществляют поиск

необходимой информации из

материалов учебника и

рассказа учителя; выделяют

необходимую информацию,

извлекая ее из услышанного

стихотворения, в результате

анализа делают вывод.

Коммуникативные УУД:

способность работать в паре;

готовность слушать

собеседника и вести диалог;

эффективно сотрудничать с

учителем и сверстниками.

Регулятивные: оценивают

свои знания, выделяют то, что

уже известно, и то, что

предстоит узнать и усвоить.

Личностные: имеют желание

выполнить работу без ошибок,

понимают важность

соблюдения определенных

правил.



IV. Закрепление нового (10мин)

Цель:


Работа с пословицами в парах. Игра «Составь пословицу». Объяснение смысла пословиц. (запись в тетрадь,

проверка)

Мил тот гость, ………что недолго гостит.

У себя как хочешь, …..а в гостях как велят.

Не дорог подарок, ……дорога любовь.

Хоть не богат, ….а гостям рад.

На незваного гостя….не припасена и ложка.

Чего в другом не любишь. ….того и сам не делай.

(слайд 11)








Коммуникативные: умеют

слушать, слышать и понимать

партнера, отстаивают свою

точку зрения, уважая при этом

партнера и самого себя.

Познавательные: применяют

полученные знания в

практической деятельности,

анализируют, сравнивают,

делают выводы.

Регулятивные: контролируют

и корректируют свои действия

и действия партнера.

Личностные: принимают и

осваивают социальную роль

обучающегося; развиваются

навыки сотрудничества.





V. Подведение итогов.(3 мин)

-Вот и заканчивается наше путешествие. Страна этикета очень большая. Чтобы больше о ней узнать, можно прочитать умные книги. Запоминать все правила этикета не обязательно. Главное условие – так строить своё общение с людьми, чтобы даже внешне подчёркивать своё уважение к ним.

-Прочитаем и объясним мудрые слова Дж. Свифта: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение» (слайд 12).



VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5мин)

:











VII.Домашнее задание (2 мин)


. - Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:

1.Сегодня я узнал (а)…..

2.Я понял(а)…….

3.Я научился (лась)….. 5.Меня удивило…..

6.Мне захотелось…

7.Урок дал моей жизни

4.Было интересно…







Объяснить слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Коммуникативные: полно и

грамотно выражают свои

мысли.

Регулятивные: осознают

важность приобретения новых

знаний.

Познавательные: оценивают процесс и результаты своей

деятельности.

Личностные: осознают

важность полученных знаний.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация Этикет»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!